Интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

урок описания действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_r.doc280.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного  урока русского языка и изобразительного искусства

« Сказочная гжель »

( Подготовка к сочинению- описанию действия)

Методический замысел  урока и обоснование темы:

Обращение к народной  культуре связан с формированием  национального самосознания школьников.  Соприкосновение  с предметами народного декоративного искусства позволит учащимся глубже осознать сопричастность к родной земле,  народным традициям. В процессе  урока осуществляется культурологический подход в изучении языка, используются элементы народной педагогики.

Методический замысел урока состоит в том, чтобы  на материале предметов декоративно- прикладного искусства  (гжельской росписи) познакомить с планом работы над сочинением- описанием действия, подготовить учащихся к написанию сочинения.

Педагогический эффект усиливается за счет  сочетания различных форм работы: творческий практикум, работа по расширению словарного  запаса («гончарный словарь»), заочная экскурсия в мастерскую, пересказ.

Органично вписывается в урок использование мультимедийных средств. Работа с Интернет-ресурсами позволяет учащимся познакомитьсяс технологией изготовления фарфора Гжели; презентация  несет важную смысловую информацию,  создает возможность комментировать  ход урока  в доступной форме.

 В качестве домашнего задания предлагается творческое задание: написание сочинения с описанием действия.

Нестандартные  приемы  придают уроку высокую степень динамизма и повышают интерес учащихся  к происходящему действу. Народное творчество является  мощным стимулом интеллектуального и эмоционального развития учащихся, формирует познавательную активность, развивает творческий дар.

Тип занятия:

- межпредметный интегрированный урок творчества и развития речи.

Форма урока:

- урок-«экскурсия в художественную мастерскую», творческий практикум.

Цель урока:

  1. познакомить  с техникой написания сочинения с описанием действия.

Задачи:

Образовательные: 

  • совершенствовать навыки работы с текстом;
  • познакомить  с росписью «Гжель», историей и особенностями искусства;
  • совершенствовать  речевую и коммуникативную компетентность;
  •  подкреплять организацию речевой и коммуникативной деятельности художественной практикой;

Воспитательные

  • воспитывать у детей чувство любви к Родине через знакомство с русскими народными промыслами;
  • воспитывать уважение к  искусству других народов;
  • создавать условия для социализации личности в рамках групповой и коллективной форм работы:

Развивающие: 

  • развивать индивидуальные творческие способности;
  • представлять учащимся возможность проявить  в творчестве свою уникальность, индивидуальность.

Форма организации учебной деятельности:

-фронтальная,   индивидуальная

Методы обучения:

-словесный;

-наглядный;

-проблемного изложения;

-проектно-поисковый;

-продуктивно-творческий.

Приемы деятельности учителя:

- фронтальная беседа;

-работа с текстом;

-экскурсия в мастерскую;

-работа с терминами и понятиями;

-использование мультимедийных средств и Интернет-ресурсов.

Технологии обучения:

-технологии личностно-ориентированного обучения;

- ИКТ;

-здоровьесберегающие технологии;

-игровые технологии;

-техники креативности развития творчества.

 Оформление урока Мультимедиапроектор, компьютер с выходом в Интернет, ментальная карта «Гжель»,  фарфоровые изделия (выставка) и детские рисунки «Гжельская роспись», эпиграф к уроку «Чтобы понять что-нибудь, надо это сделать» ( Софокл), музыкальное оформление (Н. Филатова «Незабудковая гжель»), «Толковый словарь» В.И. Даля, С.И.Ожегова.

Оформление доски: эпиграф, ментальная карта, гжельская роза для минутки здоровья.

Предварительная подготовка:

-  оформление выставки.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Звучит музыка ( Н. Филатова «Незабудковая гжель»).1 мин. 1 слайд
  2. Введение в урок ( Целеполагание)  2мин. 2 слайд

Учитель:

Откуда начинается Россия?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен, то Россия
И с мастеров берёт начало, и с тебя.  (В. Боков).

 - Сегодня мы с вами познакомимся с  народной росписью, издавна известной в России, узнаем, как изготавливают удивительные изделия, чтобы описать технологию выполнения  изделий в своих творческих работах. В процессе урока мы будем заполнять ментальную карту, которая поможет подвести итоги. Работать нам поможет маршрутный лист.

3.  Работа над предложением (интерактивная доска) ( 1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

Русск.. з.мля изд.вна  слав.тся н.родными промыслами весел.. матрёшкой дымковск..  игрушкой. жостовск.. подносом  син.. гжелью.

Задание:

  • Вставить пропущенные буквы, объяснить написание.
  • Расставить знаки препинания.
  • Объяснить лексическое значение слова «промысел»

4. Работа со словарем С.И. Ожегова, электронным словарем ( Интернет-ресурсы)

 «Художественный промысел - изготовление народных художественных изделий».

- И сегодня мы познакомимся с одним из народных промыслов. А каким, вы поймете, когда отгадаете загадку:

Сине-голубые розы, листья, птицы

Увидев вас впервые, каждый удивится

Чудо на фарфоре- синяя купель.

Это называется просто роспись-

(Гжель).

5. Знакомство с художественным промыслом

Учитель:  Посмотрите на выставку изделий из гжели, рисунки, слайды. Ассортимент изделий  гжели разнообразен. В основном, конечно же, это чайные и кофейные сервизы и вазы. Назовем и другие изделия ( работа с маршрутным листом):

Сахарницы,  конфетницы, чайницы, супницы, сухарницы, салфетницы, солонки, молочники, бочонки, кружки, кадочки, квасники, игрушки, подсвечники, кумганы.

- Значение какого слова непонятно?

Проверяем по словарю ( В.И. Даля):

Словарь В. Даля: КУМГАН -металлический азиатский рукомойник, кувшин с носком, ручкою и крышкою. Встарь бывали кумганы серебряные.

Кумган (тюркск.) — узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой, применявшийся в Азии в основном для омовения  (Омовение- умывание перед молитвой).Наиболее распространенным было производство металлических чеканных кумганов , которыми особенно славились мастера Казани.Выполнялся из меди, бронзы, серебра,  реже золота. Мастера-медники  изображали на кумганах растительный, геометрический, зооморфный орнамент. По законам религии людей изображать было нельзя.

Изготавливали также художественные изделия с использованием элементов церковного зодчества,  лики святых, иконостасы. Посмотрите на электронные ресурсы, которые помогают нам узнать  об изделиях гжели. (Слайд 8) http://www.gzheli.net/category.php?cat=kiot ( знакомство с одним   из ресурсов)

Работа с текстом. (текст у каждого на парте).

«В российском государстве, недалеко от Москвы, средь высоких  лесов и  широких полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там трудолюбивые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую. И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал.

Стали  мастера белоснежную посуду  расписывать  синей краской, чтобы глаз радовала. Ведь синий цвет особенно почитался в народе. Был это цвет необъятных просторов: лазурного неба, синей воды, цвет морозных узоров на окнах и цвет незабудок. Рисовали на посуде разные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Вышли  из-под рук мастеров и диковинные фигурки птиц да зверей, детишкам на потеху, забавы ради. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду».

Учитель: Такова легенда.

  • О чем поведала легенда?
  • Какова главная мысль текста?
  • Каков стиль текста?

Учитель: Гжель – это древнее село в Московской области, а сейчас-  известный керамический центр, расположенный к юго-востоку от Москвы. Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Пришло к нам это слово из седой старины и обозначает “жечь, обжигать”. О древних корнях, о самых первых мастерах история сохранила документы, они начинаются с Духовной Грамоты князя Великого Ивана Калиты, датированной 1339г. 
В археологических раскопках найдены изделия, датированные VI-м тыс. до нашей эры. По историческим документам еще в1-й половине XIV в. Гжель как центр керамического производства России являлся поставщиком гончарной посуды для царева двора.

  • Почему сохранился промысел? (ответы)

Работа с «Гончарным словарем» ( маршрутный лист)

Фарфор (от турецкого farfur) – изделия тонкой керамики, непроницаемые для воды, обычно белые, звонкие, просвечивающиеся в тонком слое. Фарфоровое сырьё: каолин, пластичная глина, кварц и полевой шпат.  Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом.
Окись кобальта - темно–коричневая смесь, при нагревании меняет цвет на синий.

Глазу́рь — стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия.

6. Работа по подготовке к созданию сочинения- описания действия.

Заочная экскурсия  в мастерскую.

- Прочитайте эпиграф к уроку («Чтобы понять что-нибудь, надо это сделать» ( Софокл). Как вы понимаете смысл высказывания?(ответы)

- Для того, чтобы познакомиться с технологией изготовления гжели мы совершим заочную экскурсию в мастерскую по изготовлению гжели.

Цель экскурсии: узнать, как рождаются  изделия.

 (Работа с материалом сайта http://www.ruspromysel.ru/gzhel/technogzhel.html

ФОРМОВОЧНЫЙ ЦЕХ

1) По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий

2) Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.

ЛИТЕЙНЫЙ ЦЕХ

3) Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы.

4) Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.

ЦЕХ ОБЖИГА

5) Фарфоровые изделия, прошедшие сушку, ручной осмотр на наличие трещин- обжигают.

ЖИВОПИСНЫЙ ЦЕХ

6) Живописец расписывает окисью кобальта.

Закрепление

Задание: повторить последовательность  изготовления изделий

1) работа со слайдом ( 10)

 Учитель:  В начале века на гончарном производстве были нужны жернова для размола глины, конная тяга, глиномялка, гончарные ножные круги. Работали точильщики, литейщики, глазуровщики и писарихи.

2) работа с интерактивной доской


 Сейчас же технологическая цепочка строится так

1)Живописный цех- Роспись.5)Формовка (литье в гипсовых формах) –– 4)Ручной осмотр –3)Обжиг (электропечь) – 2)Сушка

Ответ:5,2,4,3,1

Работа с текстом № 2 ( маршрутный лист)

Задание: прочитать текст , озаглавить, выписать глаголы, пересказать текст, опираясь на глаголы.

  • В формовочном цехе  по эскизам художников опытные мастера вытачивают гипсовые модели будущих изделий.
  • Затем заготовки поступают в литейный цех. Там литейщик заливает шликер (жидкую фарфоровую массу)  в гипсовые формы. Шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.
  •  Неокрашенные изделия  (их называют «бельём») после сушки поступают в цех обжига, где их обжигают. А уже оттуда- в живописный цех, где изделие расписывают кобальтом. После нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем снова обжигают.
  • Глазурь делается прозрачной, как стекло,  кобальт меняет цвет,  а поделки  начинают играть  волшебными синими да голубыми красками.

В формовочном цехе- __________________________.

В литейном цехе-______________________________.

В цехе обжига-_________________________________.

В живописном цехе- _______________________________     .

Вопросы по тексту:

-Сколько раз обжигают изделие? ( два)

-Почему роспись считается «подглазурной» ( наносят глазурь). 

-Какой краской  наносятся узоры ( кобальт) 

- Почему изделия получили название «бельё»

 (это фарфоровая форма без росписи- белая).

- Как бы вы озаглавили текст?

7.Работа над росписью

Учитель: Посмотрите на изделия. Есть ли похожие работы?

Учитель: «Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, ручку – в виде хвостика. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайничек лепить не стал, а слепил часы. Форма у них непростая, причудливая. Третий мастер посмотрел, подивился такой красоте, а сам еще лучше придумал. Вылепил он скульптуру “Чаепитие”. Уютно устроились вокруг самовара две барыни. К ногам хозяйки прижалась кошка и словно прислушивается к беседе.

   Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы и они хорошими мастерами были. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры в виде сеточек, полосок, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась роспись. Полюбилась людям красивая посуда, и стали называть ее “нежно–голубое чудо”.

- Посмотрите на  слайд. Какие краски преобладают?

Учитель:

Вечер зимний

Синий- синий

На дорожке- синий иней.

Звезды синие с небес

Смотрят вниз, на синий лес.

 Рядом с лесом, у опушки,

Темно-синяя избушка.

 А в избушке- чудеса:

На посуде- небеса,

Незабудки, завитушки.

Глянь: веселые зверушки,

Травка, листики, цветы –

 Необычной  красоты!

Все на  фоне снежном, белом

Мастер  написал умелый. ( А. Зимина)

-По  материалу, тематике росписей  определим, в какой стороне родились изделия ?

(Основными мотивами росписи стали травы, злаки, птицы, полевые цветы, формы которых и становились довольно  условной, но живописной и декоративной. ВЫВОД: его родина- центральная часть России).

Гжельская роспись делится на три вида. Посмотрите на изделия. Какие элементы видите?

Работа с таблицей (13 слайд)

Растительная роспись

Орнаментальная роспись

Сюжеты.

Травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов

Шашечки, сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики».

Природа,  времена года, сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт, персонажи из русских сказок.

Учитель: Из-под кончика кисти появляются дивные узоры: цветы, гибкие стебельки и веточки, сказочные птицы. В чем секрет мастерства?  В мазках и правильном соотношении  синего и белого или сочетании «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба». Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива фарфорового изделия.

У каждого художника есть свой узор любимый.
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное достойно восхищения.

Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда  написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки.

 Минутка здоровья

Учитель: Представим, что мы гжельские художники. Для розы  нужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски, т.е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. 

 

Давайте нарисуем розу (1 ученик идет к доске, рисует на заранее приготовленной чаше гжельскую розу.. Все остальные отложили ручки в стороны и нарисовали чашу в воздухе, а затем повторили все элементы, которые нарисует ученик у доски). 

- Получилось? 

Творческий практикум

Учитель: Попробуем нарисовать узоры. Только будем делать это не кистью по бумаге, а ручкой в тетради.

-Мастера, скорей за дело,
Украшай посуду смело!
Составляй такой узор,
Чтобы радовал он взор.

 Задание: описать узоры на представленных изделиях (письменно).

1) Вот квасник. Снаружи и внутри он расписан  узорами веточек и цветов. Всего одна краска – синяя на белом фоне, а узор  оживает, и появляются переливы синего от темного к голубому.

2) На солонке мастер использовал точки, линии разной толщины, сеточки, капельки.

3)  На конфетнице крупными мазками написан  темно-синий цветок.  На белом фоне  свободно раскинулись его листья. Узорная листва украшена  мягкими завитками травы.

4) На дне блюда  художник написал гжельскую розу  с линиями и завитками, которые расходятся от центра подобно солнечным лучикам.

5) В центре вазочки- удивительной красоты цветок.  Стебли и листья  изображены склоненными от порыва ветра. Тонкие и частые мазки  делают эту роспись живой и изящной.

6) Декоративная роспись на посуде  отличается тонким растительным узором,  выполненным  синим и голубым тонами.

Задание: Составим план сочинения

Учащиеся составляют план (можно использовать заготовки):

  1. Синяя сказка.  История промысла. Народный промысел.
  2. В мастерской.  Волшебная кисточка.
  3. Удивительные изделия.
  4. Открываем выставку! Эта удивительная гжель!

Вопрос: С чего начнем сочинение ?

1)   За что гжель нравится всем? Да, прежде всего, своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!

2)  Синее чудо… Именно так называют в народе гжель. Вот и я залюбовался и решил попробовать…

3)   Вот уже более 200 лет завораживает своей красотой необыкновенная бело-голубая керамика, которую делают в селе Гжель под Москвой. Мастера Гжели изобретательны и искусны. Взял мастер кисть, и  расцвели на обожженной глине цветы, запели удивительные птицы…

Вопрос: Чем закончим сочинение?

1)Искусство Гжели  завоевало признание во всем мире…

2)Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые. Но искусству  росписи нужно учиться…

8. Подведение итогов

Учитель:

- Понравилась ли вам экскурсия?

-Что же такое гжель?

Работа с ментальной картой

Ментальные карты

*Майндмэппинг ( mindmapping, ментальные карты) является эффективной техникой  визуализации мышления. Ее используют  в процессе выработки  новых идей и их фиксации, анализа и упорядочения информации.

В центре карты ( лист ватмана) записывается ключевое понятие ( Гжель), ученики записывают в процессе урока  возникающие у них мысли и чувства . 

9.Домашнее задание: Творческая работа по выбору:

Сочинение-описание  действий «Незабудковая гжель»

Сочинение-описание  действий « В мастерской по изготовлению гжели»

Сочинение-описание  действий « Как добиваются получение синего цвета  при изготовлении гжели?»

Учитель:

-Народное искусство живёт веками. Навыки технического мастерства и найденные образы произведений переходят из поколения в поколение, сохраняясь в руках и памяти народных художников.

Льется узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не мог повториться.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей.

Расцветает гжель васильковая, 

Незабудковая гжель.

Звучит отрывок песни

«Незабудковая гжель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок немецкого языка и изобразительного искусства в 4 классе

Воспитание у детей интереса и любви к животным, чувства доброты, эмоциональной отзывчивости...

Интегрированный урок немецкого языка и изобразительного искусства в 6 классе по теме "Еда. Натюрморт."

Интегрированный урок по теме "Еда. Натюрморт" разработан для учащихся 6 класса(второй год обучения). На уроке используются информационно-компьютерных технологии, а именно компьютер и проектор, а так...

Серия интегрированных уроков английского языка и изобразительного искусства по теме: «Город.Село».

Интегрированные уроки приобретают все большую значимость в учебном процессе.Цель таких уроков в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создат...

Современные технологии, направленные на формирование коммуникативных универсальных действий учащихся пятых классов на уроках русского языка и изобразительного искусства».

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.  Современная система об...

Разработка интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства

Данный урок является подготовкой к написанию сочинения - описания картины А.В. Чикачева "Одуванчики" с использованием причастий в 7 классе. На уроке проводится актуализация знаний по теме "Жанры изобр...

Педагогический проект "Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка".

Педагогический проект «Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка» представляет собой межпредметный, внутр...

Интегрированный урок английский язык и изобразительное искусство. 7 класс. Тема "Весна"

Здесь представленны технологическая карта урока,  конспект урока, презентация....