Конспект инегрированного урока учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.
план-конспект урока (5 класс) на тему

Кибирева Вера Александровна

Конспект инегрированного урока учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.

Данный урок направлен на развитие и коррекцию устной и письменной речи у учащихся 5-х классов. Урок построен на материале фольклора, который является яркой и познавательной средой для данной возрастной категории. Совместная деятельность с учителем русского языка и литературы позволяет расширить выбор средств и методов воздействия на учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок – игра по  русскому  языку для  5  класса.

Тема урока : «Красна  речь  пословицей».

Цели  и задачи :

  1. Развивающие :

- обобщить знания  учащихся  о  русских  пословицах

- пополнить  активный  словарь  учащихся пословицами  и  поговорками, уточнить  знания  некоторых  из  них

- развивать  творческие  способности  учащихся , речь детей,умение ,работать  в  группах ,обмениваться  информацией

-развивать  умение  выражать свою  точку  зрения и обосновывать  ее, анализировать и  оценивать собственные творческие  и  деловые  способности .

2. Обучающие :

- формировать  орфографическую  зоркость у  учащихся

- актуализировать изучение  орфограмм .

3. Корректирующие :

- оптимизация  фонетико – фонематических  навыков

- вербализация знаковых языковых  кодов ,развитие  умения работать  с   мнемотаблицами.

Оборудование :

Ноутбук, проектор, экран, карточки  с  пословицами, словари, призы  участникам  игры, музыкальное  сопровождение  конкурсов.

                             Ход  урока.

  1. Организационный  момент.
  2. Объявление  темы  урока  и  слово  учителя.

На  доске  записаны  пословицы :

Красна  речь  пословицей .

Без  пословицы  не  проживешь.

Старая  пословица  век  не сломится.

Пословица всем  делам  помощница.

Ребята,  сегодня  мы  проводим  необычный  урок. Это  урок-игра. Тема  нашего  урока – это  пословицы. Все  вы  знаете  , как   красив  наш  родной  язык, и  пословицы , мудрые  и  образные , обогащают  его.

-  Ребята, а  что  такое  пословица?(ответы  учеников)

Пословица -  это  жанр  фольклора, краткое  мудрое  изречение, имеющее  поучительный  смысл.

 В пословице народный  ум, народная  правда, мудрые  суждения о  жизни  и людях. Пословица поучает , предупреждает, советует и наставляет.

Класс делится  на  две  команды , учащиеся  придумывают  названия  им.

  1. Конкурс  «Знатоки».  

Задание : собери пословицы  из  карточек и  дай  толкование пословиц. Каждой  команде дается  конверт  с заданием.

  1. Конкурс для  капитанов « Добавь  словечко».

Блиц- турнир  капитанов.

Что  с  воза  упало , то ………….( пропало)

Век  живи -   ………………( век  учись)

Один  в  поле ………………(не  воин)

Не зная  броду …………………( не  суйся  в  воду)

Дело  мастера …………………(боится)

Когда  я  ем ,…………………………( я  глух и нем)

Утро  вечера…………………  (мудренее)

Чем  дальше  в  лес , ……………..( тем  больше дров)

Не родись  красивым , а …………………(родись  счастливым)

И  у  стен  бывают ……………………. (уши)

Либо  грудь  в  крестах , либо  ……………………( голова  в  кустах)

Язык  мой -  ……………. мой (враг)

Дуракам  закон  не…………………….. ( писан)

Правда  в  огне  не  горит и  в …………………………(  воде  не  тонет)

Не  говори  «гоп» , пока …………………..( не  перепрыгнешь)

Каждый  кулик  свое  …………………..( болото  хвалит).

  1. Конкурс «Магические цифры».

Каждая  команда  получает  задание  записать  как  можно  больше  пословиц, где  встречаются  числа и дать  толкование  этих  пословиц.

Семь  раз  отмерь – один  отрежь.

Семеро  одного  не  ждут.

Пошел  за  семь  верст  киселя  хлебать.

Седьмая  вода  на  киселе.

Не  имей  сто  рублей , а  имей  сто  друзей.

Семеро  по  лавкам  сидят.

Ум  хорошо , а  два  лучше.

Дважды  в  одну  воду  не  входят.

В одно ухо  влетает, а  в другое  вылетает.

За  двумя  зайцами  погонишься – ни  одного  не  поймаешь.

Двум  смертям  не  бывать , а  одной  не  миновать.

Старый друг  лучше  новых  двух.

Для  бешеной собаки семь  верст  не  крюк.

Один  за  всех ,  и  все  за  одного.

Двое  дерутся -  третий  не  мешай.

От  любви  до ненависти – один  шаг.

Два  медведя  в  одной  берлоге  не  улягутся.

Лучше  один  раз  увидеть , чем  сто  раз  услышать.

Два  сапога  - пара.

Конь  о  четырех ногах , да  спотыкается.

У  семи  нянек  дитя  без  глаза.

  1. Конкурс «Найди  пословицу».

Найдите каждому  началу известной  пословицы ее  окончание  из  соседнего  столбика  и  соедините  их  карандашной линией.

Не  спеши  языком -                           от  того  и  наберешься.

Сам  пропадай ,                                  надо мало  спать.

С кем  поведешься -                          торопись  делом.

Труд  человека  кормит ,                  так  не  будет  и  скуки.

Глаза  страшаться ,                             а  лень  портит.

Хочешь  много  знать -                       а  товарища  выручай.

Ученье  свет ,                                        а  руки  делают.

По  одежке встречают ,                      а  человек  уменьем.

Грамоте  учиться -                                неученье  тьма.

Не  сиди  сложа  руки -                       а  по уму  провожают.

Птица  красна  пением ,                     люби и саночки возить.

Семь  раз  отмерь -                              один раз  отрежь.

Лодырь да бездельник -                   всегда  пригодится.

Любишь  кататься -                 им праздник и в понедельник.

  1. Конкурс  « Прочти пословицу».

Узнавание  графического  образа  букв  в  затрудненных  условиях.

Не учись  разрушать ,  а  учись  строить.

  1. Подведение  итогов  урока  и оценивание  учеников.
  2.  Домашнее  задание : написать  сочинение – сказку с  использованием  пословиц.

 10.Организационный  конец  урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...

Презентация к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.

Презентация к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.Презентация "Красна речь пословицей" включает в себя учебный и коррекционный материал в виде...

Методическая разработка к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов. " Занимательная фонетика".

Предлагаемая методическая разработка раскрывает алгоритм совместной деятельности учителя-русского языка и учителя-логопеда для последующей самостоятельной работы учащихся....

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...

Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.

В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не  связана нарушением  интеллекта, она не является результат...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Неотъемлемой частью современного урока является инициатива и мыслительная активность обучающихся, но проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и...

Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"

Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках  русского языка...