СИЛА. ЯВЛЕНИЕ ТЯГОТЕНИЯ. СИЛА ТЯЖЕСТИ.
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Данный материал представляет собой разработку урока в 7 классе с использованием интерактивного комплекса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение гимназия №3

Центрального района г. Волгограда

Разработка урока по физике в 7 классе

тема: «сила.

явление тяготения. сила тяжести»

        

Автор:

Димитренко Марина Леонидовна,

учитель физики МОУ гимназии №3.

                                                                           


Цели урока:

– ввести понятие силы как количественной характеристики взаимодействия тел, силы тяжести как разновидности сил всемирного тяготения;

– познакомить учащихся с графическим изображением сил;

– продолжить формирование естественнонаучных представлений по изучаемой теме.

Оборудование: интерактивный комплекс Smart Board Notebook; теннисный мячик, нитяной маятник; деревянный брусок.

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

  1. Оргмомент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Занимают рабочие места.

II. Проверка знаний,

их актуализация.

Проверка домашнего задания. Теоретическая  разминка (проводится во время записи задачи на доске).

Выслушивает  решение задач. Проводит физическую разминку (см. Приложение 1). Сравнивает решение, предложенное учащимися, с правильным, снимая «невидимую» шторку с правой части доски (см. Приложение 2, слайд 1). Объявляет итоги разминки и проверки домашнего задания.  

По тетрадям проверяют решение задач, корректируют свои записи, задают вопросы. Один из учащихся зачитывает первую задачу (упр.7, 3-я задача), а другой записывает вторую (упр.7, 5-я задача) –  на левой части доски. Отвечают  на вопросы разминки.

III. Изучение нового материала.

Объяснение нового материала.

Используя слайд 2 (см. Приложение 2), задает вопрос: «Футболист разбегается и бьет по мячу. Что происходит с мячом при этом взаимодействии?» Выслушивает учащихся и открывает правильный ответ, снимая шторку. Формулирует определение деформации. Предлагает сделать  вывод о результате взаимодействия тел и открывает запись на доске.

По слайду 3 (см. Приложение 2) просит назвать изображенное на рисунке  взаимодействие тел и его результат. Сдвигает рисунок-шторку. Используя эффект анимации «Появление», вводит понятие и дает определение силы. Знакомит с обозначением, обращая внимание учащихся на то, что сила – это векторная величина. Показывает графическое обозначение силы и поясняет, от чего зависит результат её действия (используется тот же эффект анимации).

Демонстрирует падение мяча и просит объяснить наблюдаемое, привести примеры подобных явлений. Силы взаимодействия между мячом и Землей – это силы всемирного тяготения или гравитационные силы. Рассказывает о И. Ньютоне, открытии закона всемирного тяготения по слайду 4 (см. Приложение 3). Объясняет зависимость силы притяжения двух тел от массы тел и от расстояния между ними

(используется анимация «Появление»).

Отвечают на вопрос, делают необходимые записи в тетрадях после проговаривания определения и вывода.





Отвечают на вопрос, делают записи в тетрадях.








Наблюдают падение мяча, объясняют, приводят примеры. Делают записи в рабочих тетрадях.

III. Изучение нового материала.

Формулирует определение силы тяжести, знакомит с обозначением этой силы. Предлагает учащимся указать направление действия силы тяжести на шарик, подвешенный на нити; на брусок, лежащий на столе. Открывает чертежи на доске, используя анимацию.

Задает вопросы:

  1. Одинаковая ли сила тяжести действует на автомобиль «КАМАЗ» и на автомобиль «Жигули»? Почему?
  2. Одинаковая ли сила тяжести действует на одно и то же тело на полюсе и экваторе Земли? Почему?

Выслушивает учащихся. Открывает правильные ответы тем же эффектом анимации.

Обсуждают возможные направления действия силы тяжести, находят правильный ответ. Переносят чертежи в тетрадь.



Отвечая на вопросы, приходят к выводу о зависимости силы тяжести от массы тела и от расстояния между телом и центром Земли. Записывают результат совместных рассуждений в тетрадь.

IV. Закрепление

Предлагает качественные задачи по слайду 5 (см. Приложение 3). Корректирует предложенные решения. Оценивает ответы. Использует левую и правую «невидимые» шторки.

Решают задачи

(1,3 – устно; 2,4 – письменно).

Рефлексия





Просит подвести итог работы на уроке по плану:

  1. Мне больше всего запомнилось…
  2. Я хотел бы изменить, добавить…

Анализируют свою деятельность на уроке (отвечают желающие или все по цепочке).

Домашнее

задание




§§23,24

Записывают домашнее задание.


        Приложение 1

Вопросы теоретической разминки

  1. Дайте определение плотности вещества.
  2. Какой буквой обозначается плотность вещества?
  3. Назовите единицу измерения плотности в СИ.
  4. Какая ещё единица измерения плотности вам известна?
  5. Что означает: плотность фарфора равна 2,3 г/см3? плотность керосина равна 800 кг/м3?
  6. Как перевести кг/м3  в  г/см3? г/см3  в  кг/м3?
  7. Прочитайте и расшифруйте формулу для нахождения плотности.
  8. Как найти из формулы плотности массу? объём?
  9. Сколько в 1м3 литров? в 1л кубических метров?
  10.  Сколько в 1см3 кубических метров? в 1м3 кубических дециметров?
  11. Приведите пример взаимодействия тел? Что происходит с каждым телом при этом взаимодействии?

        Приложение 2

              Слайд 1        

                                     Слайд 2

                      Слайд 3

        

Приложение 3

                                                                                                           Слайд 4

        Слад 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике в 7 классе по теме: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

План- конспект урока физики в 7 классе по теме: Сила. Явление тяготения сила тяжести....

Презентация к уроку "Сила. Явления тяготения. Сила тяжести".

В презентации находится краткий красочный материал к уроку....

Конспект урока по теме"Сила. Явление тяготения. Сила тяжести".

Конспект и презентация к уроку по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести"...

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

план-конспект к уроку физики в 7 классе с презентацией....

Разработка открытого урока "Сила.Явление тяготения.Сила тяжести."

Урок с презентацией.Позволяетсформировать понятия силы, силы тяжести.Рассмотреть явление тяготения....

Презентация "Сила.Явление тяготения.Сила тяжести."

Презентация является вспомогательным пособием к разработке урока Сила.Явление тяготения. Сила тяжести....


 

Комментарии

Цели урока:
– ввести понятие силы как количественной характеристики взаимодействия тел, силы тяжести как разновидности сил всемирного тяготения;
– познакомить учащихся с графическим изображением сил;
– продолжить формирование естественнонаучных представлений по изучаемой теме.
Оборудование: интерактивный комплекс SMART Board Notebook; теннисный мячик, нитяной маятник; деревянный брусок.
Этот урок позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся.