методическая разработка урока для 6 класса по теме "Среда обитания"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Зайнеева Лейсан Вахитовна

Методическая разработка "Среда обитания" предназначена для учащихся 6-х классов. В данной работе рассматриваются факторы среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Карасинская ООШ имени Шарафутдинова З.Т.»

Аксубаевского  муниципального  района  Республики  Татарстан

План-конспект открытого урока

в 6 классе

по теме:  

«СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ».

Учитель биологии-химии

Зайнеева Лейсан Вахитовна.

2015 год.

Тема: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ»

Цель урока:

  • формировать экологическое мышление

Задачи урока:  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: раскрыть понятие « среда обитания организмов», выяснить ее экологические факторы, показать влияние факторов неживой природы на организмы.

РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие известных учащимся понятий о многообразии организмов, показать зависимость  влияния факторов среды на строение и жизнедеятельность организмов, формирование умений работать с книгой, таблицами.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: дать понятие о среде обитания организмов и экологических факторах как основе экологического воспитания школьников для сохранения многообразия видов на Земле.

Методы:  частично - поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Тип урока: изучение новой темы.

Метапредметные связи:  биология, география.

Оборудование:  гербарии, различные приспособления растении к недостатку влаги; карточки-задания; комнатные растения: традесканция (теневыносливое), пеларгония (светолюбивое), презентация.

Учебник:  Сонин Н.И. Биология. Живой организм: учебник для учащихся 6 класса. М.: Дрофа, 2006.

Эколого-биологические понятия: среда обитания: водная, организменная, наземно-воздушная, почвенная; экология; экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Приветствие. Выяснить отсутствующих в классе. Предложить учащимся назвать тему предыдущего урока.

II. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос:

– Что мы узнали о жизнедеятельности организмов?
– По каким признакам отличаются живые организмы от неживых?
– Чем отличается питание животных от питания зеленых растений?
– Дайте определения понятиям: теплокровность и холоднокровность.
– Какие системы обеспечивают регуляцию деятельности организма животного?

III. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите о чем это стихотворение:

У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья
Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно

Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое
Облюбовано жилье… (слайд №2)

– Ребята, о ком и о чем это стихотворение? (О животных, об условиях, месте)
– Да, это стихотворение об условиях, месте, или по - другому –
о среде обитания. Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке. А сейчас, внимание на экран. Просмотр презентации  « Среда обитания организмов»

Беседа. Составление схемы, где отражены новые понятия (Учитель на доске, а учащиеся в тетради)

Учитель: На нашей планете можно выделить несколько основных сред жизни, сильно различающихся по условиям существования: водную, наземно-воздушную, почвенную. Средой обитания служат также сами организмы, в которых живут другие. В зависимости от того, в каких средах живут представители разных видов, они испытывают действие разных факторов и вынуждены приспосабливаться к ним.
Организмы, населяющие водную среду, называются гидробионтами (греч. hydor – вода; biontos – живущий); наземно-воздушную среду – аэробионтами (греч. aer – воздух); почвенную среду – эдафобионтами (греч. edaphos – почва); организменную среду – эндобионтами (греч. endon – внутри).

C:\Users\Tester\Desktop\img1.gif

Среда обитания – это часть природы, в которой живет организм.(Запись в тетрадь)

Учитель: Живые организмы, населяя разную среду обитания, оказывают друг на друга самое разнообразное влияние. Есть наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Эта наука называется экологией.
Экология (греч. сл. ойкос – дом, логос – наука, учение)
Впервые ввел термин « экология» 1869 году нем. ученый
Эрнст Геккель, для обозначения науки о взаимосвязи организмов в природе.

– Каждое живое существо тесно связано со своей средой обитания, испытывает ее влияние и в свою очередь на нее воздействует. Все свойства среды, влиянию которых подвергаются организмы, называют экологическими факторами.

(Работа с учебником, составление схемы.)

http://festival.1september.ru/articles/515724/img2.gif

Вывод: Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. (Записывают в тетради).

Физ. минутка. Видеоролик «Солнечный зайчик».

Проблемный вопрос: Какой абиотический фактор является главным и почему?

– Чтобы ответить на этот вопрос нужно выяснить значение света, воды, температуры на организм.

 (Работают с учебником Н.И.Сонина, стр. 156).

На столе 2 комнатных растений: пеларгония, традесканция.

– Определите,  какое из растений светолюбивое, а какое теневыносливое? (Пеларгония – светолюбивое, а традесканция – теневыносливое)

– По каким признакам определили? (По окраске и размерам листовой пластинки). Далее с помощью наводящих вопросов выясняется роль абиотических факторов, в жизни живых организмов и их отношения к этим факторам.

Вывод: Все факторы имеют равноценное влияние. Живые организмы приспособлены к влиянию всех факторов.

IV. Домашнее задание (слайд №5)

1) Изучить стр. 156–157 учебника. Работать над вопросами в конце темы.
2)  Творческое задание: написать сообщение на тему
«Нужно ли помогать животным в природе».

V.Закрепление.

1.Задание. Впишите в таблицу  слова, согласно среде обитания: корень моркови лиса, медуза, водоросли, ель, паразитические черви, гриб, акула, крот, медведь, пингвин, червяк, морская звезда, личинка майского жука. (Слайд №6)

СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ:

Водная

почвенная

Наземно-воздушная

Организменная

Работа в паре и обсуждение в группе.

2.Задание..(Индивид. работа с карточками.)

Распределить факторы на три группы: абиотические, биотические, антропогенные.

  1. Радиоактивное загрязнение почвы.
  2. Поедание малины медведем.
  3. Понижение температуры воздуха.
  4. Заражение человека вирусом гриппа.
  5. Выбросы вредных веществ в атмосферу.
  6. Опыление растений насекомыми.
  7. Минеральный состав и содержание гумуса в почве
  8. Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий
  9. Эрозия почв в результате загрязнения химическими элементами
  10. Ультрафиолетовое излучение
  11. Рельеф местности
  12. Лесной пожар, возникший по халатности человека.

Ответы:

Абиотические факторы: "3-7-10-11"

Биотические факторы: "2- 4-6-8"

Антропогенные факторы: " 1-5-9-12".   (слайд №7)

VI. Итог урока. Оценки за урок

Ребята, сегодня мы с вами узнали, как важны для растений и животных условия среды обитания. Но и мы с вами можем помочь живым организмам. Мы поняли, что большое влияние на жизнь животных в биоценозах влияет антропогенный фактор, т. е. люди. Давайте подумаем, что мы можем сделать, чтобы животные могли комфортно существовать.

VII. Рефлексия.

(Каждому учащемуся раздаю листочки с вопросами? Подумают, напишут, ответы могут принести на следующий урок.)

-Что вы узнали на уроке?

-Как вы оцените свою работу на уроке?

-Пригодятся ли эти знания вам в жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

Методическая разработка урока по теме: Три среды обитания. 5 класс

³ Урок основан на самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся «добывать» информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает...