"Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх." 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Конспект урока, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНДРАКОВА Н.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Тема урока: «Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх»

 Урок физики в 9 классе (по программе  А.В. Перышкина  базовый уровень)

Цели:

   образовательная:

- выявить и доказать  от чего зависит свободное падение тел и движение тела, брошенного вертикально вверх, используя формулу Галилея.

   развивающие:

-  овладение   умениями и навыками  наблюдать, сопоставлять, сравнивать и анализировать полученные данные; высказываться на заданную тему.

   воспитательные:

-  формирование коммуникативных навыков и умения работать в режимах «учитель – класс», «учитель – ученик». 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы проведения: проблемный, наглядный, самостоятельная работа, фронтальный опрос, решение задач.

Сопровождение урока: Презентация “Свободное падение, движение тела, брошенного вертикально вверх ”, кинофрагмент, материалы ЕК ЦОР, опыты.

Оборудование урока: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, электронный дидактический материал для учащихся, приборы: листы бумаги, книга, алюминиевый и стальной цилиндры.

Ход урока:

Организационный момент:

 Здравствуйте, ребята! С сегодняшнего дня мы будем рассматривать характер и законы движения тел, на которые действует только сила тяжести.

Актуализация знаний: Видов движений под действием силы тяжести может быть несколько: движение тел брошенных вертикально вверх, вертикально вниз, брошенных  горизонтально. Значение знаний этих законов трудно недооценить. Они объясняют движение парашютистов, снарядов, спортсменов на трамплинах  (слайд 2)

Проблемный вопрос: Как вы думаете, каким законом описываются  эти действия?   Как ведут себя падающие тела в реальных условиях?

Проведение опытов:

Опыт №1: Падение бумаги и книги (сначала каждый предмет отдельно, а потом лист лежит на книге). Обоснуйте это явление? (ответ учащихся)  

Правильно.  Вывод: Если лёгкое тело падает медленнее, чем тяжёлое, то оно должно «притормаживать» падение тяжёлого тела и связка двух тел должна падать медленнее, чем одно тяжёлое тело.

Но ведь связку можно считать одним телом, ещё более тяжёлым. И значит, связка должна падать быстрее, чем одно тяжёлое тело (слайд 3)

Опыт №2: Падение двух листков бумаги, один из которых смят в комок. Объясните эти действия? (ответ учащихся)  

Совершенно верно. Вывод: Время падения не зависит от массы тела, так как масса одинаковая, а форма разная (слайд 4)

Опыт №3: Падение гирек массой 50г и 150 г.  Почему гирьки упали одновременно? (ответ учащихся)  

 Вывод:  Мы еще раз убедились, что время падения не зависит от массы тела! (слайд 5)

Теперь мы с вами попытаемся выяснить, как падают тела, от чего зависит время падения, что будет, если не учитывать сопротивление воздуха.

Введение в тему:  Впервые теорию свободного падения выдвинул великий мыслитель древности Аристотель   (информация учащихся).

Обоснуйте позицию Аристотеля по вопросу свободного падения  (в результате дискуссии учащиеся  приходят к выводу, что мнение Аристотеля ошибочно)  Давайте посмотрим позицию другого ученого.

(Слушаем выступление учащегося, сопровождаемое  презентацией из  жизни ученого – физика  Галилео Галилея)

Знаменитая «падающая» башня – это колокольня собора в городе Пизе, часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля. Благодаря своему конструктивному изъяну она известна во всём мире. Башня достигает в высоту 55 метров, а надпись на ней свидетельствует, что заложена она в 1174 году. В 1564 году в Пизе родился  Галилео Галилей, будущий знаменитый учёный. Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов.    

        Нес Галилей одной рукою
       Маленький шар из свинца,
       А сзади ядро другое
       Тащили три молодца...  
       Ядра, различные весом,
       Сбросить решил Галилей.
       Какое из них, профессор,
       Может упасть скорей?

Обоснуйте позицию  ученого  (учащиеся  приходят к выводу что данный ученый прав).

Да,  действительно тела падают с одинаковым ускорением  в безвоздушном пространстве, а где же  эти законы находят применение в реальной жизни:

Задание №1 Учитель демонстрирует кадры   из всеми любимого мультфильма «Трое из Простоквашино».

Задание №2 Послушаем выступление, как  знание законов свободного падения было использовано при изобретении парашюта (выступление учащихся).

Задание №3 Предлагаю вашему вниманию небольшой ролик - анимацию, показывающий падение тел разной массы в трубке Ньютона. (видеоролик)

Проблемный вопрос:  Какое отношение имеет увиденное  к  теме нашего урока?  (ответ учащихся по группам:  мы наблюдаем свободное падение)

Как видите, очень много интересного связано с явлением свободного падения или с движением тела под действием силы тяжести. Подведём итоги, что же такое свободное падение, это и будет тема нашего урока. Открывает учебник (стр. ) и записываем определение  в тетрадь  «Свободное падение – движение тел только лишь под действием притяжения Земли»

На поверхности Земли падение тел условно считается свободным, так как при падении тел в воздухе всегда возникает ещё и сила сопротивления воздуха, поэтому более тяжёлые предметы падают быстрее. Идеально свободное падение возможно лишь в вакууме, где нет силы сопротивления воздуха, и независимо от массы, плотности и формы все тела имеют одинаковые скорости и ускорения, что мы и наблюдали в трубке Ньютона.

При свободном падении все тела вблизи поверхности Земли независимо от их массы приобретают одинаковое ускорение, называемое ускорением свободного падения. Запишем в тетради значение этой величины:

                                    g=9.8 м/с2 (10 м/с2)

Чтобы убедиться, что свободное падение не противоречит законам природы, давайте представим движение тела массой m  по горизонтальной поверхности под действием силы F. Тогда при увеличении массы тела в два раза приложенная сила тоже увеличится в два раза, при условии сохранения характера движения (слайд 9). А теперь мысленно повернём картинку на 900. Что получится? Правильно, падение вертикально вниз под действием силы тяжести (слайд 10)  Теперь попробуем вывести формулы для движения тела вниз, и брошенного вертикально вверх. Сначала разберёмся, как пройденный путь зависит от времени движения. Я предлагаю вашему вниманию интерактивную модель движения тел вниз/вверх  (слайд 11)

                                                                                         

Делаем вывод: (ответ детей на основании графиков) пройденный путь прямо пропорционален квадрату времени, следовательно, свободное падение – равноускоренное движение.

Ребята запишите   эти формулы   в тетради (слайд 12) .

                       υ=gt  (скорость тела при свободном падении)

                        s=t2  (перемещение при свободном падении, высота)

На краю стола у вас лежат карточки. На них проводится аналогия между равноускоренным движением и движением тела вверх/вниз. Проанализируем эти формулы  в группах

Рефлексия: Думаю, мы с вами узнали достаточно много нового. Предлагаю закрепить полученные знания в процессе решения задач, которые встречаются в ГИА по физике. У доски решают задачи трое учащихся от каждой группы. Класс решат задачи по карточкам в группах. (Приложение)   Анализируем решение задач у доски (критерии оценки на доске).

Подведение итогов: Давайте вспомним выступление учащихся.

С какими  историческими фактами вы сегодня  познакомились?

Какие знания получили? Чему научились?  Какие затруднения  возникли при решении задач?  Какую  формулы сегодня мы вывели на уроке?

Я хочу отметить активную работу (выставляем оценки, комментируем работу в группах  и записываем домашнее задание (слайд 16) .

Домашнее задание: Учебник  § 13-14 учить, стр. 52 – 58, Упр.13 №1, стр.56

Упр.14 , стр.60

Спасибо за урок, до свидания!

Литература, источники информации:

1. Учебник: А. В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика 9 класс. М.: Дрофа, 2013 г.

2. .Волков В. А., Полянский С. Е.Поурочные разработки по физике 9 класс,

М. Вако, 2011.

3.Интернет-ресурс ЕК ЦОР


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов "Три пальмы". Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Интегрированный урок литературы и физики на тему стихотворения М.Ю.Лермонтова "Три пальмы". Сделан анализ художественно-изобразительных средств, примененных в стихотворении. По физике разобран раздел ...

Презентация по физике "Движение тела, брошенного вертикально вверх"

Презентация  по физике "Движение тела, брошенного вертикально вверх"...

Самоанализ урока информатики в 11 классе «Исследование физической модели на примере движения тела, брошенного под углом к горизонту. Формальная модель»

Данный урок проводился в 11 А классе МБОУ «СОШ №1»,  класс информационно-технологического профиля. Учебник «Информатика и ИКТ» под редакцией Н.Д. Угриновича, авторской программы  основного...

17. Движение тела, брошенного вертикально вверх

Содержит конспект урока, поурочный план ,ЦОР к уроку, дополнительный материал...

Презентация по физике 10 класс "Уравнение движения тела брошенного под углом к горизонту"

Данная презентация использовалась на уроке физики в 10 классе по изучению движения тела под действием силы тяжести...

Контрольная работа по физике по темам Импульс, Свободное падение, Движение с ускорением (9 класс)

Контрольная работа по физике по темам "Импульс", "Свободное падение", "Движение с ускорением" для 9 класса...

Конспект урока «Движение тела, брошенного под углом к горизонту (баллистическое движение)»

Представлена содержательная часть урока, которая поможет в выборе того или иного материала для конструирования собственного урока...