Главные вкладки

    План-конспект урока "Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой", 7 класс
    план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

    Хамматова Инзиля Илдусовна

    Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»

    Тема урока: «Сила Явление тяготения. Сила тяжести».

    Место урока в структуре учебного занятия: «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» урок в разделе «Взаимодействие тел».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой.

    Цели урока:

    Образовательная: Познакомить с явлением тяготения, усвоить понятие силы тяжести; выяснить зависимость силы тяжести от массы тела. Знакомство с основными этапами научного познания. Актуализировать  знания силы – как физической величины; организовать применение учащимися знаний явления тяготения и формулы нахождения силы тяжести для решения качественных и количественных задач;

     Развивающая: Развить мышление, умение анализировать, выделять главное, побудить  интерес к  самостоятельному решению задач. 

    Воспитательная: Видеть, понимать, чувствовать красоту науки. Прививать навыки умственного труда, вызвать  интерес к наблюдаемому явлению.

    Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

    Оборудование: доска, учебник В.В. Белага «Физика, 7», сборник вопросов и задач по физике В.И. Лукашик, шарик на нити, теннисный шарик.

    План урока:

    1. Актуализация опорных знаний.
    2. Изучение нового материала.
    3. Закрепление нового материала.
    4. Подведение итогов. Рефлексия.

    Содержание урока

    І. Орг. момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    1. Проверка Д/з.

    1. Изобразите силу 60 Н действующую на санки: масштабный отрезок 20 Н, 10 Н.

    2. Изобразите силу, с которой парашют поддерживает парашютиста, если она равна  600Н: масштабный отрезок 150 Н.

    2. Фронтальный опрос.

    1. Что называется силой?
    2. Какой буквой обозначается сила?
    3. В каких единицах измеряется сила?
    4. Как изображается сила на чертеже?
    5. По каким проявлениям можно судить, что на тело действует сила?
    6. От чего зависит результат действия силы?

    III. Создание проблемной ситуации. Проведение эксперимента.

    1. Озвучиваются тексты задач: № 245-250?

    2. Демонстрации.

    - Движение теннисного шарика по поверхности стола.

    - Движение теннисного шарика вертикально вверх.

    - Движение теннисного шарика, брошенного горизонтально.

    - Падение металлического шарика, подвешенного на нити, после перерезания нити.

    Что является причиной изменения  скорости движения шарика в последних трёх случаях? (Земля)

    Приведите примеры или продемонстрируйте, когда скорость тела изменяется в результате действия Земли?

    IV. Изучение нового материала.

    1. Явление тяготения.

     Силу, с которой Земля притягивает все тела,  называют силой тяжести, а само явление – явлением тяготения. В чем же заключается явление тяготения?

    - Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду морей и океанов, дома, спутники и т.п.

    - Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется. Сходят с гор лавины, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д.

    - Все живые существа на земле чувствуют ее притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру земли, а стебель вверх.

    ? Ребята, а как вы думаете, мы притягиваем к себе Землю?

    Земля и все остальные планеты, движущиеся вокруг Солнца, притягиваются к нему и друг к другу. Не только Земля притягивает к себе тела, но и эти тела притягивают к себе Землю. Притягивают друг друга и все тела на Земле. Например, притяжение со стороны Луны вызывает на Земле приливы и отливы воды, огромные массы которой поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на высоту нескольких метров. Притягивают друг друга и все тела на Земле. Поэтому  взаимное притяжение тел  Вселенной названо всемирным тяготением.

    2. Падение тел.

    Аристотель считал, что "тяжелые" тела падают быстрее, чем "легкие".

    Демонстрация: металлический шар падает быстрее, чем лист бумаги.

    Если это так, то тела одинаковой массы должны падать одинаково: лист бумаги и бумажная ком => лист бумаги медленнее.  Аристотель ошибался. Тела различной массы падают по - разному, причина в том сопротивление воздуха.

    Во время свободного падения все тела падают одинаково. Свободное падение – это движение тела только под действие силы тяжести. (Трубка Ньютона стр. 55)

    Ответ на это вопрос был дан великим итальянским ученым Галилео Галилеем. Своими замечательными опытами (он исследовал движение шариков по наклонной плоскости и падение тел, сбрасываемых с вершины Пизанской башни)  он показал, что все тела, независимо от массы падают одинаково.

    3. Сила тяжести.

    Подброшенное тело снова падает на Землю, Земля притягивает все тела, находящиеся на ее поверхности.

    Силу, с которой Земля притягивает к себе тело, называют силой тяжести. 

    Чему равна сила тяжести и от чего зависит?

    Было установлено, что у поверхности Земли на тело массой 1 кг действует сила тяжести 9,8 Н, а на тело массой 2 кг – 19,6 Н. Сила тяжести равная 1 Н – это такая сила, которая действует на тело массой 102 г. Чтобы определить силу тяжести, действующую на тело любой массы, надо 9,8 Н/кг умножить на массу этого тела: .

    Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела, а коэффициент пропорциональности  - называют ускорением свободного падения. Во время свободного падения скорость тела, независимо от его массы, увеличивается каждую секунду на 9,8 м/с.

    Таким образом модуль силы тяжести можно выразить через массу тела m и ускорения свободного падения g:

    V. Закрепление нового материала.

          Решение задач. Сборник вопросов и задач по физике В.И. Лукашик. № 245-250, 256 (устно),  № 269, 276, 284, 280, 258.

          VI. Д/з. В.В. Белага «Физика, 7» выучить § 20, решить задачу № 276 (6 кг, 4 т).

          VII. Подведение итогов. Рефлексия. Поднимите правую руку, покажите на пальцах, какую оценку вы бы поставили себе за урок? Понравился ли вам урок?  Какую оценку вы бы поставили учителю?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока физики в 7 классе: « Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела».

    Активная форма обучения с использовагнием дидактических игр и презентации к уроку делает его запоминающимся и непохожим на другие....

    Презентация к уроку физики в 7 классе по теме:" Связь между силой тяжести и массой тела".

    Презентация к уроку в 7 классе по теме: " Связь между силой тяжести и массой тела"....

    Урок физики в 7 классе по теме:"Связь между силой тяжести и массой тела".

    7 класс - компесирующее обучение. Урок - презентация, объяснение нового материала. Презентация к этому уроку опубликована ранее....

    Конспект урока по физике в 7 классе «Связь между силой тяжести и массой»

    Взять два одинаковых шарика – один из пластмассы, а другой из стали (одинакового цвета) и подвесить их на шляпную резинку одинаковой длины. Обратить внимание на то, что оба шарика растянули рези...

    Ф-7 "Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела"

    Презентация к уроку физики в 7 классе (программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.) по теме: «Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела» Презентация содержит подборку задан...