Формирование навыков чтения и письма глобальным методом у дошкольников с проблемами в развитии.
статья по теме

Самойлова Ольга Николаевна

В статье представлен опыт работы по обучению письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Кратко охарактеризованы особенности подхода к формированию навыка чтения глобальным и послоговым методом отечественных и зарубежных специалистов (Г.Доман, А.Доман, Н.А.Зайцев, Т.С.Резниченко, Е.В. Новикова). В работе определены цели и задачи, основные приёмы организации занятий по обучению грамоте дошкольников, имеющих трудности в овладении чтением при обучении традиционным аналитико-синтетическим методом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassin_statya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков чтения и письма

глобальным методом у дошкольников с проблемами в развитии.

Классин О.Н., учитель-дефектолог

ГБУ РС (Я) «РРЦ г. Нерюнгри»

В настоящее время интенсификация обучения, увеличение нагрузок наряду с ухудшающимся здоровьем детей и ростом школьных проблем вносят свои коррективы и в вопрос подготовки ребёнка к школьному обучению, одним из критериев которого является речевое развитие. Умению ясно мыслить и правильно излагать свои мысли в значительной мере способствует  чтение и во многом определяет результативность школьных занятий. Учителя отмечают что дети, овладевшие навыком чтения в дошкольном возрасте, более  эрудированны, любознательны, быстрее и легче усваивают всё новое. К тому же, из опыта логопедической работы известно: речевые нарушения преодолеваются успешней, если ребёнок умеет читать.

Изучение трудов российских и зарубежных педагогов, психологов, представителей медицины и дефектологии позволило сделать вывод, что общепринятая методика обучения чтению построена на фонемном принципе и требует достаточно высокого уровня  сформированности  аналитико-синтетической деятельности и фонематического восприятия. У детей же с ранее описанными нарушениями страдают именно эти процессы, что делает процесс  формирования навыка чтения изначально менее эффективным.

Несомненным преимуществом методики обучения (и не только чтению) Г. Домана является то, что разработанная врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности, она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определённую систему знаний. Подача материала на занятиях ведётся таким образом, что малыш не успевает устать,  отвлечься, потерять интерес к процессу. При этом эффективность теряется, если материал (карточки со словами) демонстрируется медленно (более 3-5 сек.) или редко обновляется. При этом содержание программы и темп работы строго индивидуальны, не требует проверки усвоения материала (ответного озвучивания) и может использоваться в работе как с детьми с высоко развитой речевой деятельностью, так и не говорящими воспитанниками. Однако, при всех положительных моментах, использование методики американских врачей Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США) и её адаптированного варианта (Центр Раннего развития «Умница», Россия) в условиях дошкольных образовательных учреждений проблематично, поскольку  требует перестройки всей существующей российской системы образования.

Более гибкими оказались различные варианты обучения чтению детей складовым, слоговым методом (Ф. Кузьмичёв, Л. Н. Толстой, Н. А. Зайцев, Т. С. Резниченко, Е. В. Новикова). Подобные методики строятся на том, что единицей чтения стал слог, а не буква.

Одним из достоинств этих методик является их мобильность. То есть, обучение можно начинать в любом возрасте (от  3 до 6 лет) и, в данном случае, уровень уже сформированных навыков по разделу «Обучение грамоте» не имеет большого значения. К тому же, данные методики рассчитаны на групповую форму проведения занятий, где в совместной игре учебный материал усваивается быстрей.

 Анализ различных подходов к обучению грамоте дошкольников позволил выдвинуть предположение, что для достижения цели работы, направленной на повышение эффективности коррекционного процесса требуется обновление не только содержания программы по формированию навыков чтения, но и методов, приёмов её реализации.

На основе собранного материала мною был разработан календарно-тематический план   занятий, направленных на формирование у дошкольников навыков чтения и письма глобальным и послоговым методом» и методические рекомендации.

В основу были взяты две методики: обучение чтению целыми словами, словосочетаниями, предложениями и обучение слоговому чтению (Е.В. Новикова «Система быстрого обучения чтению»; Т.С. Резниченко «Обучение чтению детей с тяжёлыми нарушениями речи»; Г. Доман, Д. Доман «Как научить ребёнка читать»). Выбор методик, как было сказано ранее, обусловлен особенностями развития воспитанников: психических процессов, мотивационной сферы, видов зрительных и речевых патологий.

  1. Для детей дошкольного возраста легче воспринять и удержать в памяти ближайшие цели - запоминание слогов и «прочтение слов» на первых же занятиях поддерживает у них интерес, создаёт дополнительную мотивацию.
  2. Обучение чтению слогами позволит избежать самой распространённой ошибки, которую совершают родители, знакомя малыша с буквами - называние букв (часто неверное), а не звуков затрудняет понимание принципа слияния звуков в слоги. Т.е. дети читают МЭ А вместо МА.
  3. Поскольку аналитико-синтетическая деятельность у дошкольников ещё не достаточно развита, то обучение чтению слогами и словами позволяет ускорить процесс формирования навыка.

При разработке программы учитывалось, что данные методики не включают такие важные моменты, как формирование звуко - буквенного, звуко - слогового анализа, поэтому могут являться лишь дополнительным способом формирования письменной речи детей и не в коем случае не заменять существующую в дошкольных образовательных учреждениях традиционную методику обучения грамоте.

Задачами организации занятий по обучению дошкольников с проблемами в развитии чтению глобальным и послоговым методом является:

  1. формирование мотивации к процессу обучения в целом;
  2. развитие у детей интереса к процессу чтения (письма);
  3. формирование у дошкольников образа буквы, узнавание её в тексте;
  4. упражнение детей в запоминании и воспроизведении (чтение и написание)
    зрительного образа слогов и слов различной сложности;
  5. формирование навыка осознанного чтения фраз и текстов.

Представленная нами программа условно разделена на 3 блока  по 46 академических часов (длительность занятия 20 минут с детьми средней группы, до 25-ти минут –подготовительной с периодичностью 2 раза в неделю). Каждый блок соответствует периоду (году) обучения. Однако, при необходимости программа может быть сокращена за счёт уменьшения количества часов. Т.е. может быть осуществлена как за три, так и за два, один учебных года, поскольку, чем старше ребёнок, тем лучше развиты у него процессы восприятия, памяти, мышления и выше работоспособность.

Материал занятий упорядочен с учетом характерных для русского языка противопоставлений по глухости - звонкости, твердости – мягкости, гласных первого и второго ряда А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е, Ы – И. Учтены и другие сложные темы, при изучении которых дети допускают ошибки (например, дифференциация чтение слогов и слов со стечением согласных и др.)

Группировка букв с учетом их особенностей дает возможность систематизировать формируемые умения и навыки, задействовать механизм переноса знаний по аналогии. Сопоставление букв способствует эффективному усвоению их свойств при чтении, помогает закрепить пройденное, понять новое в сравнении с ранее изученным, предупреждает ошибки на смешение букв.

Занятия проводятся группой из 5-6 человек в форме игровых заданий. В начале, середине и конце занятия проводятся «минутка-читалочка» -  демонстрация и называние карточек со словами по методике Г. Доман, Д. Доман «Дошкольное обучение ребёнка» и А. А. Маниченко «Как научить ребёнка читать». Это позволяет активизировать мозговую деятельность ребёнка и на этом фоне повысить успешность обучения, а так же настроить на предстоящую работу. Подобным образом происходит и изучение букв и слогов. Например: педагог показывает и называет  карточки со слогами МА, ПА, БА, ДА. Ребёнок не должен повторять за взрослым речевой материал. На следующем занятии убирается один из изученных слогов и добавляется новый – ША.

Для закрепления изученного материала используются так же следующие приёмы:

  1. отыскивание и выделение изучаемых букв в текстах;
  2. определение первых, последних звуков и букв в словах, их места в слове;
  3. конструирование букв;
  4. запоминание, отыскивание акустического и визуального образа слогов;
  5. слияние изученных слогов в слова и соотнесение их с картинками;
  6. ориентировка на листе бумаги и  печатание букв, слогов, слов и предложений (работа в тетради в клетку);
  7. творческие задания на закрепление изученного материала (составление слов с изученными буквами и слогами, изменения слов с помощью прибавления, перестановки, замены слогов, прочтение текстов совместно с логопедом (ребёнок сам читает по ходу текста только изученные слова, отгадывание кроссвордов, ребусов и т. п.);
  8. чтение и работа над текстами различной сложности.

Эффективность «Программы формирования у дошкольников навыков чтения и письма глобальным и послоговым методом», реализуемой в системе коррекционно-логопедической работы подтверждается результатами обследования, которое показывает увеличение общего количества детей успешно овладевающих навыками чтения в дошкольном возрасте с 65% до 97%.

Литература:

  1. Доман Г., Доман  Д. «Дошкольное обучение ребёнка». Москва «Аквариум» 1995 г.
  2. Резниченко Т. С. «Занимательный букварь для детей с тяжёлыми нарушениями речи». Москва «ГНОМ» 2001 г.
  3. Резниченко Т. С. «Я запоминаю слоги. Приложение к «Занимательному букварю». Москва «ГНОМ и Д» 2004 г.
  4. Новикова Е. В. «Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению». Москва «ГНОМ и Д» 2004 г.
  5. Маниченко А. А. «Как научить ребёнка читать». Челябинск «Умница» 2007 г.
  6. «Как подготовить ребёнка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты». Составитель Л. С. Михайлова. Волгоград: Учитель. 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД.Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в осно...

Рабочая программа "Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования навыков чтения".

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...

"Подъем! Формирование лексико-грамматических навыков чтения и письма".

Урок английского языка в 5 классе по теме «Подъем! Формирование лексико-грамматических навыков чтения» проводится в 3-й четверти в разделе (модуле) 6 «С утра до вечера» при уче...

Формирование навыков чтения и письма у учащихся с нарушением речи.

        Чтение — древнейший вид познавательной деятельности человека, но до сих пор в механизме чтения многое еще неясно. И очень часто обучение чтению основано на нас...

"Зависимость от углеводородного сырья" (урок развития критического мышления по теме "Защита окружающей среды" на основе развития навыков чтения и письма)

Данный урок разрабатывался в рамках курса "Критическое мышление" и апробировался в 10 классе (углубленный уровень изучения, УМК "English X", Афанасьева, Михеева; Unit 3).Урок нацел...

Конспект занятия по развитию навыков чтения и письма по теме: "Фруктовый кроссворд"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте предназначен для читающих детей шести лет....