Конспект к уроку "Плавание тел" с кроссвордом
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Сахарова Ольга Николаевна

Конспект к уроку "Плавание тел" с кроссвордом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_plavanie_tel_s_krossvordom.doc441.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики, 7 класс.

Тема: Плавание тел.

Цель: Выяснить экспериментальным путем условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает и  тонет.

Задачи:

Образовательные: 

• выяснить условия плавания тел, опираясь на знания обучающихся;

Развивающие:

• овладеть навыками исследовательской деятельности, самостоятельного приобретения новых знаний, умений предвидеть возможные результаты своих действий;

• сформировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся. 

Воспитательные: 

• формирование чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты;
• воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.

Тип урока: комплексный 

Оборудование:

компьютер, проектор, экран

на демонстрационном столе – три сосуда с водой, три тела, одинаковые по объему, но разные по массе;

на ученических столах - уравновешенные весы с разновесами, мензурки  с водой, пробирки с песком закрытые пробками.

План  урока:

1.Организационный момент

2.Устный опрос

3. Решение кроссворда, выяснение темы урока

4. Изучение нового материала:

                     А). Демонстрационный опыт

                     Б). Лабораторный опыт

5. Закрепление.

6. Домашнее задание

7. Подведение итога урока

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Устный опрос

- О чем мы говорили на предыдущих уроках? С какой силой познакомились?

  (с силой Архимеда Fарх)

- Какую силу называют силой Архимеда?

  (силу, выталкивающую тело из жидкости или газа)

- Чему равна сила Архимеда?

  (FAж=mжg – весу жидкости в объеме тела, FA=pжgVT)  

- От чего зависит FАрх?

  (от  pж и Vтела, погруженного в воду)

- На какое из тел действует большая выталкивающая сила? (Рисунок спроецирован на экран; используется компьютер, проектор)

                                               

                             2                 (1, т.к. его V1>V2)

                 1

- На какое из тел действует большая архимедова сила? (Рисунок спроецирован на экран; используется компьютер, проектор)

                                                         

    керосин            вода            (2, т.к. pB>pK          FAB>FAK)

                1                     2

3. Решение кроссворда.

- Решив данный кроссворд, узнаете тему сегодняшнего урока.

  1. Что является источником физических знаний.
  2. Единица измерения массы.
  3. Мера инертности тел.
  4. Прибор для измерения объема тела.
  5. Что является причиной изменения скорости тела.
  6. Прибор для измерения объема тела.
  7. Сила Архимеда возникает, когда тело погружается в…
  8. Из чего состоят тела.
  9. Единица измерения силы.
  10. Единица измерения пути.
  11. Из чего состоят тела.

4. Изучение нового материала.

А).Рассмотрим демонстрационный опыт:

    Одинаковые по объему тела опущены в воду.

    Все тела ведут себя по-разному: одно утонуло, другое всплыло, третье плавает внутри жидкости:

- Почему тела, погруженные в воду, ведут себя по-разному?

- Может, изменилась сила Архимеда?

  (Нет, ведь она зависит от pж и VT, а они одинаковы)

- В чем дело? Что еще может влиять на поведение тела в жидкости?

- Действует ли на тела кроме архимедовой силы еще какие-нибудь силы?

  (Сила тяжести) 

- Сравнив FA и mg, мы, вероятно, сможем узнать условия, при которых тело, погруженное в жидкость, тонет, всплывает или плавает внутри жидкости.

Сделаем это сообща.

Б). Лабораторный опыт выполняет весь класс по рядам.

Первый ряд – I вариант, второй ряд - II вариант, третий ряд - III вариант.    

- На столах у вас пробирки с песком, закрытые пробкой, мензурки с водой. В пробирках у разных вариантов – разное количество песка.

- Опустите пробирки в мензурки с водой. Что вы видите?

 I  вариант – Что происходит с пробиркой, погруженной в воду? (тонет)

II  вариант – Что происходит с пробиркой? (плавает внутри)

III вариант - Что происходит с пробиркой? (всплывает)

- Определите силу тяжести и силу Архимеда, действующие на пробирку.

- Как мы узнаем силу тяжести, действующую на пробирку? (FT=mg)

- Как определим массу пробирок?  (с помощью весов) 

Чтобы сэкономить время на уроке, мы заранее измерили массу пробирок (или измерить быстро на уравновешенных весах на столе учителя, т.к. масса у всех пробирок одного варианта одинаковая)

- Запишите результат в тетрадях и на доске (1 ученик с каждого ряда)

        I вариант  m1=

       II вариант  m2=                          

      III вариант  m3=

- Рассчитайте силу тяжести, действующую на пробирку, принимая g=10 Н/кг

        I вариант  FT 1=

       II вариант  FT 2=                          

      III вариант  FT 3=

- Как определить FA?       (FA=pжgVT;)

- Какова плотность воды?   (1000 кг/м3)

- А как найти объем пробирки?  (VT=V2 - V1)

- Что теперь мы сможем рассчитать?  (силу Архимеда)

- Запишите результат  FA1 =  

                                        FA2 =  

                                        FA3 =  

- Почему результаты равны? (FA1=FA2=FA3, т.к. объем пробирок одинаков)

- Итак, сравните силу тяжести и силу Архимеда.(одновременно учитель либо печатает и проецирует на экран данные учеников, либо пишет на доске)

I вариант 

                                   FT=mg=      H

                                   FA=pжgVT=      H

                                                      FT > FA – тонет

                       FT               

II вариант 

                                   FT =       H

                                   FA =       H

                                   FT  = FT – плавает внутри жидкости

                               

III вариант 

                                   FT =      H

                                   FA =      H

                                   FT < FA – всплывает

- Изобразим силы, действующие на тела. Куда будет направлена результирующая сила? (в сторону большей силы)

I вариант- FT > FA 

                                   

               FA               

                                                       

                       FT               

              FT 

II вариант- FT  = FT 

                                   

               FA          

                                  

                FT 

III вариант- FT < FA 

                  FA               

             

                   

                FT             

- А теперь сформулируем общее правило- условие плавания тел. (Ученики формулируют и записывают в тетрадь)

- Вернемся к демонстрационному опыту. Почему же тела ведут себя в воде по-разному? (на них действует разная сила тяжести, у них разная масса, а т.к. объем у них одинаковый – у них разная плотность)                                                        - Докажите это! Начните с уравнения, когда тело плавает внутри жидкости   mg = FA

(mg = FA

pTVTg = pжgVT

pT = pж)

- Тогда по аналогии мы получим:  pT = pж – плавает

                                                                                 pT  > pж – тонет

                                                          pT < pж – всплывает

- Это тоже условие плавания тел. Будет ли тело плавать в жидкости или нет- зависит от плотности тела и плотности жидкости.

5. Закрепление.

1) Три бруска: деревянный (из сухой сосны), пробковый и ледяной  погрузили  в машинное масло (pм=900кг/м3). Какой из них будет плавать?

pд= 400кг/м3

pпр= 240кг/м3               

pл= 900кг/м3            ответ: 3, т.к. pл = pм

2) Железо тонет в воде, а утонет ли оно в ртути?

pж=7800кг/м3

pрт=13600кг/м3      всплывет, т.к. pж <  pрт

3) Что можно сказать о средней плотности рыб по сравнению с плотностью воды?  (примерно равны, т.к. рыбы плавают внутри жидкости)

4) Какую роль играет плавательный пузырь у рыб?

(легко меняет свой объем, а, следовательно, объем рыбы; V  (уменьшается) – погружается на большую глубину, т.к. Fвыт  (уменьшается ).

6. Домашнее задание: параграф 48, задачи 101-103, стр. 145, экспериментальное задание, стр.123

7. Подведение итога урока

- А теперь еще один опыт.

На весах две одинаковые металлические пластинки с одинаковой массой.

- Что произойдет, если их опустить в воду?

                                     

                                      Одна идет ко дну, а другая, из которой сделали

                                      лодочку, плавает.

Можно даже нагрузить ее дополнительно (скрепками, булавками…)

- Почему такое возможно? Об этом мы узнаем на следующем уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный кроссворд по теме: "Типы соцветий".

Интерактивный кроссворд содержит вопросы по 8 наиболее распространённым типам соцветий. Возможно использование как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия по предмету....

Кроссворды на уроках географии. Классический кроссворд.

Всем известно, что наиболее интересными заданиями по географии являются кроссворды. Они вызывают у школьников интерес к изучаемой теме, вносят занимательность, заставляют глубже вникать в предмет, сам...

Конспект урока Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами.

Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами....

Кроссворд по музыке за 4 кл. 4 четверть в форме кроссворда на тему" Джазовый оркестр"

Проверочные задания по музыке за 4 кл. 4 четверть в форме кроссворда на тему" Джазовый оркестр"...

Кроссворд «Население России», Кроссворд «Природа России»

Контрольно-измерительные материалы к Рабочим программам...

Кроссворды "Обыкновенные дроби", "Математический кроссворд"

Кроссворды "Обыкновенные дроби", "Математический кроссворд" выполнены с помощью сервиса "Фабрика кроссвордов",  http://puzzlecup.com/crossword-ru/Фабрика к...

Конспект занятия по развитию навыков чтения и письма по теме: "Фруктовый кроссворд"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте предназначен для читающих детей шести лет....