Конспект занятия по развитию навыков чтения и письма по теме: "Фруктовый кроссворд"
план-конспект

Юлия Викторовна Москалева

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте предназначен для читающих детей шести лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детско–юношеский центр

Социально – педагогическая направленность

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ

ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

ПО ТЕМЕ:

«ФРУКТОВЫЙ КРОССВОРД»

Возраст обучающихся: 6 лет

Год обучения: второй

 Автор - составитель:

                                                              Москалева Юлия Викторовна

 педагог дополнительного образования

Воронеж, 2019

Цель: знакомство детей с новым видом словесных игр «кроссвордом».

Задачи:

а) обучающие:

- формировать у детей умение отгадывать кроссворд, ориентируясь на рисунок и буквы;

б) развивающие:

- продолжать вырабатывать умение писать слова печатными буквами, а также пользоваться некоторыми условными обозначениями;

 - расширять и закреплять словарный запас детей по данной теме;

- закреплять у детей навыки звукового анализа слов;

в) воспитывающие:

- прививать интерес к чтению и письму;

- воспитывать самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

Планируемые результаты:

-  дети проявляют интерес к разгадыванию кроссвордов;

- читают небольшие тексты, понимают смысл прочитанного;

- ориентируются в звукобуквенной системе языка.

Новая лексика: кроссворд, по вертикали, по горизонтали.

Материалы и оборудование:

- демонстрационный материал: картинки и карточки по теме «Фрукты», доска, звукобуквенная лента, магнитофон.

- раздаточный материал: рабочая тетрадь, цветные и простые карандаши, карточки с индивидуальным заданием.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением фруктов, чтение небольших текстов, проведение словесных игр по данной теме.

Ход занятия:

  1. Организационный момент: песня «Фрукты» из мультфильма «Малышарики». Беседа с детьми по теме:
  1. Что можно назвать фруктами?
  2. Где растут фрукты?
  3. О каких фруктах говорится в песне?
  4. Какие фрукты вы знаете еще?
  5. Какие фрукты растут в садах нашего края?
  6. Какие продаются в магазинах, на рынке, но не растут у нас?
  7. Почему есть фрукты полезно для здоровья?
  8. Как хранят фрукты?
  9. Что можно из них приготовить?
  10. Почему варенье из фруктов полезнее сахара?
  11. Какие фрукты вам больше нравятся и почему?

  1. Физкультминутка: игра «Овощи и фрукты».

Перед началом игры дети объясняют разницу между овощами и фруктами. Педагог знакомит с правилами игры. Если дети слышат название овоща, то они топают ногами, фрукта – поднимают руки вверх.

  1. «Раскрась и напиши правильно».

Перед выполнением задания педагог читает стихотворение.

Фрукты очень любят дети,

Нет их вкусней на белом свете.

По садочку мы пойдем,

Фрукты свежие найдем.

Соком не для красоты

Наливаются плоды.

Вишню в кружку соберем,

Спелых слив еще нарвем.

Вот под яблоней ковром

Яблоки лежат кругом,

Их в корзину соберем.

К ранней груше подойдем,

Желтые плоды сорвем.

С мамой заготовим сока

И варенье сварим к сроку.

Фрукты надо всем любить,

Чтоб здоровье сохранить.

Задания:

  1. Раскрасить только те фрукты, которые были названы в стихотворении.
  2. Написать название картинки одним словом.
  3. Сделать звуковой анализ написанного слова.

Работа в рабочих тетрадях, с. 18, упр. 1.

  1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

Мы делили апельсин;

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка – кожура.

(При переселении дети загибают пальцы в кулачок).

Он сердит на нас, беда!!!  

Разбегайтесь кто куда!!!

(Бросательное движение руками вперед, пальцами перебирают по столу).

  1. «Разгадай кроссворд». Работа в рабочих тетрадях, с. 18, упр. 2.

Педагог знакомит детей с понятием «кроссворд», объясняет алгоритм разгадывания кроссворда:

 - назвать правильно фрукты, изображенные в задании;

- правильно определить первый звук в названии фрукта;

- найти в клеточках букву, соответствующую первому звуку, и написать название;

- кроссворд разгадан, если в каждой клеточке написаны буквы, и можно прочитать слово.

6. Пальчиковая гимнастика «Компот».

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много, вот:

(левую ладошку держат «ковшиком», а пальцем правой руки помешивают; загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим-варим мы компот.

Угостим честной народ.

  1. «Загадки». Самостоятельная работа.

Педагог раздает детям карточки, на которых написана загадка по теме «Фрукты». Каждый ребенок должен ее самостоятельно прочитать и найти к ней ответ на отдельной карточке. Если ответ правильный, ребенку дается задание – выполнить звуковой анализ слова. В конце игры, педагог поощряет детей.

  1. Рефлексия. Педагог интересуется у детей, что им понравилось/не понравилось на занятии; над чем нужно еще работать.

Использованная литература:

  1. Алябьева Е.А. Как развить логическое мышление у ребенка 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 112 с.
  2. Колесникова Е.В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет. Учебно–методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю читать».  Изд. 3-е доп. и перераб. – М.: Ювента, 2016 – 64 с.
  3. Зырянова Л.Н. Занятия по развитию речи в ДОУ. 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 271 с.
  4. Аудиозапись песни «Фрукты» из мультфильма «Малышарики».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Загадки для самостоятельной работы

1.Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся... (фрукты)

 

2.Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий... (ананас)

 

3.Кто-то там, в углу садовом,

В скромном платьице лиловом

Прячется в листве пугливо.

Догадались? Это... (слива)

 

4.На ветвях они висели,

Как созрели — посинели.

Смотрят сверху вниз пугливо,

Ждут, когда сорвут их... (сливы)

 

5.Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (груша)

 

6.Жёлтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

 

7.Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый рыжий... (апельсин)

 

8.Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет... (банан)

 

9.Что за фрукт поспел в садочке?

Кость внутри, в веснушках щёчки.

Прилетел к нему рой ос. —

Сладок мягкий... (абрикос)

 

10.Сверху — шкурка золотая,

В центре — косточка большая.

Что за фрукт? — Вот вам вопрос.

Это сладкий... (абрикос)

 

11.В желтоватой корочке

Розовые долечки.

Этот горько-кислый фрукт

Называется... (грейпфрут)

 

12.Летом в платьице зеленом,

А по осени — в лиловом.

Ароматна и красива.

Узнаете? Это... (слива)

 

13.Он из стран, где климат жаркий.

Ярко-желтый, но не сладкий.

Даже спелый кислый он.

Как зовется фрукт? (Лимон)

14.Надорвали край рубашки —

Вниз посыпались стекляшки.

Не собрать их все назад.

Что за плод такой? (Гранат)

 

15.Кто там спрятал под листок

Свой румяный крепкий бок?

Под листы-панамочки

Прячутся в зной... (яблочки)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие навыков чтения с листа на занятиях фортепиано"

Методическая разработка по развитию навыков чтения с листа на уроках фортепиано....

Формирование навыков чтения и письма глобальным методом у дошкольников с проблемами в развитии.

В статье представлен опыт работы по обучению письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Кратко охарактеризованы особенности подхода к формированию навыка чтения глобальным и послого...

Развитие навыка чтения с листа на занятиях фортепиано.

Методическая разработка посвящена одной из актуальных проблем обучения юных пианистов. Проблема формирования навыка чтения с листа является важным моментом в освоении фортепианной игры....

"Зависимость от углеводородного сырья" (урок развития критического мышления по теме "Защита окружающей среды" на основе развития навыков чтения и письма)

Данный урок разрабатывался в рамках курса "Критическое мышление" и апробировался в 10 классе (углубленный уровень изучения, УМК "English X", Афанасьева, Михеева; Unit 3).Урок нацел...

Примеры заданий на развитие навыков чтения, аудирования, письма, говорения.

Примеры заданий на развитие навыков чтения, аудирования, письма, говорения.Reading 1. Read the text and fill in the correct words. Give the title of the text.Element, fragment, mythology, belief,...

Конспект урока по английскому языку на тему «Чтение буквы i и ir. Развитие навыков чтения.» (2 класс)

Конспект урока по английскому языку на тему «Чтение буквы i и ir. Развитие навыков чтения.» (2 класс)...