Конспект урока "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести".
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Вечерова Любовь Владимировна

Учебный предмет: Физика

Класс: 7

Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»

Тема урока: «Сила Явление тяготения. Сила тяжести».

Место урока в структуре учебного занятия: «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» урок в разделе «Взаимодействие тел».

Цели по содержанию:

Образовательные: сформировать представления о понятии «Сила. Явление тяготения Сила тяжести». Раскрыть природу, изучить причину возникновения силы

Развивающие: развивать логическое мышление; применение технических приемов умственной деятельности уточнения, углубления, осознания и упрочения знания интерес к учению и исследовательским процессам, развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры.

Воспитывающие: воспитывать внимательность, сосредоточенность, настойчивость в достижение цели. Силы воли, любознательности, помочь учащимся увидеть практическую пользу знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести».

Сведения об авторе: Вечерова Любовь Владимировна

МОУ Чёлсменская ООШ, Галичского муниципального района

Общая информация

Учебный предмет: Физика

Класс: 7

Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»

Тема урока: «Сила Явление тяготения. Сила тяжести».

Место урока в структуре учебного занятия: «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» урок в разделе «Взаимодействие тел».

Цели по содержанию:

Образовательные: сформировать представления о понятии «Сила. Явление тяготения Сила тяжести». Раскрыть природу, изучить причину возникновения силы

Развивающие: развивать логическое мышление; применение технических приемов умственной деятельности уточнения, углубления, осознания и упрочения знания интерес к учению и исследовательским процессам, развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры.

Воспитывающие: воспитывать внимательность, сосредоточенность, настойчивость в достижение цели. Силы воли, любознательности, помочь учащимся увидеть практическую пользу знаний.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – знать и понимать смысл значения сила, объяснять значение сила тяжести и явления тяготения

метапредметные:

Регулятивные - ставить цель, оценивать свою работу; исправлять и объяснять свои ошибки.

Коммуникативные - вступать в диалог. Уметь слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывания, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывать позиции других.

Познавательные - анализировать учебную ситуацию; развивать операции мышления; ставить задачу на основе соотнесения того, что известно, смысловое чтение; умение адекватно, осознано и произвольно речевые высказывания в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствие с целью и соблюдения нормы построения текста; выделение существенное.

Личностные: сформировать интерес и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о силе и силе тяжести, ценностное отношении друг к другу, к учителю, к результату обучения, развивать инициативу.

Используемые технологии: системно – деятельностный подход, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационная технология.

Информационно- технологические ресурсы:

Список использованных источников и литературы:

  1. Учебник « Физика 7 класс» А,В.Перышкин Учебник для общеобразовательных учреждений 2-е издание – М: Дрофа, 2014
  2. Лукашникв.И. сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждении- М: просвещение
  3. ЦОР по физике 7 класс

Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент. (Мотивация)

Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня урок физики у вас проведу я, зовут меня Любовь Владимировна. Как сказал Бернард Шоу: Деятельность – это единственный путь к знанию. Я предлагаю вам на уроке активно действовать, но не бездействовать. Как вы видите, на уроке присутствуют гости, но вы их не бойтесь, так как они пришли проверять не вас, а меня. Поэтому если вам интересно, оглянитесь на них, улыбнитесь и начинаем урок.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем

2. Актуализация знаний (повторение).

Мы продолжаем изучение раздела «Взаимодействие тел». Повторим важные моменты из данного раздела:

  • Что мы подразумеваем под взаимодействием тел?

  • Приведите примеры взаимодействия тел.

А теперь ребята давайте ответим на вопросы теста:

1.        Может ли тело само изменить свою скорость без действия на него других тел?

А. Может                  Б. Не может                          В. Иногда может

2. Изменение скорости тела происходит …

   А. Без действия на него другого тела

   Б. Пока действует на него другое тело

   В. До того, как подействует на него другое тело

3. При взаимодействии двух тел…

А. Оба тела имеют одинаковую скорость.

Б. Большую скорость приобретает тело с большей массой

В. Большую скорость приобретает тело с меньшей массой

Молодцы.

Действие одного тела на другое может быть односторонним, оба тела действуют друг на друга, т.е. взаимодействуют

(приводят примеры)

Отвечают на вопросы теста

Не может

Пока действует на него другое тело

Большую скорость приобретает тело с меньшей массой

3. Постановка проблемы (определение темы и целей урока)

Ребята, посмотрите на предметы у меня на столе. Как они называются?

Как вы думаете, какое отношение эти предметы имеют к нашему уроку?

Правильно. Скажите, а кто может назвать тему урока, и какие цели будут стоять перед нами?

Молодцы. Сегодня на уроке мы с вами сформируем представление о понятии сила и раскроем природу и причину ее возникновения.

Посмотрите у вас на столах лежат рабочие листы. Запишите на них тему урока «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести».

Эспандер, гантели

Сила.

4. «Открытие» детьми нового знания (соотнесение результатов деятельности с поставленными целями – коррекция учебной деятельности)

Так что же такое сила?

Чтобы ответить на этот вопрос, проведём эксперимент. Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы. Каждая группа получает свое задание, выполняет его, анализирует результаты и делает вывод, который затем доводит до сведения остальных.

Работа  №1.

Наблюдение силы, действующей на скрепку со стороны магнита.

Оборудование: картинка на нити, магнит, штатив.

Ход выполнения работы:

  • Бабочку при помощи нити закрепить на штативе.
  • Водить магнитом и наблюдать за бабочкой.
  • Что происходит со скоростью бабочки?
  • По какому направлению двигается бабочка?
  • Сделайте соответствующий вывод о действии магнита на бабочку со скрепкой.

Вывод: 

Работа №2.

Наблюдение силы, действующей со стороны

Оборудование:  лист картона, небольшая игрушка

Ход выполнения работы:

  •  Положите лист картона на две книги
  • На середину листа картона положите игрушку. Обратите внимание на изменение формы картона.
  • Ответьте на вопрос «Что произошло в результате взаимодействия игрушки с картоном?»
  • По результатам наблюдений сделайте вывод: изменилась ли скорость тел при их взаимодействии; что произошло с телами?

Вывод:

Работа №3.

Наблюдение действия сил.

Оборудование: штатив, пружина, груз.

Ход выполнения работы:

  •  Повесьте груз на пружину;
  •  Что произошло с грузом? Почему?
  •  Что произошло с пружиной? Почему?
  •  Ответьте на вопрос: «Что произошло в результате взаимодействия  груза с Землей и груза с пружиной?»
  • По результатам наблюдений сделайте вывод: изменилась ли скорость тел при их взаимодействии; что произошло с телами?        

     Вывод: 

Какой общий вывод можно сделать?:

Что является причиной этих изменений?

Запишите у себя в рабочих листах определение силы: Сила является мерой взаимодействия тел.

В результате действия силы тела изменяют свою скорость или деформируются.

Если есть хотя бы один из этих признаков, то про такое тело физик скажет « На это тело действует сила». Сила – новая для вас физическая величина, она является количественной мерой действия тел. Силу обозначают буквой F- сила.

Опыт: Два магнит разных размеров, с разной силой притягивают железную скрепку.

Как вы думаете, два тепловоза будут тянуть поезд сильнее, чем один? А как насчет одной лошади и тройка лошадей запряженных в сани? Конечно же, тройка тянет сани с большей силой, чем одна лошадь. Выходит, сила может быть большей или меньшей значить сила количественная величина, а значит, ее можно измерить.

Прибор для измерения силы называется динамометр. ( греч. слово -динамос-сила), раз существует прибор для измерения силы, должна быть и единицы измерения. Единица измерения силы получило название в честь выдающего английского ученого физика и астронома Исаака Ньютона. 1 Ньютон- это сила, которая за одну секунду изменяет скорость тела массой 1 кг. На 1м\с или это приблизительно такая сила, с которой Земля притягивает грузик с масса 102гр.

Мы с вами говорили, что в результате действия силы тела изменяют свою скорость или деформируются. А кто мне может сказать, что такое деформация?

Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.

Виды деформации:

  1. Растяжение, сжатие
  2. Сдвиг
  3. Кручение
  4. Изгиб

(показать каждый из видов при помощи прибора)

Ребята делятся на группы, выполняю задания, и делают вывод.

Бабочка на скрепке и магнит взаимодействуют

Картон в результате взаимодействия с игрушкой деформируется.

Пружина растянулась под действием груза, а значит деформировалась.

При взаимодействии тел у них может меняться скорость (численно и по направлению) или тела деформируются (меняют форму или объем).

Причиной этих изменений является сила.

Записываю в рабочие листы новое обозначение.

Объясняют что такое деформация.

Записывают определение и заполняют схему «Виды деформации».

5. Физкультминутка (отдых и настрой на последующую работу).

Дино - сила, метро измерять,

Наступило время отдыхать

Сила упругости зависит от деформации,

А нам на уроке нужна релаксация!

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком       менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем:

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Учащиеся выполняют физкультминутку

6. Первичное закрепление.

Прочитайте стихотворение и попытайтесь ответить, какой был открыт великий закон?

Ньютон под яблоней сидел.
Вот-вот должна прийти идея.
А плод над ним уже созрел,
К Земле всей массой тяготея.
Умолкли птицы, тишина.
Зажглись далекие светила,
И спелым яблоком Луна
Повисла в небе и светила.
Он мыслил, а Луна, кружась,
С Землею Солнце огибала.
Вещей невидимая связь
В ту ночь яснее проступала.
Ньютон взглянул на небосвод…
Но ветка дрогнула – и вот
На землю яблоко упало.
И был открыт великий закон–

(Знакомства с явлением тяготения по слайдам презентации).

Всемирное тяготение было открыто английским ученым Исааком Ньютоном в 17 веке, в возрасте 23 лет. Данный закон звучит так: Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением.

Работа в паре. Изучаем силу тяжести. (Ученикам раздается таблица).

Читаем учебник параграф 25.  Заполняем таблицу. Ответов на пункт 4,9 –нет, на 8-ответ в предыдущем параграфе. На  10  ребята могут предложить свой вариант. После  работы в паре – проверка. Графическое представление силы, формула силы тяжести  будут изучаться позже, но если позволит время, можно и остановиться на этих вопросах.

1.Название силы

 Сила тяжести

2.Обозначение

3.Понятие

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело.

4.Точка приложения

Центр масс тела

5.Направление

К центру Земли

6.Когда возникает

На тело находящееся вблизи Земли

7.От чего и как зависит

От массы и расстояния до центра Земли

8.Изображение

9.Формула

10.Особенность

Закон всемирного тяготения.

7. Итог урока. Рефлексия

Ребята давайте вспомним все, о чем говорилось на уроке, и подведем итог. Что же нового сегодня на уроке мы узнали.

  • Взаимодействие тел описывается с помощью векторной физической величины, которая называется силой.
  • Сила является причиной изменения скорости всего тела или его частей (во втором случае тело деформируется).
  • Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением.
  • На все тела, находящиеся на поверхности Земли или вблизи нее действует сила – сила тяжести.
  •  Сила тяжести – одно из проявлений силы всемирного тяготения, свойства которой открыл Исаак Ньютон. 

Для этого посмотрите на экран и закончите предложения:

  1. Сегодня на уроке я узнал….
  2. Сегодняшний урок показал мне….
  3. Самым трудным для меня было…
  4. Самым интересным мне показалось…

Подводят итог урока

8.Домашнее задание.

Открываем дневники и записываем домашнее задание: параграф 24, 25. Подготовить рассказ по обобщенному плану изучения физической величины:1 вариант - о силе, и какие силы существуют; 2 вариант – о деформации и её видах; 3 вариант – о силе тяжести.

Урок мне хочется закончить словами древнекитайского мыслителя и философа Конфуций «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый благородный, путь подражаний – это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький»

Не важно, каким путем человек получает знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.

Записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист – урок физики.

Тема: ______________________________________________________
__________________________________________________________

Сила _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Деформация - ________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Название силы

2.Обозначение

3.Понятие

4.Точка приложения

5.Направление

6.Когда возникает

7.От чего и как зависит

8.Изображение

9.Формула

10.Особенность

Выполните задание:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИЛА. ЯВЛЕНИЕ ТЯГОТЕНИЯ. СИЛА ТЯЖЕСТИ.

Данный материал представляет собой разработку урока в 7 классе с использованием интерактивного комплекса....

Открытый урок по физике в 7 классе по теме: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

План- конспект урока физики в 7 классе по теме: Сила. Явление тяготения сила тяжести....

Конспект урока по теме"Сила. Явление тяготения. Сила тяжести".

Конспект и презентация к уроку по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести"...

Конспект урока в 7 классе "Явление тяготения.Сила тяжести"

Цель урока: явление тяготения, сила тяжести,установить зависимость силы тяжести от массы тела;научить решать задачи по формулам Fт = mg и m = F/gграфически изображать зависимость одной величины от дру...

План -конспект урока по теме "Сила. Явление тяготения.Сила тяжести" (7 класс)

Урок изучения нового материала и  его первичного закрепления, построенный на личностно ориентированном подходе. Урок проводится в форме беседы с элементами исследовательской деятельности. В С цел...

План-конспект урока "Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой", 7 класс

Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»Тема урока: «Сила Явление тяготения. Сила тяжести».Место урока в структуре учебного занятия:...