Методическая разработка урока по теме: Три среды обитания. 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Молчанова Любовь Дмитриевна

³ Урок основан на самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся «добывать» информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает интерес к предмету.

³ Учащиеся приобретают опыт работы в группах, развивают умение договариваться между собой, распределять задания.

³ Работа учащихся курируется учителем, а также экспертами групп, в результате чего развиваются отношения сотрудничества между учениками и учителем-предметником, оказывающим помощь в работе учеников.

³ На данном уроке развивается   умение – это умение слушать одноклассников и умение интересно рассказывать. В работе над этим уроком учащиеся могут использовать имеющиеся у них знания, т.е. воспользоваться личным опытом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Мужевская средняя общеобразовательная школа

имени Н.В. Архангельского»

Методическая разработка урока

по теме:  Три среды обитания

(5 класс ФГОС ОО)

учитель биологии

Молчанова Любовь Дмитриевна

Мужи – 2016 год

 Тема: «Три среды обитания»

Цель урока:  

  • Дать понятие, что такое среда обитания организмов;
  • Выделить черты отличия одной среды от другой;  
  •  Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить  черты приспособленности организмов к жизни в них;
  • Дать конкретное понятие о различных средах обитания организмов;
  • Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

Тип урока:

  • Урок изучения нового материала с использование  ЭОР и систематизации знаний  

 Используемое оборудование:  

  • Мультимедийный проектор, презентация “Среды обитания организмов” (в программе Power Point), ватман, клей, маркеры, альбом животных разных сред обитания; учащиеся разделены на группы по 4 человека, карточки с номерами столов.  

 Краткое описание:  

  • Урок основан на самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся «добывать» информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает интерес к предмету.
  • Учащиеся приобретают опыт работы в группах, развивают умение договариваться между собой, распределять задания.
  • Работа учащихся курируется учителем, а также экспертами групп, в результате чего развиваются отношения сотрудничества между учениками и учителем-предметником, оказывающим помощь в работе учеников.
  • На данном уроке развивается   умение – это умение слушать одноклассников и умение интересно рассказывать. В работе над этим уроком учащиеся могут использовать имеющиеся у них знания, т.е. воспользоваться личным опытом.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

а) Вступление-приветствие.

– Добрый день, юные биологи! Я рада видеть вас! Сегодня, нам предстоит очень необычная работа, т.к. Вы её должны выполнить самостоятельно.  

- Работа требует   сотрудничества и творческого подхода к делу.

б) Озвучивание темы. (Приложение 1 – презентация Power Point)

СЛАЙД 1: Тема   урока: Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания.

в) Постановка задач урока самими учащимися.

– Как вы думаете, какие цели и задачи мы должны поставить  сегодня на уроке?

-Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

- А вы в 4 классе знакомились с понятием «Среда обитания»?

СЛАЙД 2: Цели урока.

Ответы учащихся

  •  Выяснить что такое среда обитания организмов;
  • Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов, привести примеры;
  • Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить  черты приспособленности организмов к жизни в них (можно использовать раздаточный материал);
  • Конкретизировать знания учащихся о различных средах обитания организмов;
  • Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.

Давайте вспомним тему прошлого урока. Что мы проходили?

Ответы учеников  (Царства живой природы)

Какие царства живой природы вам известны и сколько их

Ответы учеников  ( 4 царства – Бактерии, Растения, Грибы, Животные)

Объясните, а почему они Живые?

Какие свойства живого Вам известны?

Слайд №3

Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история…

Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.

- Что за свойства отличают живые организмы от других , неживых тел?

( возьмем  на столах листочки , подпишем  их и письменно ответим на этот вопрос)

- теперь обменяемся листочками с соседом по плечу и устроим взаимопроверку

Слайд №4

дыхание

размножение,

раздражимостью,

питание

выделение

рост и развитие

обмен веществ.

А теперь перейдем к изучению нового материала. Внимательно посмотрим на экран

СЛАЙД 5-9: 

Фотографии представителей различных царств живой природы: бактерии, грибы, растения, животные.

Посмотрите раздаточный материал, распределите живые организмы по царствам.

III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний

- Почему же все живые организмы разные?

Почему отличаются друг от друга?

Ответы учеников ( Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях, в разных средах обитания)

Условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.

Какие среды обитания вам известны??? Вспомните все, что проходили в 4 классе.

Ответы учеников

Среда обитания – условия, окружающие организм. Существует несколько сред обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная.

Слайд № 10

А еще существует 4-ая  среда обитания – другой организм, паразиты попадают в живые организмы и питаются ими.

СЛАЙД 11 Среды обитания

Слайд 12

 Попробуем охарактеризовать каждую из этих сред.

В какой среде обитания света больше, в какой меньше?

В  какой среде больше влаги, а где ее мало???

В какой среде кислорода достаточно, а в какой не достаточно, или не всегда достаточно?

Как изменяется температура??? Резко или плавно???

Учащиеся заполняют схему, обсуждая характеристики в группах

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕД

Факторы среды

Водная

почвенная

Наземно-воздушная

Другой организм

Количество воздуха

Количество света

Количество влаги

Интенсивность изменения температуры

СЛАЙД 13   Проверка таблицы и обсуждение параметров.

Слайд 14: Приспособленность животных и растений к наземно-воздушной среде обитания. Обобщаются ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни.

Слайд 15: Приспособления к жизни в водной среде

Слайд 16 Приспособления к жизни в почвенной среде

СЛАЙД 16: Обитатели почвенной среды

Вспомните, систему Живой природы? Как мы изучаем Живые организмы? От простого к сложному! Из воды на сушу!

Повторите систематику Растений?

Повторите систематику Животных?

 

IV. Этап закрепления знаний

Творческая работа “Кто где живет?”

Попробуем населить наши царства – среды обитания соответствующими живыми организмами. Для этого нам необходимо распределить изображения животных, растений, бактерий, грибов по средам обитания.

– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что:

Ответы учеников

СЛАЙД  последний: Выводы по уроку.

Давайте вместе сформулируем выводы по изученной теме.

Вам понравилось работать в творческих группах?

Какие вопросы по данной теме?

Запишите домашнее задание: Подготовить описание одного живого организма, его среду обитания и черты приспособления к данной среде обитания.

Спасибо за урок! Всего доброго! Удачи!

Используемая литература:

  • Природоведение. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, Москва, “Дрофа”, 2003 г.
  • Т.В.Иванова, Г.С. Калинова, Н.И.Сонин – Природоведение. 5-й класс:
  • Методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина “Природоведение 5 класс” Москва, “Дрофа”, 1998 г.
  • Учебник. 5 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме " Моя Семья" (2 класс)

Пояснительная записка к уроку по теме « Моя семья»Направление:  гуманитарноеТема: « Моя семья».Раздел: второй «Добро пожаловать в наш театр!»Программа:  « Программа курса английского я...

Методическая разработка урока по теме "Влажность" для 10 класса

Данный урок разработан с применением  ИКТ, т.к.  это способствует повышению эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и по...

Методическая разработка урока по теме: "Японская поэзия" 7 класс

В течении урока учащиеся знакомятся с   японской поэзией хайку. Узнают историю возникновения, правилами написания хайку. Знакомятся  с творчестом японских поэтов....

Методическая разработка урока по теме "Плавание тел" - 7 класс

Методическая разработка содержит план-конспект урока и презентацию к уроку в 7 классе по теме: "Плавание тел"....

Методическая разработка урока по теме "Праздники" для 9 класса

Методическая разработка урока усвоения нового материала по английскому языку для 9  класса по теме 1 модуля к УМК \'Spotlight" (Ю.Е.Ваулина, В.Эванс)...

Методическая разработка урока по теме "Погода" в 8 классе. Повторение пройденного ранее материала по теме «Погода», совершенствование коммуникативных навыков.

Старикова Василина АлександровнаГБОУ гимназия 42 Приморского района Санкт-ПетербургаКласс: 8Учебник: SpotlightТема: “There is really no such thing as bad weather, only different kinds of good we...

Методическая разработка урока по теме: Три среды обитания (5 класс ФГОС ОО)

 Урок основан на самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся «добывать» информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает...