ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ
статья по физике (7 класс) по теме

Ожиганова Оксана Николаевна

Внеклассная работа по физике

Клуб «Юных знатоков »

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnaya_rabota_po_fizike.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по физике

Клуб «Юных знатоков »

Под внеклассной работой  по физике понимают необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время

В теории и методике обучения различают два типа внеклассной работы.

К первому типу относится внеклассная работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия после уроков). Основная цель - ликвидация  (и предупреждение) имеющихся у  учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу физики.

Вторым типом внеклассной работы является работа с учащимися, проявляющими к изучению предмета повышенный  интерес.

Клуб «Юных знатоков физики » относится ко второму типу внеклассной работы.

Клуб  создан в 2010- 2011 учебном  году. Участниками являются ученики  трех 7 классов.

Форма внеклассной работы  - игра.

Курс физики в 7 классе представлен  тремя  разделами: 

  1. Первоначальные сведения о строении вещества. Механическое движение. 
  2. Взаимодействие тел.
  3.  Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа.

Для расширения и углубления знаний учеников  по изученной теме проводилась игра. В каждом классе была собрана команда, и течение года коллектив участников был достаточно постоянным.

Основные этапы  игры:

  1. подготовительный;
  2. игровой;
  3. итоговый.

Подготовительный этап включает: создание  учителем презентации с конкурсными заданиями;  формирование в каждом классе команды из  7 человек (каждая команда должна придумать себе название, девиз, эмблему, выбрать капитана); приглашение членов жюри (старшеклассники, учителя).

Игровой этап.

Он состоит в проведении самой игры. Команды занимают свой места, ведущий напоминает условия игры: задается вопрос; команда, посовещавшись, пишет свой ответ на бланке; капитан передаёт бланк  жюри; ведущий зачитывает правильный ответ.

 Конкурсные задания   состоят из задач расчетных, качественных, экспериментальных, олимпиадных.

Примеры  расчетных задач:

  1. Игра по теме «Первоначальные сведения о строении вещества. Механическое движение»

Рекорд дальности полёта с одновременным голоданием принадлежит золотистой ржанке, которая без посадки пересекает участок Тихого океана между Аляской и Гавайскими островами, равный 3500 км, со средней скоростью 14 м/с. Вопрос: за какое время золотистая ржанка совершает этот голодный перелёт?  

  1. Игра  по теме «Взаимодействие тел» 

Какой силой по модулю уравновешивалась сила тяжести, действующая на спускаемый космический аппарат массой 2,4 т с первым в мире космонавтом Ю.А. Гагариным. Когда снижение происходило равномерно?  

Примеры качественных задач:

  1. Игра по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа»

Почему сухое дерево при горении издает треск?

  1. Игра по теме «Первоначальные сведения о строении вещества. Механическое движение»

Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике:  кто-то украл золото? Или это чудо, знамение?

 Примеры экспериментальных задач:

1. Игра  по теме «Взаимодействие тел» 

Определите силу тяжести, действующую на алюминиевый цилиндр, используя мензурку и таблицу плотностей.

  1. Игра по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа»

Используя барометр- анероид и масштабную линейку, определить, с какой силой атмосфера давит на тетрадь.

Примеры олимпиадных задач:

  1.  Игра по теме «Первоначальные сведения о строении вещества. Механическое движение»

Капля масла объемом 0,003 мм3 растеклась по поверхности воды тонким слоем и заняла площадь 300 см2. Принимая толщину слоя равной диаметру молекулы масла, определите этот диаметр.

  1. Игра по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа»

Взрослому и ребенку нужно перейти ручей: одному – с левого берега, другому – с правого. Имеется по доске на каждом берегу, но доски немного короче, чем расстояние между берегами. Каким образом они могут перейти с одного берега на другой?

В игре есть рубрика «Вопрос от классного руководителя». С помощью видеокамеры заранее записывается вопрос, который демонстрируется во время игры.

 Пример из   зимней игры по теме «Взаимодействие тел»:

  В произведении А.С. Пушкина  «Руслан и Людмила» есть такие строки:

И вдруг неведомая сила

Нежней, чем внешний ветерок,

Её на воздух поднимает,

Несёт по воздуху в чертог…

     Вопрос: как называется состояние, в котором пребывает Людмила?

Чтобы игра не была слишком напряжённой, в конкурсные задания включены веселые задачки от Григория Остера  или загадки.

Например:

1. Игра по теме «Первоначальные сведения о строении вещества. Механическое движение»

Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит.

Над рекой, над долиной повисла белая холстина.

 С неба пришел, в землю ушел.  

На всех садится, никого не боится.

Что в гору не выкатишь?

Нужно отгадать и указать агрегатное состояние вещества.

           2. Зимняя  игра  по теме «Взаимодействие тел» 

 Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомых явления. Одно при каждой остановке толкало вперед, а другое, когда вагон трогался - дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?

При подведении итогов подсчитываются  набранные баллы. И объявляются победители.

Задачи внеклассной работы:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к физике;
  • расширение и углубление знаний  учащихся по программному материалу;
  • развитие гибкости ума и мышления у учащихся;
  • развитие у них умений самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
  • создание актива, способного оказать учителю физики помощь в организации эффективного обучения физики всего коллектива данного класса;
  • расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении физики в технике, производстве, промышленности и т.д.;

Отзывы об игре учеников.

«…Игра мне очень понравилась. Было очень весело и увлекательно. Мы проверили свои знания, сами для себя поняли, на что мы способны…»

Анастасия 7 «а» класс

«…Мне игра  очень понравилась.  Самой сложной для меня была  задача о растяжении капроновой нити при ловле сома, который весит 300 кг. Игра была очень весёлой, задания оказались сложными, но решаемыми. Я рад, что наша команда заняла первое место …»

Сергей  7 «а» класс

«… По моему мнению, эта игра поможет  пополнить ребятам их знания по физике. Наша команда «Элементы» заняла второе место. Мы с удовольствием решали все задания и проводили опыт…»

Алена 7 «в» класс

Процесс обучения и воспитания в целом настолько сложен и многогранен, что учитель не может полноценно осуществлять его только на уроках. Чтобы привить учащимся устойчивый интерес к предмету, дополнить и углубить те знания, которые они получают на уроках, необходимо работать с учащимися и во внеурочное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по физике

Занимательные опыты...

Внеклассная работа по физике. Декады физики

Какую роль играет внеклассная работа в образовательной деятельности педагога? Как провести декаду физики? Какие можно применить формы и методы? Хочу поделиться своим многолетним опытом. Статья содержи...

Внеклассная работа по физике:конкурсы и викторины

В работе приводится конкретный материал(вопросы,простые...

Внеклассная работа по физике в малокомплектной школе

Разработка недели физики в малокомлектной школе с электронным приложением для создания физических газет....

Внеклассная работа по физике. Декада физики 2013-2014 учебный год

С 22 января по 5 февраля 2014 года в МКОУ Глуховской СОШ была проведена декада физики. В данной работе представлены задачи и план проведения данного мероприятия. Подведены итоги и отмечены победители ...

Внеклассная работа по физике " ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"

quot; ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"...

Внеклассная работа по физике в школе из опыта работы учителя

Можно познакомится с некоторыми формами внеклассной работы, которые я проводила....