Методическая разработка урока по теме "Влажность" для 10 класса
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Большакова Анна Александровна

Данный урок разработан с применением  ИКТ, т.к.  это способствует повышению эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов; интенсификациИ учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала),  способствует развитию наглядно-образовательного мышления за счёт повышения уровня наглядности (виртуальный эксперимент-визуализация процессов, которые трудно или невозможно рассмотреть в реальных условиях и др.)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vlazhnost_-_karta.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель – Большакова Анна Александровна

Предмет – Физика

Тема - Основные положения МКТ

Продолжительность занятия – 45 минут

Класс – 10 (физико-математический профиль)

Образовательное учреждение – Г. Томск, МОУ СОШ №40

Цель занятия: Сформировать представления о влажности воздуха. Опираясь на жизненный опыт учеников определить, какое значение имеет влажность. Используя знания МКТ, выяснить причину появления влажности. Ввести величины, характеризующие влажность и рассмотреть способы её определения.

Задачи занятия:

Образовательные:

  1. Закрепление понятия «Влажность»
  2. Закрепление умения определять относительную влажность при помощи психрометра и методом точки росы.
  3. Закрепление умения учащихся работать со справочником.
  4. Систематизация информации путем составления конспекта.

Воспитательные:

  1. Стимулировать познавательную активность учеников и интерес к предмету.
  2. Воспитывать потребность у учащихся применять знания, полученные на уроках.

Развивающие:

  1. Развитие наблюдательности, самостоятельности.
  2. Развитие мышления учащихся посредством логических учебных действий.
  3. Развитие умений видеть физические явления в окружающем мире.
  4. Развитие умений правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал
  5. Развитие эстетики.

Авторский медиапродукт – презентация 9 слайдов (среда Power Point, Word)

8 страниц (среда Interwrite Workspace) 

видеофильм «Влажность» (среда Microsoft Movie Maker)

МЕДИАПРОДУКТ

1). Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Poinr, текстовый редактор Microsoft Word.

2).Среда: программа для создания фильма  Microsoft Movie Maker

3). Проигрыватель Windows Media для просмотра 2 цифровых экспериментов.

4). Среда: программа создания страниц и работы в интерактивном режиме Interwrite Workspace

5). Схема взаимосвязи кадров презентации:

6). Содержание кадров презентации «Влажность воздуха»:

1. Титульный лист.

2. Тема урока.

3. Определение влажности воздуха и парциального давления.

4. Значение влажности

5. Абсолютная и относительная влажность.

6. Измерение влажности.

7. Психрометрическая таблица.

8. Точка росы.

9.Домашнее задание.

7). Содержание кадров презентации «Значение влажности воздуха»:

1. Значение влажности в метеорологии для предсказания погоды.

2. Для поддержания температуры тела человека.

3. Оптимальные условия для жизни человека.

4. Значение влажности в производстве, хранении книг, в музеях при хранении произведений искусств.

5. При уходе за комнатными растениями.

8). Содержание страниц при работе с интерактивной доской:

1. Кластер «Явления, связанные с влажностью»

2. Вопросы, по которым изучается тема

3. Содержание воды в атмосфере.

4. Задача на определение относительной влажности при помощи психрометрической таблицы.

5. Задача на определение относительной влажности методом точки росы.

6. Пример оформления карточки для составления и самостоятельного решения задачи.

7. Таблица, которую нужно заполнить, используя психрометрическую таблицу.

8. Рефлексия.

.Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебнике нет определённых иллюстраций, схем, текстов и т.д.)
  2. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  3. Интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
  4. Развитие наглядно-образовательного мышления за счёт повышения уровня наглядности (виртуальный эксперимент-визуализация процессов, которые трудно или невозможно рассмотреть в реальных условиях и др.)

Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, оборудование для проведения физического эксперимента:

1). Психрометр

2). Гигрометр

3). Справочник с таблицами.

Технологии, методы:

  1. ИКТ;
  2. Проблемное обучение. (Постановка проблемы, выдвижение гипотез обучающимися, проверка гипотез на практике).
  3. Поисково – исследовательский метод. ( Проблема, самостоятельное исследование через фронтальный эксперимент, формирование вывода)
  4. Информационный проект (средней продолжительности) – направлен на сбор информации по теме урока. (Обработка полученной информации, её анализ и обобщение фактов, аргументированные выводы. Результат работы – компьютерная презентация.)

Карта занятия:


Комментарий хода урока


Время (мин.)


№ слайд

Развитие личностных качеств и психологических процессов.

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Учитель предлагает учащимся посмотреть фильм о влажности воздуха и самостоятельно сформулировать тему урока.

4

1

Внимание

Память

Рефлексивность

Аргументированность

Активность

Учитель предлагает ответить на вопросы, поставленные в конце фильма. Составляется кластер о явлениях в природе, связанных с влажностью

2

Лист №1

Внимание

Память

Мышление

Аргументированность

Активность

Записывается название темы урока и формулируется цель урока.

2

2

Внимание

Активность

Вводится понятие влажности воздуха и детям предлагается поставить вопросы о том, что именно можно узнать о влажности воздуха..

3

3

Лист №2

Внимание

Память

Аргументированность

Активность

Ясность речи

Любознательность

Учитель предлагает ответить на вопрос: Какова причина появления водяного пара в атмосфере, как происходит испарение воды и от чего зависит скорость испарения?

3

Внимание

Память

Аргументированность

Активность

Ясность речи

Глубина рассуждений

Рассматривается состав атмосферы, записывается определение парциального давления.

3

Лист №3

Внимание

Память

Аргументированность

Ясность речи

Активность

Рассматривается вопрос о значении влажности.

(За неделю до урока учащимся был предложен творческий мини-проект: «Значение влажности», представленный в компьютерном варианте. Одна из презентаций использовалась на уроке)

4

Презентация «Значение влажности»

1-5

Внимание

Память

Точность речи

Самостоятельность

Рефлексивность

Аргументированность

Ясность речи

Активность

Культура презентаций

Любознательность

Вводится понятие абсолютной влажности, обозначение, формула, единицы измерения.

3

5

Внимание

Память

Точность речи

Аргументированность

Ясность речи

Активность

Учащиеся сами приходят к выводу о том, чтобы судить о влажности воздуха необходимо абсолютную влажность сравнить с чем-нибудь. Вводится понятие относительной влажности, обозначение, формула, единицы измерения, физический смысл.

4

Внимание

Память

Точность речи

Аргументированность

Ясность речи

Активность

Рефлексивность

Аналитичность


Рассматривается вопрос об измерении влажности.

5

6

Внимание

Память

Любознательность


Учениками выполняется опыт по измерению влажности воздуха в классной комнате

2

7

Внимание

Память

Ясность речи

Активность

Точность


Решается задача на определение относительной влажности воздуха при помощи психрометрической таблицы.

3

Лис №4

Внимание

Память

Точность речи

Аргументированность

Активность

Самостоятельность

Вводится понятие точки росы.

3

8

Внимание

Память

Точность речи

Аргументированность

Решается задача на определение относительной влажности воздуха методом точки росы.

3

Лист №5

Внимание

Память

Точность речи

Аргументированность

Активность

Учащимся предлагается составить задачу на влажность воздуха и решить её. Затем обменяться с соседом по парте и решить его задачу, снова обменяться и проверить решение, выставить оценку.

4

Лист №6

Память

Точность речи

Внимание

Ответственность

Самостоятельность

Активность



Заполняется таблица с использованием психрометрической таблицы.

3

Лист №7

Память

Внимание

Аргументированность

Активность

Детям предлагается домашнее задание:

1). §74, упр.14(6) учебник

Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

1

9

Внимание

Ответственность

Рефлексивность

Самостоятельность

В заключении урока учитель проводит рефлексию, предлагая определить ценность урока, его полезность.

2

Лист №8

Рефлексивность

Аргументированность

Организованность

Культура эмоций

Ход занятия.

  1. Подготовка к восприятию нового

Сегодняшний урок я хочу начать с фильма, который подскажет вам тему урока.

(Фильм «Явления природы, связанные с влажностью», выполненный в программе Microsoft Movie Maker ) Слайд №1

(переход на фильм по гиперссылке с картинки 1 слайда)

Сюжет фильма:

1). Образование облаков

2). Выпадение осадков в виде дождя и снега

3). Выделение росы

4). Появление тумана

5). Образование инея

Вопросы по сюжету фильма:

1).Какие явления природы были представлены в фильме?

2). Что их объединяет?

(Ответы учащихся и формирование темы. Записывается на интерактивной доске в виде кластера) Лист №1

Итак, тема урока «Влажность воздуха» Слайд №2

(Ученики записывают тему в тетрадь)

  1. Целепологание

А что именно мы можем узнать о влажности воздуха? Какие вопросы мы можем поставить?

(Учащиеся формулируют вопросы, которые записываются на интерактивной доске.)

Лист №2

1). Что такое влажность воздуха?

2). В чём причина появления влажности?

3). Как она себя проявляет?

4). На что она влияет?

5). Зачем нам нужны знания о влажности?

6). Какие величины её характеризуют?

7). Как её можно определить?

  1. Систематизация знаний

Мы уже ответили на первый вопрос, когда формировали тему урока. Давайте повторим, что такое влажность?

Опр. Влажность воздуха – содержание водяного пара в атмосфере. Слайд№3

Вопросы:

1). Какова причина появления водяного пара в воздухе?

2). Какие виды парообразования вам известны?

3). Какой вид парообразования вносит большой вклад в появление водяного пара в атмосфере?

4). Как происходит испарение?

5). От чего зависит скорость испарения жидкости? Объяснить эту зависимость с точки зрения МКТ?

(Ответы учащихся)

Итак, пар образуется в результате испарения воды с поверхностей различных водоёмов.

За 1 год испаряется 4,25·1014 т воды.

В атмосфере находится ~13-15 тыс. м3 воды в виде капель, кристаллов снега и водяного пара Лист №3

Воздух представляет собой смесь газов (Водород, кислород, азот и т. д.) и примерно около 1 % водяного пара.

Каждый из газов вносит свой вклад в суммарное давление, производимое воздухом на находящиеся в нём тела.

Опр. Давление, которое оказывал бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали, называют парциальным давлением водяного пара.

р – парциальное давление      [р] = Па

р – один из показаний влажности воздуха. Слайд № 4

Вопрос:

 Какое же значение играет влажность воздуха и на что она влияет?

(На формирование погоды, самочувствие и т. д.  учащиеся  дают ответы)

Слайд №5 по гиперссылки переходим к презентации « Значение влажности»

Слайд№1- №5

Вопрос:

 Как вы думаете, влажность воздуха важное для нас явление или нет?

Да, влажность воздуха – важное явление для человека, поэтому необходимо научиться её определять.

В воздухе содержатся водяные пары, и мы можем определить, например, массу водяных паров в 1 м3 воздуха. Это абсолютная влажность воздуха.

Вопросы:

1). Какова единица массы? (кг)

2). В каких единицах можно выразить массу водяных паров в 1 м3 воздуха? (кг/м3)

3). Какая еще физическая величина имеет такую же единицу? (плотность)

Поэтому абсолютную влажность обозначают так же, как и плотность. (ρ)

Например: Абсолютная влажность воздуха 50 г/м3. Много это или мало? Какой прогноз

нас ожидает? Слайд №6

Для ответа недостаточно данных. Нужно сравнить это число с чем-нибудь. Какое математическое действие позволяет сравнивать однородные величины друг с другом? (деление)

Т.е. нужно найти отношение двух величин, поэтому влажность, которую мы сейчас определим, будет называться ОТНОСИТЕЛЬНОЙ,

Относительная влажность обозначается греческой буквой «φ» и равна отношению плотности водяных паров к чему? … Давайте рассуждать. Сравнивать можно только однородные величины, в числителе находится плотность, значит, и в знаменателе должна находиться плотность. Плотность насыщенного пара.

Итак, формула для относительной влажности имеет вид:  

В начале урока мы ввели парциальное давление водяного пара => через него можно определить относительную влажность.

В чём физический смысл относительной влажности?

Измерение влажности. Слайд№7

Для измерения влажности воздуха используют приборы: 1). Гигрометр и 2). Психрометр.

Гигрометры бывают: 1). Конденсационные

2). Волосные – принцип их действия основан на свойстве человеческого волоса, изменять свою длину при изменении влажности воздуха.

 С устройством и принципом действия психрометра мы познакомимся посмотрев компьютерный сюжет эксперимента: «Устройство и принцип действия психрометра»

(гиперссылка по картинке – психрометр)

Практическое задание:

Определить относительную влажность воздуха в классной комнате.

( Один ученик у доски снимает показания психрометра)

(Ещё раз объясняется работа с психрометрической таблицей) Слайд№8

Вопрос:

Почему чем выше влажность, тем меньше разность показаний сухого и влажного термометра?

(решается задача на интерактивной доске) Лист №4

Если влажный воздух охлаждать, то при некоторой температуре, находившийся в нём пар можно довести до насыщения.

Опр. Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным, называется точкой росы.

При дальнейшем охлаждении, водяной пар начинает конденсироваться в виде росы и тумана.

Точка росы так же характеризует влажность воздуха.

 Как измерить влажность воздуха методом точки росы мы познакомимся посмотрев компьютерный сюжет эксперимента: «Измерение влажности воздуха методом точки росы». Слайд №8

(демонстрируется компьютерный сюжет эксперимента: «Определение влажности воздуха методом точки росы»

(гиперссылка по кнопке – видеофильм)

  1. Закрепление

На интерактивной доске решается задача. Лист №5

Выполнение творческо – практического задания:

Составить задачу и решить её в тетради. Записать  условие на листочек и обменяться задачами с соседом. Решить задачу соседа, снова обменяться листочками и проверить

(пример заполнения карты показан на интерактивной доске) Лист№6

Используя психрометрическую таблицу, определить недостающие величины.

(на интерактивной доске) Лист№ 7

  1. Домашнее задание:

§ 74, Упр. 14 (6) Слайд №9

  1. Рефлексия

Поместить любую фигурку в колонку таблицы с той надписью, которая соответствует вашей оценки урока и настроения (на интерактивной доске) Лист №8

Список литературы:

  1. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский Физика. Москва. Просвещение. 2007г.
  2. Ю.А.Сауров Физика в 10 классе. Москва. Просвещение. 2005 г.
  3. Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике для 9-11 классов. Москва. Просвещение. 2005 г.
  4. А.Е.Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы по физике – 11 класс. Москва.Дрофа. 2004 г.

7

6

5

4

3

2

1

Фильм «Явления природы, связанные с влажностью» (выполненный в программе Microsoft Movie Maker )

8

Презентация «Значение влажности»

5

9

4

3

2

Демонстрация: «Устройство и принцип действия психрометра». avi

Демонстрация «Измерение влажности воздуха методом точки росы». avi

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...

Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС

Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....