Главные вкладки

    Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
    план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

    Катулина Галина Викторовна

    Цели занятия:

     

    1.Образовательные:

    - учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;

    2.  Воспитательные:

    - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова;

    3.  Развивающие:

    - развивать устную и письменную речь, создавая тексты определенного типа речи;

    -  развитие наблюдательности;

    -  творческое отношение к изучению народной культуры и литературы.

     

    Цель такого урока — установление связей между понятиями, являю­щимися общими для ряда учебных предметов.

    Учет личностных возможностей препо­давателей и реального учебного потенциала школьников позволяет осуществить интегри­рование двух, а иногда и трех-четырех учебных предметов: литературы, русского языка, живописи, музыки.

    Такие уроки помогут формировать у школьников ху­дожественное восприятие окружающего ми­ра, высокие нравственные и эмоциональные качества.

    Интегрированные уроки составляются на основе программы с учетом последовательности и близости содержания ведущих тем разных предметов. Так, напри­мер, на уроках изобразительного искусства изучается тема «Хохломская живопись», а на уроках русского языка при изучении имени существительного проводится работа по обучению описанию предмета. Предмета­ми для описания и стали произведения хохломских мастеров.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл katulina_g.v._hohloma.rar826.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

    «СОШ №2 городского округа город Волгореченск Костромской области»

    Методическая разработка  урока в 5 классе:

    Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета

    (русский язык, литература, изобразительное искусство)

     

    Автор: Катулина Галина Викторовна,

     учитель русского языка и литературы

    Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета

    (русский язык, литература, изобразительное искусство - 5 класс)

    Цели занятия:

    1.Образовательные:

    - учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;

    2.  Воспитательные:

    - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова;

    3.  Развивающие:

    - развивать устную и письменную речь, создавая тексты определенного типа речи;

    -  развитие наблюдательности;

    -  творческое отношение к изучению народной культуры и литературы.

    Цель такого урока — установление связей между понятиями, являющимися общими для ряда учебных предметов.

    Учет личностных возможностей преподавателей и реального учебного потенциала школьников позволяет осуществить интегрирование двух, а иногда и трех-четырех учебных предметов: литературы, русского языка, живописи, музыки.

    Такие уроки помогут формировать у школьников художественное восприятие окружающего мира, высокие нравственные и эмоциональные качества.

    Интегрированные уроки составляются на основе программы с учетом последовательности и близости содержания ведущих тем разных предметов. Так, например, на уроках изобразительного искусства изучается тема «Хохломская живопись», а на уроках русского языка при изучении имени существительного проводится работа по обучению описанию предмета. Предметами для описания и стали произведения хохломских мастеров.

    Ход урока:

    После небольшого вступительного слова учителя русского языка:

    — Какой может быть основная мысль нашего урока?

    — Отражена ли эта мысль в эпиграфе?


    Кисть хохломская! Большое спасибо!
    Сказывай сказку для радости жизни!

    Ты, как душа у народа, красива,

    Ты, как и люди, служишь Отчизне!

                                               (В. Боков.)

    — Откуда  появилось  это  удивительное хохломское искусство?

    Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота?

                    А вот еще легенда. Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.

    Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да любоваться этой красотой. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере дошла и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной — она была из солнечных лучей.

    —  А как же на самом деле?

    Рассказ об истории Хохломы (сообщение ученика с показом презентации):

    Хохлома — старинное село,  затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.

    Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В XVII в. ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Не было здесь ни одной деревни, ни единого дома, где жители всей семьей не занимались бы каким-либо ремеслом. Больше всего занимались обработкой дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто бы сговорившись, разделили между собой все виды деятельности. Жители деревень с одним и тем же занятием селились рядом, составляя свой цех, свой куст. У каждой такой группы деревень был центр — крупное село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревянная посуда с древних времен была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на боярском столе и в избе крестьянина. Ковши в форме плывущих птиц, обеденные ложки найдены в археологических раскопках еще X—XIII вв. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.

    Требовалась эта посуда в большом количестве: ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому уже в XVI веке посуда выделывалась на продажу и привозилась на рынки сотнями и тысячами штук.

    Заметим, что промасленные стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду олифой. Возможно, живописное искусство Хохломы возникло в связи с техникой писания икон.

    — Почему деревянные изделия называют хохломскими?

    Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Кулигино, Семино, Хрящи. Но зовут ее не кулигинской, не новопокровской, а хохломской. И вот почему.

    Катят груженые подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк! — погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое торговое село Хохлома семинские и кулигинские мастера. Оттуда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле.

    Кричат зазывалы на ярмарке:

    — Кому  посуда  для  кашки-окрошки?  Чудо - блюдо да чашки-ложки?

    — Откуда посуда?

    —  К вам приехала сама золотая Хохлома!  

    Так и повелось:  хохлома да  хохлома.  Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут. Странное и веселое слово Хохлома! В нем и смех, и восхищенное ах, и восторженное ох! слышатся!

    —  Ребята, вам было предложено задание: найти стихи, частушки о хохломском промысле. Познакомьте нас с тем, что вы приготовили.

    Учащиеся читают стихи, пословицы, частушки о хохломе.

    Частушки:

    Все листочки  как листочки,
    Здесь же каждый золотой.
    Красоту такую люди
    Называют хохломой.

    Бабка деда не встречает
    Бранью или лаской:
    Целый день горшки рисует
    Золотистой краской.

    Хохлома  да хохлома,
    Разукрашу все дома,
    А потом всю улицу,
    Петуха и курицу.

    Бабка деда до обеда 
    Заставляет рисовать:
    Ведь в красивую посуду
    Щи приятно наливать!

    Я все небо разрисую,
    Разрисую хохломой:
    Пусть все летчики летают
    Под такою красотой.

    Я вчера такое видела –
    Не расскажешь никому:
    Сидит заяц на березе
     
    И рисует хохлому!

    Стихи:

    Хохломская роспись -
    Алых ягод россыпь,
    Отголоски лета
    В зелени травы.
    Рощи-перелески,
    Шёлковые всплески
    Солнечно-медовой
    Золотой листвы.

    У красы точеной-

    Сарафан парчовый,

    По волнам узоров

    Яхонты горят.

    Что за чародеи

    Хохлому одели

    В этот несказанный

    Праздничный наряд?

    Роспись хохломская,

    Словно колдовская,

    В сказочную песню

    Просится сама.

    И нигде на свете

    Нет таких соцветий.

    Всех чудесней

    Наша хохлома!

                     /П. Синявский/

    Затем слово берет  учитель изобразительного искусства:

    — Чтобы поближе познакомиться с тем, как рождается деревянное золото, совершим экскурсию на фабрику «Хохломской художник».

    Итак, идем на пристань. Садимся в быстроходный «Метеор», который идет до Нижнего Новгорода. Мы в пути. Посмотрите в окно. Что вы видите? Перед глазами проплывают картины родной природы, ширь полей и лугов, покрытых разноцветьем трав, темнеющая вдали полоска леса. А дальше — русские деревни, церкви — жемчужины нашей архитектуры — и красавица Волга, которую писали Левитан, Репин, Куинджи. Берег постепенно повышается, и на вершине круто спускающейся вниз горы встает городок с невысокими побеленными домиками, которые тянутся ровными рядами вдоль кромки воды, прерываясь густой листвой деревьев. Это Городец. От центральной площади Городца едем на автобусе до села Семино. Вот и фабрика — несколько одноэтажных зданий с большими окнами, она находится за селом, ближе к полям и лесу.

    Познакомимся с теми цехами, где появляются хохломские изделия.

    Первый цех токарный. В цехе чувствуется свежий запах леса, повсюду лежат груды брусков. Здесь точат не только исстари привычную посуду, но и создают современные изделия разных форм декоративные вазы, масленки, сахарницы, кофейницы.

    Рядом с токарным — столярный цех. Заготовки дерева здесь покрупнее, и поступают они после просушки, затем проходят целый ряд последовательных операций. Отсюда заготовка попадает в механический цех, где разрезается на части, обстругивается, заглаживается на специальных станках. На таких станках просверливают в деталях отверстия и пазы для будущих соединений.

    Отправляемся в отделочный цех. Это самое большое здание. Первое помещение заставлено стеллажами с подсыхающими изделиями, в нем ощущается запах сырой глины и льняного масла. В следующей комнате обилие серебряных изделий: рядами и горками стоят покрытые лудой стаканы, чашки. Они готовы к следующей операции — украшению росписью.

    В художественном цехе происходит то таинство творчества, в результате которого простая деревянная чашка или миска превращается в произведение искусства. Через большие окна свет льется на ряды длинных невысоких столиков и склонившихся над ними мастериц. Из-под кончика кисти, словно сами собой, появляются листочки и цветы, гибкие веточки и круглые ягодки. Безошибочность и точность особенно видна в изображении травки, из которой составляют кустики: то высокие — древко, то развесистые, пушистые, то соединенные в единый побег.

    — Какие изделия у хохломских художников наиболее распространены?

    Сообщение студентки на эту тему сопровождается показом изделий хохломских мастериц.

    Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Интереснейшее изделие — братина. Своим названием она обязана древнему обычаю, который назывался братчиной.

    Когда нужно обсудить какое-нибудь важное дело, собирались в одной избе люди, связанные родственными узами. Они чинно рассаживались за одним столом, обсуждали волнующие их дела. К концу их разговора и подавались щи или каша в особой посуде, называемой братиной. Чаще всего она представляла собой горшок до 50 см в диаметре. Иногда по одной стороне братины изображался росписью большой алый цветок. По старому преданию это был цветок счастья. Но цвел он только один раз в год — в Иванов день. Тот, кто сумел увидеть этот цветок, становился счастливым на всю жизнь.

    Хохломские изделия считались хорошими подарками.

    Чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Хоть все они и имели одинаковое название, они отличались друг от друга и формой, и росписью.

    В отличие от чаш и братин ставец считался индивидуальной посудой. Состоял он из двух равновеликих чаш, одна из которых накрывала другую. Распространены ставцы были в монастырях. Оттуда и пошла пословица: «Всяк старец имей свой ставец!»

    В больших количествах изготовляли ложки — ложка у каждого была своя. Мастер брал определенной величины кусок дерева — баклушу, разрубал ее на нужное количество кусков (бить баклуши поручалось подмастерью, так как эта работа считалась легкой). Самые трудные работы, в том числе и роспись, делали мастера, назывались они ложкарями.

    Красивые ложки и ковши использовались в качестве подарков. Находясь в заточении, протопоп Аввакум писал своим единоверцам — отцам поморским: «Пришлите мне какой-нибудь гостинец: ковш, или ложку, или иное что». Ложки использовались и используются и как музыкальные инструменты.

    — Послушайте   «Плясовые   наигрыши» (звучит музыка: жалейка, ложки, береста).

                — Расписывали в Хохломе тысячи изделий, каждое из которых по-своему привлекало   глаз   и   поражало   своей   неповторимостью. Правду говорят, что хохлома, как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова ее неизменны, однако каждый человек и каждое новое поколение поет ее по-своему. И хочется не только есть и пить из этих чаш и ковшей,  но и поставить их на стол  и  радоваться заключенному в них какому-то совершенно особому поэтическому образу России.

                — Что писали художники на изделиях?

                — Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малину, крыжовник, черную смородину, рябину. Называют   они   ягоды   ласково,   и   ни   один никогда  не  повторит  их одинаково:  чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточку, разбросает листья. В этом проявляется богатство творческого воображения мастера.

                — Как называется узор из цветов, трав и ягод? (Растительный орнамент.)

                — Какой из них самый любимый? Почему? (Самый  любимый   и   стародавний   — травка, травной орнамент. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пяти и больше — кустиком. Травка  отдаленно напоминает  жительницу заливных лугов — осоку.)

                — Каким цветом пишется травка? (Красным и черным.)

                — Как   называются   самые   затейливые    узоры? (Кудрины. Травки превращаются в крупные кудри-завитки. Они всегда золотые. Словно перья сказочной жар-птицы, загораются  они  на  черном  или  красном  фоне.)

                — Пожеланием   добра,   благополучия  с давних пор на Руси считались изображения цветущих   кустов   и   плодов.   Какие   значения   имеют  цвета   красный,   золотистый, черный? (Красный символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый — свет, солнце. На черном фоне великолепно смотрятся все яркие цвета, он символизирует торжественность.)

    —  Разве   мало  других    радующих   глаз узоров, цветов?

    Искусствовед С. Жегалова пишет: «Травка — исполненный гибкими подвижными мазками орнамент из волнистых тонких стебельков, напоминающих колеблемые ветром травы, объединенных в ритмический узор. Травки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь с вертикальным стебельком, образуют древко — дерево жизни, древнейший элемент народного орнамента. Стебельки закручиваются в спиральки, бегут по его окружности, чередуясь по цвету: черный — красный, красный — черный. Веточки, травинки, листочки то тянутся вверх, то завиваются в Кудрину. Кудрина — завитки причудливые, отдаленно напоминающие золотые кудри доброго молодца».

    Преподаватель русского языка:

                — Что означает слово Хохлома?   (Изделия,   которые  делают   мастера.  Народный промысел. Большое старинное торговое село, где продают хохлому.)

                — Как называется такое явление в русском языке? (Многозначность.)

                — Составьте предложения со словом хохлома  в   разных  значениях:   I   вариант   — «изделия народных мастеров», II  вариант — «народный промысел», Ш вариант — «село Хохлома». У вас должен получиться маленький рассказ.

                — Какой тип речи вы будете использовать в сочинении о хохломе? (Описание.)

    — Что характерно для описания?   (Оно как бы отвечает на вопрос, каков предмет, человек, его признаки, отличительные черты, каково общее впечатление о предмете, человеке.)

                —  В каком стиле вы будете писать свою работу? (В художественном.)

                — Чем отличается стиль художественной литературы от научного? (Изобразительно-выразительными средствами языка: эпитетами, метафорами,    сравнениями.    Здесь должно быть много оценочных слов,  выражающих отношение к описываемым предметам.)

                — Скажите, перед вами научное или художественное описание? Обоснуйте свой ответ.

    Сначала изделие сушат, затем шлифуют, а потом оно попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом — вапой или грунтом. Вапа красновато-коричневого цвета, потому что в ее состав входит глина.

    — Научное    описание    отличается    сухостью речи, точностью, наличием специальных терминов. Так как вы выбрали художественное описание, поработаем над языком сочинения, подберем эпитеты, метафоры, сравнения.

    Травка: колышется, стелется, кудрится, переплетается, тянется; золотая, зеленая, изумрудная, легкая.

    Завиток: завивается, играет, озорничает; игривый, длинный, затейливый, бегущий.

    Листок: прячется, дышит, радуется, выглядывает, трепещет; золотистые, изящные, черно-зубчатые.

    Узоры: затейливые, яркие, красные, удивительные, прекрасные.

    Стебель: подглядывает, волнуется, колышется; тонкий, гибкий.

    Ягодки: манят, рассыпаются, разбегаются, повисли на веточках висли  на веточках;  красные,  пурпурные, алые, пунцовые, гранатовые.

    Мастер: волшебник, художник, создатель; рисует, творит, создает, расписывает.

                — В каком значении использованы многие слова? (В переносном.)        

                — Как называется перенос признаков с одного  предмета  на  другой  по  сходству признаков?

                — Каким может быть план рассказа о хохломе?

    План рассказа о хохломе:

               1.  История Хохломы. Перо Жар-птицы. Удивительное слово Хохлома.

               2. Добрым  людям  на  загляденье.  (Изделия хохломских художников. Любимые узоры. Описание предмета.)

               3. «Ты, как душа у народа, красива».  (Мое отношение к народным промыслам, к Хохломе.)

     — Как можно начать сочинение — описание одного из хохломских изделий? (Вот передо мной...; Однажды я увидела...; Говорят, что на свете жила сказочная Жар-
    птица...)

                — Главная   мысль   вашего   сочинения? (Подчеркнуть красоту предмета.)

             Далее все работают над сочинением.

    Литература:

    1) А.Клиентов. Народные промыслы. / Серия «История России». - М., 2006.

    2) Комплект буклетов «Путешествия в мир народного искусства Подмосковья»/Сост. С.В.Горожанина. – М., 2006:

        - Гжельский керамический промысел.

        - Художественная обработка дерева и растительных материалов.

        -  Художественные лаки.

        -  Художественный текстиль.

        -  Художественное дерево Сергиево – Посадского края.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Бинарный урок. Сочинение по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели" Русский язык и изобразительное искусство.

    Бинарный урок проводится совместно с учителем русского языка и литературы. В ходе урока ведется беседа по картине А. Соврасова "Грачи прилетели". Беседа по картине дает возможность учащимся повторить ...

    Современные технологии, направленные на формирование коммуникативных универсальных действий учащихся пятых классов на уроках русского языка и изобразительного искусства».

    Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.  Современная система об...

    Разработка интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства

    Данный урок является подготовкой к написанию сочинения - описания картины А.В. Чикачева "Одуванчики" с использованием причастий в 7 классе. На уроке проводится актуализация знаний по теме "Жанры изобр...

    Методическая разработка к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов. " Занимательная фонетика".

    Предлагаемая методическая разработка раскрывает алгоритм совместной деятельности учителя-русского языка и учителя-логопеда для последующей самостоятельной работы учащихся....

    Мониторинг успеваемости и качества обученности обучающихся по предметам «Русский язык », «Литература», «Русский язык и литература»

    Мониторинг успеваемости и качества обученности обучающихся по предметам «Русский язык », «Литература», «Русский язык и литература»...