Методическая разработка урока физики в 8 классе на тему: «Звуковые волны в различных средах»
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Распопова Татьяна Николаевна

 

Методическая разработка урока физики

 

ФИО: Распопова Татьяна Николаевна

Должность: учитель физики

Название образовательного учреждения: МКОУ Джогинская СОШ

Класс: 8

Раздел программы: «Колебания и волны»

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Оборудование: камертон, шарик на нити, нитяной маятник, гитара, металлическая линейка, зажатая в тисках, компьютер, проектор.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

1.     Учебник для общеобразовательных учреждений «Физика – 7», С.В. Громов, М.: Просвещение,  2012 г.;

2.     Mikrosoft Office PowerPoint;

3.     Mikrosoft Office Word 2007;

4.     Windows Media Player

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока физики

ФИО: Распопова Татьяна Николаевна

Должность: учитель физики

Название образовательного учреждения: МКОУ Джогинская СОШ

Класс: 8

Раздел программы: «Колебания и волны»

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Оборудование: камертон, шарик на нити, нитяной маятник, гитара, металлическая линейка, зажатая в тисках, компьютер, проектор.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Физика – 7», С.В. Громов, М.: Просвещение,  2012 г.;
  2. Mikrosoft Office PowerPoint;
  3. Mikrosoft Office Word 2007;
  4. Windows Media Player;
  5. Интернет-ресурсы (ссылки):

http://ru.wikipedia.org/ 

http://school.xvatit.com/

http://knowledge.allbest.ru/physics/

http://nika-fizika.narod.ru/ 

http://www.bibliofond.ru

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока (презентации – приложение 1): «Звуковые волны в различных средах»  (СЛАЙД 1)

Цели урока:

  • дидактические – создать условия для усвоения нового учебного материала, используя деятельностный метод обучения;
  • образовательные - формировать понятия о звуковых волнах и их характеристиках;
  • развивающие – развивать когнитивную сферу учащихся, формировать представление о процессе научного познания с использованием ИКТ (презентация);
  • воспитательные – прививать культуру умственного труда.

Ход урока

Организационный  момент.

  1. Актуализация знаний (СЛАЙД 2)

Учитель: Для достижения целей сегодняшнего урока нам необходимо вспомнить изученный ранее материал. В ходе сегодняшнего урока вы будете заполнять опорные конспекты, которые у вас на столах.

  • Предполагаемые ответы детей даны в скобках курсивом.
  1. Что такое колебания или колебательное движение? (Колебательное движение – это движение, повторяющееся во времени).
  2. Что такое механическая волна? (Механическая волна – это процесс распространения колебаний в пространстве с течением времени).
  3. Назовите обязательное условие существования упругих волн. (Наличие среды, в которой будет распространятся волна).
  4. Перечислите характеристики любой механической волны. (Амплитуда, период, частота, длина волны, скорость распространения волны).
  5. Какие два вида волн вам известны? (Продольные и поперечные).
  1. Постановка учебной задачи. Формулировка темы и цели урока

(СЛАЙД 3)

Учитель: Предлагаю вам прослушать отрывок из алтайской сказки.

«Язык птиц и зверей мальчик хорошо понимал, пчел и кузнечиков внимательно слушал. Он и сам - то зажужжит, то - застрекочет, то - как птица, защебечет, то - засмеется, как родник. Дунет мальчик в сухой стебель — стебелек поет...".

Что помогало мальчику общаться с природой? (Звуки) (СЛАЙД 4)

Тема сегодняшнего урока: «Звуковые волны». Запишите тему урока в опорный конспект.

Вопрос: А знаете ли вы что такое звуковая волна? Какие существуют характеристики звука и от чего они зависят? (Нет).

Цели сегодняшнего урока:

  1. Сформулировать определение понятия «звук» или «звуковая волна».
  2. Рассмотреть характеристики звука и выяснить от чего они зависят.
  1. Открытие новых знаний (СЛАЙД 5)

Учитель: Мир звуков окружал человека всегда. В далекие доисторические времена они выручали его так же, как и других живых существ: помогали общаться, ориентироваться в пространстве, охотиться и просто выражать свои эмоции. Шелест листьев в лесу, стрекотание кузнечика, пение птиц, шум морского прибоя - эти природные звуки человек, поначалу просто имитируя, со временем "организовал", и появилась музыка. Люди, пытаясь поставить звуки себе на службу, занялись их изучением, создав науку о звуках –   АКУСТИКУ.

(Дети записывают в конспект. Акустика – наука, изучающая звук).

Упругие волны, распространяясь в воздухе, а также внутри жидкостей и твердых тел, невидимы. Однако при определенных условиях их можно услышать.

Рассмотрим гитару (СЛАЙД 6)

  • Когда она зазвучит? (Когда приведем в движение ее струны).
  • Какое движение совершает струна гитары? (Колебательное).

Вывод: Струна является источником звука.

Обратимся к опыту (СЛАЙД 7): Зажмем в тисках длинную стальную линейку. Пусть над тисками будет выступать большая часть линейки. Вызовем колебания линейки. Мы не услышим звука. Но если конец линейки укоротить, тем самым увеличить частоту колебаний, то мы обнаружим, что линейка начнет звучать. Линейка является источником звука.

  • Скажите, как вы думаете, что необходимо для того чтобы тело стало источником звука? (Необходимо, чтобы тело совершало колебания).
  • Скажите, что такое источник звука? (СЛАЙД 8)

(Источник звука – тело, совершающее колебания).

  • Как вы думаете, что является источником звука у человека? (Колебания голосовых связок).

Прибор, находящийся перед вами называется камертоном (СЛАЙД 9). Он представляет собой изогнутый металлический стержень на ножке. В данном случае камертон укреплен на резонаторном ящике. Если по камертону ударить молоточком, он зазвучит. Колебания ветвей незаметны. Но их можно обнаружить, если к звучащему камертону поднести маленький, подвешенный на нити шарик. Шарик будет периодически отскакивать, что свидетельствует о колебаниях ветвей камертона. Но далеко на всякое колеблющееся тело является источником звука. Например, нитяной маятник не издает звука. Исследования показали, что человеческое ухо способно воспринимать звук механических колебаний тел, происходящие с частотой от 20 (16) до 20000 Гц.

Звуковые волны (СЛАЙД 10) волны, частота колебаний которых находится в диапазоне от 20 до 20000 Гц.

Механические колебания, частота которых превышает 20000 Гц, называются ультразвуковыми, а колебания с частотами менее 20 (16) Гц - инфразвуковыми.

Следует отметить, что указанные границы звукового диапазона условны, так как зависят от возраста людей и индивидуальных особенностей их слухового аппарата.

  • Физкультминутка.

Учитель: Выясним, какие  существуют характеристики звука и от чего они зависят, а также выясним, где применяется ультразвук и инфразвук.

Вы работаете в группах с текстом и отвечаете на вопросы, предложенные у вас на листах.

IV. Работа в группах (СЛАЙД 11)

Учитель: послушаем ваши сообщения (приложение 4)

1. Высота звука        (СЛАЙД 12)

Вопросы:

  1. От чего зависит высота издаваемого звука?
  2. Почему полет шмеля сопровождается низким звуком (жужжанием), а полет комара – высоким (писком)?

2. Тембр звука (СЛАЙД 13)

Вопросы

  1. Что такое тембр звука?
  2. Что такое чистый тон?
  3. Приведите пример чистого тона.

3. Громкость звука (СЛАЙД 14, 15)

Вопросы

  1. От чего зависит громкость издаваемого звука?
  2. Назовите единицы измерения громкостей, уровня громкости.
  3. Как громкие звуки влияют на человека?

4. Скорость распространения звука (СЛАЙД 16, 17, 18)

Вопросы

  1. Какое условие необходимо для распространения звука?
  2. Какие тела являются хорошими проводниками звука?
  3. От чего зависит скорость распространения звуковых колебания?

5. Ультразвук (СЛАЙД 19, 20, 21)

Вопросы

  1. Что такое ультразвук?
  2. Приведите примеры ультразвука в природе?
  3. Приведите примеры ультразвука в жизни человека?

6. Инфразвук (СЛАЙД 22, 23, 24, 25)

Вопросы

  1. Что такое инфразвук?
  2. Приведите примеры инфразвука в природе?
  3. Приведите примеры инфразвука в жизни человека?

Итак (СЛАЙД 26), назовите основные характеристики звука? Их всего четыре. Слово группам

(Высота звука, тембр, громкость, скорость распространения звука).

Ответы записываются в опорный конспект (приложение 2).

Учитель:

Разберем, где применяется ультразвук и инфразвук.

(Инфразвук – для  определения места сильных взрывов или положения стреляющего орудия, предсказание стихийного бедствия — цунами, для исследования верхних слоев атмосферы, свойств водной среды. Ультразвук – эхолоты и гидролокаторы, дефектоскопия, дробление жидких и твердых веществ, пайка алюминиевых изделий, в лечебной практике)

Ответы записываются в опорный конспект.

  1. Закрепление (СЛАЙД 27)

Используя полученные знания, решим следующие задачи:

  • Какой кирпич – пористый или обыкновенный – обеспечивает лучшую звукоизоляцию? Почему?

(Пористый кирпич обеспечивает лучшую звукоизоляцию, т.к. в нем больше воздушного пространства, а воздух является плохим проводником звука).

  • Кто в полете чаще машет крыльями: муха или комар? Ответ поясните.

(Чаще машет крыльями комар, т.к. частота колебаний его крыльев больше, чем частота колебаний крыльев мухи. Звук комара выше (писк), значит его частота больше).

  • Почему индейцы, которых мы видим в старых вестернах, обычно встают на колени и припадают ухом к земле, чтобы обнаружить далеких, не видимых глазом всадников? (Потому что звук в твердых телах распространяется быстрее чем в жидкости и газе).
  • Приведите примеры использования ультразвуковых волн представителями животного мира. (Дельфины, летучие мыши, зубчатые киты).
  1. Самостоятельная работа (СЛАЙД 28)

Проверим ваши знания. Работаем самостоятельно по карточкам, которые у вас на столах. Выбирайте тот вариант ответа, который считаете правильным (приложение 3).

Ответы:

  1. Д
  2. Б
  3. Б
  4. В
  5. А

Карточки с самостоятельной работой  и опорные конспекты  сдаются учителю

  1. Повторение изученного (СЛАЙД 29)
  • Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что такое звук?
  • Какие характеристики звука вам известны?
  • От чего зависит высота, громкость звука?
  • Что такое ультразвук и инфразвук?
  • Применение ультразвука и инфразвука.
  • В чем у вас остались затруднения?

В конспектах (СЛАЙД 30) отметьте «+» те вопросы, на которые после урока вы можете дать ответ, и «-» - те вопросы, которые вызывают у вас затруднения.

  • Каким общим свойством обладают все источники звука?
  • Механические колебания каких частот называются звуковыми?
  • Какие колебания называются ультразвуковыми и инфразвуковыми?
  • Какие характеристики звука вам известны?
  • От чего зависит громкость звука?
  • Как распространяется звук в различных средах?

  1. Домашнее задание (СЛАЙД 31): §§ 34-38,

задания на карточках (диф.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока в 8 классе по теме «Защита окружающей среды»

Данные материалы могут быть использованы для проведения уроков по теме "Окружающая среда". Используются интерактивные методы обучения, тестовый контроль....

Презентация к уроку физики в 8 классе на тему «Звуковые волны в различных средах»

Презентация у уроку физики в 8 классе на тему «Звуковые волны в различных средах».  Включает в себя различные виды деятельности на уроке. Это повторение, самостоятельную работу, доклады, эксперим...

методическая разработка урока для 6 класса по теме "Среда обитания"

Методическая разработка "Среда обитания" предназначена для учащихся 6-х классов. В данной работе рассматриваются факторы среды....

Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике « Юные мудрецы»

Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике« Юные мудрецы»...

Методическая разработка урока физики 7 класс по теме : "Архимедова сила".

Уроки с использованием ЦОР играют значимую роль в развитии современного образования. Это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Ученики с большим интересом посещ...

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...