Методическая разработка к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов. " Занимательная фонетика".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Кибирева Вера Александровна

Предлагаемая методическая разработка раскрывает алгоритм совместной деятельности учителя-русского языка и учителя-логопеда для последующей самостоятельной работы учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.

" Занимательная фонетика".

интегрированный урок по русскому языку в 5 классе

в рамках проекта  "Совместная деятельность учителя -логопеда

Кибиревой В.А. и учителя филолога  Шишмаревой Е.В. СОШ № 35

Материальное обеспечение: ноутбук, проектор, экран, карточки с пословицами, словари

Тема урока: " Веселая и занимательная  фонетика"

Цели и задачи урока

Учебная по русскому языку: освоение и совершенствование навыков грамотной речи и письма

 Коррекционная, логопедическая: закреплять правильную артикуляцию,

на материале скороговорок, закреплять понятие звук- буква, уточнять фонетический состав слова

Воспитательная: воспитывать у обучаемых желание осваивать методы самостоятельной работы ,прививать интерес к слову, обогащать лексический запас на материале художественной литературы

Основные вопросы

Содержание вопросов методика проведения

Время

мин

Вводная часть

Объявить тему интегрированного урока  

  3

Основная часть

 Содержание интегрированного урока    

40

                                   Ход урока

                                      1.часть  

  Беседа учителя:

-Что изучает фонетика?  

Ответы учеников:звуки,буквы

 - Когда с тобой мы слово пишем ,

Его в уме мы  как бы слышим.

Когда же люди говорят,

То  произносят звуков ряд.

А  изучает их , заметь-ка

Раздел  грамматики-...

Ответ учеников: фонетика.

20

Учитель. Сколько всего букв в русском алфавите, сколько звуков?

33 буквы,42 звука слова состоят  из звуков ,а буквами записываем слова и

читаем

       2.Задание. Запишите слова в алфавитном порядке

винегрет , аккуратный, алфавит, путешествие, горизонт, хозяйство, директор,, фиалка, количество,

пассажир, шоссе, чернила, коллекция, карикатура, авиация, одиннадцать, акробат ,ягода.

       3. Задание Остров" правильной  речи" Поставь ударение в словах:

 агент взяла , договор, магазин, ракушка,свекла,цемент, красивее, хозяева, начать, начали, километр, шофер, столяр, звонит, средства, дефис.

       4.Задание Сколько раз  в  предложении встречается  звук Ш?

Запись  предложения в тетради

НЕ тот  хорош, кто лицом  пригож,а   тот  хорош,  кто для  дела гож.

       5. Задание В каких словах  сто согласных?  

Ответы учеников: СТОЛ. СТОГ .СТОН. СТОП.

                               2.часть

              Логопедические игры

 

20

    Учитель-логопед:

1. Для того, чтобы  правильно понимать  друг друга разогреем  свой  артикуляторный аппарат:

-Быстро произнесите следующие  скороговорки:

-Вез  корабль карамель, наскочил корабль на мель.И  матросы  две недели  карамель на мели ели.

-В поле полит Поля просо, а сорняки  выносит Фрося.

-Два щенка  щека к щеке щиплют щетку в уголке.

2. Учитель-логопед 

Игра "подскажи словечко"

Дремлет пашня, дремлет сад,

Сонно яблони.....

Поступают маки мудро-

Зацветают  маки...

Чуть поднимешься- а мак

Под окном стоит, как...

Перед зеркальцем из луж

Принимают елки...

Ученики отвечают

3. Учитель-логопед

Игра "отгадай словечко"

С "б" мучительной бываю,

С "м" одежду пожираю.

С "р актеру я нужна,

С  "с" для повара важна.

Ответ учеников

Боль ,моль, роль соль

4. Учитель-логопед

Прочитай пословицу:

Долог день до  аречев...

На чужой  екшуноротс рад ...

Красна птица мепьере...

Лес  уябрт-....

За двумя   йазциам ...

Н е  узнавши боруд , не ...

мал6нькое дело лучше  большого ...

Береги  одедуж  снова ..

.

Ученики 

записывают в тетради пословицы

5. Учитель-логопед

Отгадай слово по звукам:

(Й, А,Б,Л. А,К, А.)     ( Й, Э, Л)

Ответ учеников: (яблоко, ел)

 

Текст стихотворения выводится на интерактивную

доску

СЛОВО м можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за  собой повести,

Словом можно продать, и предать , и купить,

Слово  можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам  в языке нашем есть:

Слава , Родина ,Верность, Свобода и Честь.

             Итоги урока.  2 (мин)

                  Выставление оценок

                 Домашнее задание(тест)

Урок разработали и провели:

Учитель-логопед Кибирева В.А.

Учитель русского языка и литературы

Шишмарева Е.В.

                         ГБОУ СОШ№ 35

                       Санкт-Петербург 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Применение информационно - коммуникационных технологий при преподавании русского языка и литературы

В своей методической разработке «Применение информационно - коммуникационных технологий при преподавании русского языка и литературы» я представляю свой практический опыт использования метода проекта ...

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...

Конспект инегрированного урока учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.

Конспект инегрированного урока учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.Данный урок направлен на развитие и коррекцию устной и письменной речи у учащихся 5-х классов. Уро...

Презентация к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.

Презентация к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.Презентация "Красна речь пословицей" включает в себя учебный и коррекционный материал в виде...

Разработка открытого интегрированного урока в 8 классе по немецкому языку, музыке, литературе и МХК.

Разработка открытого интегрированного урока в 8 классе для учителей немецкого языка, музыки, литературы и МХК....

Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.

В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не  связана нарушением  интеллекта, она не является результат...