Конспект урока "Архимедова сила"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Урок открытия « нового» и первичного закрепления  знаний. Урок-исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arkhimedova_sila.rar2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : “Изучение архимедовой силы”

Цель:

Создание условий для самостоятельного вывода учащимися закона Архимеда эмпирическим и теоретическим методами.

Задачи урока:

1.Научить учащихся обнаруживать наличие силы, выталкивающей тело из жидкости, узнавать от каких факторов зависит (не зависит) величина выталкивающей силы и сформулировать закон Архимеда через установление зависимости силы Архимеда от объёма погруженного в жидкость тела и от плотности жидкости при организации экспериментальной деятельности.

2.Продолжить формирование умения учащихся работать в группах для решения совместной учебной задачи, способности  к целеустремлённой работе для достижения совместных и личных целей, воспитание толерантности и уважения к другому мнению, воспитание коммуникабельности.

3.Совершенствовать приёмы активизации мыслительной деятельности – анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование, развития памяти и внимания,  умений формулировать выводы о физических закономерностях.

Подготовка к уроку.

Заранее поделить учащихся на 5 групп , расставить парты в классе соответственно. Подготовить мультимедийный проектор, экран и ноутбук для проецирования презентации урока, составленной в программе Power Point. У каждого ученика – сосуд с водой, динамометр, набор грузов; у каждой группы, кроме того, дополнительное оборудование для проверки той или иной зависимости (независимости) архимедовой силы от различных величин, а именно:

Гр. № 1: тело на длинной нити и высокий сосуд – для обнаружения зависимости (независимости) Fа от глубины нахождения тела внутри жидкости;

Гр. № 2: алюминиевый и медный цилиндры одинакового объёма – для исследования зависимости (или независимости) Fа от плотности тела, погруженного в воду;

Гр. № 3: два тела по 1 Н разного объёма – для выяснения зависимостиFа от объёма погруженного тела;

Гр. № 4: стакан с концентрированным раствором соли – для обнаружения зависимости Fа от плотности жидкости;

Гр. № 5:большой кусок пластилина – для исследования зависимости (независимости) Fа от формы тела

Сценарий урока. Слайд №2

I. У: Ребята, на сегодняшнем уроке нам придётся неоднократно измерять вес некоторых тел. Напомните, пожалуйста, как это делать? (с помощью динамометра)

У: Возьмите динамометр и грузы, определите вес груза два раза – в воздухе и воде, сравните результаты измерений и сделайте вывод. (>)     Слайд№3

У: Почему вес тела уменьшается в воде? (действует выталкивающая сила, направленная вверх)

У: Как рассчитать выталкивающую силу?

()

У: Назовите, какие результаты выталкивающей силы вы получили? (называют разные величины)

У: Выталкивающую силу называют ещё архимедовой силой. (желающие рассказывают с места легенду об Архимеде и короне царя Гиерона) Слайд №4-5

У: Итак, мы знаем о существовании выталкивающей силы и умеем определять её с помощью динамометра.

Для актуализации знаний  задаётся проблемный вопрос: Почему у вас получились различные значения архимедовой силы? От чего же зависит величина выталкивающей силы?

Выскажите свои предположения. (Дети высказываются – учитель записывает все гипотезы на доске):

  • от веса, массы, плотности груза;
  • от плотности жидкости;
  • от формы тела;
  • от объёма тела;
  • от глубины погружения в жидкость.

У: Можно ли проверить наши предположения? (Да) – вот этим мы и займёмся сегодня.

У: Какова же тема урока? (учащиеся сами формулируют тему урока).

Тема : “Изучение архимедовой силы”

(делаем запись в тетрадях)

У: Проведём опыт с ведёрком Архимеда.. По ходу демонстрации учитель задаёт вопросы: 

А) каковы объёмы ведра и цилиндра? (Vцил = Vвед )
Б) почему пружина растянулась при подвешивании к ней ведёрка с цилиндром?(под действием их веса)
 Слайд №6
В) почему пружина сократилась при погружении цилиндра в воду? (под действием Fа, направленной вверх)
 Слайд №7
Г) какой объём воды вытеснился цилиндром? (Vв = Vцил = Vвед )
Д) что нужно сделать, чтобы пружина заняла первоначальное положение?
Слайд №8

(увеличить вес ведёрка, налить воды)

У Таким образом,Fа равна весу воды, вытесненной телом.

У : Подобные опыты можно проделать не только с жидкостями, но и с газами, результат такой же.

Вывод: сила, выталкивающая тело из жидкости (или газа), равна весу жидкости (или газа) в объёме погруженного тела (или его части)

 Слайд №9, 10

Fa =Ртела в воздухе– Р тела в воде

II. Ну, а теперь давайте проверим наши предположения о зависимости силы Архимеда от различных величин. Как это можно сделать? (на опытах и с помощью теоретических выводов). Каждая группа проверяет экспериментально какое-то одно предположение, для этого составляется план проведения опыта, делаются измерения, сравнения и вывод, о которых затем докладывается классу. Слайд №11

Выводы всех групп учащиеся записывают в таблицы (Приложение №1) (таблицы приготовить заранее для всех в целях экономии времени), учитель на доске;

Архимедова сила

Зависит от:

Не зависит от:

1. объёма тела, Vт

2. плотности жидкости,

1. формы тела

2. плотности тела

3. глубины погружения

Таким образом, из наших опытов следует, что F ~ V

У: Сравнивая результаты теоретических выводов и экспериментальных данных проверки наших гипотез, какой вывод мы можем сделать? (результаты совпадают - они верны - наши гипотезы мы подтвердили или опровергли с помощью опытов и теоретических доказательств) Слайд №12

Полученная зависимость, носит название “закон Архимеда”

(запись в тетрадь) = - закон Архимеда Слайд №13

III.        Пример решения задачи Слайд №14

Таким образом, цели урока достигнуты.

Рефлексия: ответить на вопросы.    

А) какими двумя способами мы получили новые знания на уроке? (теоретическим и практическим)
Б) можно ли применить полученные сегодня знания о зависимости Fa от Vт и
на практике? – (да) – тогда предлагается каждому небольшой тест по изученному материалу, (раздаются листочки с заданиями – картинками  (Приложение №2)

 После выполнения теста обсуждаются его результаты Слайд №15-19

Приложение №3.

III. Домашнее задание: §49, повт.,§48 , 24(3) , подготовиться к л/р №7.

Объявляется конец урока, выставляются отметки за работу на уроке.

Примечание: урок сопровождается компьютерной презентацией, составленной в программе PowerPoint.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сила упругости. Закон Гука."

Конспект открытого урока по физике в 7 классе на тему "Сила упругости. Закон Гука". На уроке реализуются проблемно - поисковые ситуации. Работа в парах, экспериментальная деятельность учащихся....

Конспект занятия "Сила волшебных слов"

Занятие проводится в форме беседы с элементами игры. В ходе беседы с ребятами обсуждаются пословицы и поговорки о вежливости. Также проводится упражнение "Доскажи словечко", в котором ребята досказыва...

Конспект урока "Сила упругости"

интерактивный урок на интерактивной доске...

Конспект урока. Сила упругости. Закон Гука

Образовательные: сформировать знания по понятиям: деформация, сила упругости, как физического явления; научить различать виды деформации, приводить примеры разных деформаций, подвести к выводу з...

Конспект урока. Сила тяжести. Закон Всемирного тяготения.

Цель: ввести силу, как меру взаимодействия тел.Задачи: ввести формулу нахождения силы тяжести; учить решать задачи на нахождение силы тяжести; продолжать работу с кратными и дольными единицами; соверш...

Конспект урока "Силы природы" 9 класс

   Чтобы выпускники школы соответствовали современным требованиям к  уровню подготовки со стороны общества, необходимо способствовать росту качества  их знаний на уроках. Пе...

Конспект урока "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести".

Учебный предмет: ФизикаКласс: 7Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»Тема урока: «Сила Явление тяготения. Сила тяжести».Место урока в структуре уче...