Конспект урока по физике в 7 классе «Связь между силой тяжести и массой»
план-конспект занятия по физике (7 класс) на тему

Гришаева Светлана Вячеславовна

Взять два одинаковых шарика – один из пластмассы, а другой из стали (одинакового цвета) и подвесить их на шляпную резинку одинаковой длины. Обратить внимание на то, что оба шарика растянули резинку. Но резинка, стараясь сократиться до прежнего размера, действует на шарик с силой направленной вертикально вверх.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_klass.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Связь между силой тяжести и массой тела.

Тип урока: изучение нового материала.

Обучающая цель:  познакомить с силой тяжести, выяснить природу этой силы; получить связь между силой тяжести и массой тела.

Развивающая цель: продолжить работу по формированию умения

  • обобщать опытные данные, сравнивать и делать выводы;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц и графиков;
  • работать самостоятельно.

Формы обучения: беседа, рассказ, постановка экспериментов в группах, обсуждение результатов.

Оборудование: трубка Ньютона; шарик, подвешенный на нити; пластилин; камешки, различной массы и формы; шарики металлический и пластмассовый, подвешенные на шляпной резинке; пуговица с ушком, нить длиной 60 см.

ХОД УРОКА.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационное начало.

- Здравствуйте ребята, садитесь.   Сегодня на уроке  мы   с вами определим, существует ли связь между силой тяжести и весом тела. 

- Тема     урока: «Связь между силой тяжести и массой тела».     

- Итак, откройте  ваши тетради, запишите число и тему урока «Связь между силой тяжести и массой тела».

записывают

II. Актуализация знаний

- Но прежде, чем перейти к изучению нового материала, давайте вспомним основные понятия и определения:

 

– Что такое сила?

Сила – мера взаимодействия тел между собой.

– Какова единица силы? 

За единицу силы в системе СИ принят ньютон – в честь великого английского учёного И. Ньютона.

– Какую силу называют силой тяжести?

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.

– Что такое вес тела?

Под весом тела понимают силу, с которой тело давит на опору, либо натягивает подвес, вследствие земного притяжения.

– Каким прибором можно измерить силу? 

Силу можно измерить динамометром.

– Как измерить силу тяжести?

затрудняются

III. Организация деятельности учащихся.

1) Мотивация.

 

http://festival.1september.ru/articles/412581/img1.gif

Рис. 1

нить пережечь

Демонстрация.

- На нити, закрепленной на штативе, висит шарик (рис. 1).

- Почему шарик падает?

Вывод учителя: действительно, ведь груз всегда падает вертикально вниз!

Потому, что его притягивает Земля.

 2) Постановка учебной проблемы.

А почему именно вертикально вниз, а не куда-нибудь в сторону?

Причина в том, что все тела притягиваются Землей.

3) Выдвижение гипотез.

- С одинаковой ли силой различные тела притягиваются Землёй?

- От чего зависит сила, с которой тела притягиваются Землёй?

затрудняются

От сил гравитационного взаимодействия, массы тела.

- Проверим, правильность ваших предположений.

4)Экспериментальная проверка  гипотез

Фронтальный эксперимент 1. Камешки в руке.

Оборудование: два камешка, один маленький, а другой побольше.

- Возьмите в руку камешек, который побольше.

- Что вы чувствуете?

Тяжесть

- Вы чувствуете тяжесть, не так ли?

- Пусть на одной ладони у вас будет прежний камешек, а на другой – который поменьше.

- Что вы чувствуете теперь?

Один камешек легче другого.

- Правильно, вы чувствуете, что маленький камешек значительно легче.

Вывод учителя: Тяжелое и легкое – это означает сильное и слабое притяжение к Земле.

- Почему камешки не падают на пол? Что им мешает?

Рука, на которой они лежат.

Фронтальный эксперимент 2. Бросание предметов в воздухе.

- Возьмите кусочек пластилина. Поднимите его над полом и отпустите.

- Возьмите кусочек пластилина. Подбросьте его вверх.

- Почему пластилин всякий раз оказывается на полу?

- Подберите с пола пластилин и положите в коробку.

- А почему в нашем опыте с шариком, который висел на нити, он не падал на Землю? Что ему мешало?

выполняют

выполняют

Земля его притягивает

Нить

 Демонстрация (проводит учитель)

Взять два одинаковых шарика – один из пластмассы, а другой из стали (одинакового цвета) и подвесить их на шляпную резинку одинаковой длины. Обратить внимание на то, что оба шарика растянули резинку. Но резинка, стараясь сократиться до прежнего размера, действует на шарик с силой направленной вертикально вверх.

http://festival.1september.ru/articles/412581/img2.gif

- Что произошло с резинкой?

- Почему  шарики не падают на стол?

Вывод учителя: Правильно, каждый из шариков, растянув резинку, находится в состоянии покоя.  А это значит, что действие нити уравновешивается каким-то другим действием.

- Как вы думаете, что еще действует на шарики?

- Почему один шарик растянул резинку сильнее, чем другой?

- Как вы это определили?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод учителя: Следовательно, из ваших ощущений и ваших наблюдений следует, что Земля разные тела притягивает по-разному. Значит, нужна количественная мера этого притяжения.

- А что является количественной мерой взаимодействия?

Каждый шарик растянул резинку.

Их удерживает резинка в состоянии покоя.

Земля.

Один шарик тяжелее, чем другой.

Действие Земли на один шарик больше, чем на другой.

На различные тела Земля оказывает разные действия.

СИЛА.

5) Работа с учебником.

Вывод учителя: силой тяжести называется сила, с которой Земля притягивает к себе тела.

Прочитайте определение в учебнике на стр.

Прикрепляю к доске табличку с буквой F.

Записывают в тетрадь.

читают

- В опыте я использовала стальной и пластмассовый шарики. Как вы думаете, чем отличаются друг от друга шарики одинакового объема?

Прикрепляю к доске табличку с буквой m.

Массой.

http://festival.1september.ru/articles/412581/img3.gif

6) Развитие полученной информации (получение выводов)

Презентация.

8) Работа с учебником

- Как вы думаете, могу ли я между силой и массой поставить знак равно?

Вывод учителя: Правильно, знак “ = ” ставить нельзя, следовательно, должен быть коэффициент пропорциональности, который был определен опытным путем и равен 9,8. Обозначается он “g” (от латинского слова “гравитация”). Измерения показали, что у поверхности земли свободно падающее тело увеличивает за 1с скорость на 9,8 м/с. Эта величина называется ускорением свободного падения.

Необходимо помнить, что сила тяжести, которая действует на тело, зависит от географической широты, на которой находится тело.

Демонстрация учителя. Трубка Ньютона. Демонстрирует учитель.

У меня в руках стеклянная трубка, из которой откачан воздух, в ней находятся тела разных форм и разной массы.

- Если отсутствует воздух, что это означает?

- Сейчас я переверну трубку. Как вы думаете, что произойдет с телами?

- Какое тело закончит своё движение первым?

- Проверим?

Провожу демонстрацию.

- Что вы заметили?

- А значит все тела, независимо от формы и массы за единицу времени увеличивают свою скорость на одинаковую величину.

- Зная массу тела и ускорение свободного падения, можно найти силу земного притяжения для данного тела.

- Как вы думаете, как будет определяться эта сила?

- Обратите внимание на стр. 63 учебника и прочитайте, как определить силу тяжести.

- Запишите определение в тетрадь.

- Согласно, полученной формуле, в каких единицах измеряется ускорение свободного падения?

Нет

Отсутствует сила сопротивления с воздухом.

Упадут

Предположения.

Все тела опустились на дно трубки одновременно.

Fт=mg

записывают

Работа со схемами.

- Мы получили формулу для расчета численного значения силы тяжести.

- Но сила – вектор.

- Что кроме численного значения определяет векторную величину?

- Попробуем изобразить силы графически. выберем масштаб. Пусть 3Н будет равен отрезку 0,3 см. Тогда силу в 15Н необходимо начертить отрезком длиной…

Показываю, на подготовленном схематическом рис.

- Изобразите силу тяжести, равную 12Н, 21Н.

- Следует учитывать, что сила тяжести действует на тело, а значит, приложена к самому телу.

- Куда направлена сила тяжести?

- А как вниз?

- А если нить отвести в сторону (рис. 3)?

http://festival.1september.ru/articles/412581/img4.gif

- Сейчас я покажу схематические рисунки, а вы по очереди выйдете, и покажите, куда направлена сила тяжести.

Разобрать рисунки:

http://festival.1september.ru/articles/412581/img5.gif

Горизонтальная 
поверхность

Наклонная 
поверхность

Вогнутый мост

Выпуклый мост

Вывод учителя: Направление силы тяжести не зависит от положения тела.

Направление.

1,5 см.

Изображают, на подготовленных схематических рис.

Вниз.

Выходят, изображают стрелочки

6) Применение новых знаний

IV. Закрепление материала.

- Вертикальность предмета на Земле можно проверить отвесом.

Фронтальный эксперимент. Отвес

Цель: научиться делать отвес и с его помощью определять вертикальное направление.

Оборудование: пуговица с ушком, нить длиной 60 см.

- К ушку пуговицы привяжи нить длиной 60 см. –

- Этим простым прибором можно определять вертикальность направления.

-  Проверьте с помощью отвеса вертикальность ножек стола, стула, стены.

- Почему отвесом можно проверять вертикальность?

Обсуждение опыта.

  1. Движение падающего яблока (притча об открытии И. Ньютона).
  2. Провести “живой опыт”. К пуговице ученика привязать отвес. Попросить его наклониться вперед, вбок на одной ноге, на другой.

IV. Подведение итогов

– Что нового узнали на уроке?

Ответы учеников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики в 7 классе: « Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела».

Активная форма обучения с использовагнием дидактических игр и презентации к уроку делает его запоминающимся и непохожим на другие....

Презентация к уроку физики в 7 классе по теме:" Связь между силой тяжести и массой тела".

Презентация к уроку в 7 классе по теме: " Связь между силой тяжести и массой тела"....

Урок физики в 7 классе по теме:"Связь между силой тяжести и массой тела".

7 класс - компесирующее обучение. Урок - презентация, объяснение нового материала. Презентация к этому уроку опубликована ранее....

План-конспект урока "Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой", 7 класс

Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»Тема урока: «Сила Явление тяготения. Сила тяжести».Место урока в структуре учебного занятия:...

Конспект урока "Связь между силой тяжести и массой тела" 7 класс

Конспект урока "Связь между силой тяжести и массой тела" 7 класс...