Бинарный урок. Сочинение по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели" Русский язык и изобразительное искусство.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Гасанова Раиса Викторовна

Бинарный урок проводится совместно с учителем русского языка и литературы. В ходе урока ведется беседа по картине А. Соврасова "Грачи прилетели". Беседа по картине дает возможность учащимся повторить законы композиции, выявить цветовое отношение, пополнить словарный запас, что поможет ребятам в творческом задании по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_grachi.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект проведения бинарного урока

Учитель       Гасанова Раиса Викторовна,  Кобзева Елена Васильевна

Урок              русский язык, изо

Класс              6

Дата                 18.02.2011г.

Тема урока    Подготовка к сочинению по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Тип урока     бинарный урок 

Форма урока   практическая работа, развития речи

Цели урока:

дидактические

- совершенствование умения учащихся создавать художественное описание произведения          пейзажной живописи;

- формирование умений использовать причастия и причастные обороты в письменной речи;

воспитательные

- воспитание интереса к произведениям русской живописи;

- воспитание культуры речевого поведения;

- формирование эстетического мировоззрения;

- формирование навыков работы в группе;

развивающие

- формирование исследовательских умений;

- совершенствование навыков анализа и синтеза

Формы организации учебно-познавательной деятельности школьников на уроке:

коллективная, групповая, индивидуальная

Методы обучения: объяснение, инструктаж, решение творческих задач, анализ текста, самостоятельная работа, работа с учебником

Методическое обеспечение урока:

- учебник и приложение к учебнику

-примерный  план работы над сочинением;

- эпиграф к уроку (проекция);

- реподукция картины А.Саврасова «Грачи прилетели» (проекция);

Литература:

1.  «Русский  язык 6 кл».  Учебник С.И. Львовой, В.В. Львова. – М. : Мнемозина, 2008.

2.  Словарь синонимов (любое издание).

Уроки русского языка.6 кл.: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова. – М. : Мнемозина, 2009.

3. Альбом «Картины русских художников».- М:  «Детская литература», 1989г.

                                                                    Это и душа художника, и душа русской природы,

                                                                    пробуждающейся от зимнего сна, наполненной

                                                                    гомоном прилетевших в родные края птиц.

                                                                                                                    И. Крамской

Содержание урока:

  1. Водно-мотивационная, организационная часть: сообщение темы и целей урока.

  1. Актуализация знаний на материале домашнего задания

Краткий взаимоопрос по материалам домашнего задания (упр. 670). Анализ культуроведческого текста:

- В каком жанре изобразительного искусства создавал свои полотна А. Саврасов? (пейзаж).

- Запишите это слово,  на доске - ….

- Каких ещё русских пейзажистов вы знаете?

- Какую тему художник отразил во многих своих полотнах?

- Какое место в творчестве Саврасова занимает картина «Грачи прилетели»?

- Прочитайте выразительно те строки, в которых отражена тема картины «Грачи прилетели».

  1. История создания картины. (сообщение учащихся)

Я расскажу вам ребята о зарождении замечательной картины. Саврасову  хотелось работать писать новые картины, этюды. Он сказал жене:

- Хочется не упустить весны. Каждый день в природе что-то меняется… Знаещь, заберусь ка  я куда-нибудь подальше, в деревенскую глушь и поработаю там над весенними этюдами. Он быстро собрался, взял краски, этюдник и отправился на санях по почтовому тракту. Наезженная дорога темнела среди покрытых снегом полей. Снежный покров был сероват, похож на домотканый ковер. Но зато как легко и свободно дышалось весенним воздухом! Пахло тающим снегом, землей.

Извозчик, тощий мужичок с редкой, похожей на куриный пух бородой. Поинтересовался:

-Что, барин, по служебной надобности едешь? Или в гости, проведать кого?

Я художник, ответил Алексей Кондратьевич, - еду писать картины…

-А что на них, на этих картинах- то?

Да вот весну хочу показать: как снег тает, как птицы гнезда вьют. Как небо становится будто синька…

- А для чего барин? Это нам и так известно. Привыкли… Хоть и весна, ну и что ж..

Обычное дело. За весной –лето…Ты бы что позаковыристей нарисовал, чтобы удивление взяло… Что- нибудь  необыкновенное… Вот тогда другой разговор…

  1. Описание картины

Слово учителя, беседа по картине,  лексическая работа

- Какой весенний месяц изобразил на своём полотне А. Саврасов? По каким приметам вы это поняли? Используя домашние заготовки, отвечайте на поставленные вопросы. 

(Март. Ещё вся земля покрыта снегом, но он рыхлый, ноздреватый, серый, пропитанный влагой, местами покрытый талой водой. Берёзы только освободились от снежного гнёта и стоят, словно умытые, вытянув белые стволы к небу, в котором разлито ощущение ранней весны. Грачи уже успели обосноваться в ветвях берёз, свили гнёзда и оживлённо летают вокруг них. ( Звучит крик грачей, звуки бегущего ручейка, тающего снега - запись).

- Покажите,  как показано на картине, что природа пришла в движение?

 (Снег оседает, земля освобождается от снежного покрова, прибывает талая вода, берёзы принимают шумных жильцов, носятся с радостными криками грачи, летит в голубой выси стая перелётных птиц)

Лексическая работа)

Карточка-задание № 1  

Используя причастия и причастные обороты, составьте словосочетания причастие + существительное с главным словом существительным.

Снег оседает –

земля освобождается от снега  -

 талая вода прибывает –

берёзы принимают шумных постояльцев –

грачи носятся с радостными криками –

стая перелётных птиц летит в голубой выси

 Примерные ответы:  

Оседающий снег; освобождающаяся от снега земля; прибывающая талая вода; принимающие шумных жильцов берёзы; носящиеся с радостными криками грачи; летящая в голубой выси стая перелётных птиц.

     - Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Грачи прилетели», а например, не «Март» или «Весна»?( Само название – движение, окончание зимнего сна, пробуждение и обновление природы. Грачи прилетели, значит, нет возврата к холодам, заморозкам, однообразию зимы. И это чудо происходит прямо на наших глазах.)

 

- Что изображено на первом плане картины?

 На первом плане картины художник изобразил березы. Молодые еще, но неказистые. некрасивые, искривленные, голые стоят в снегу, отбрасывая на него узкие тени.

На березах грачи строят гнезда.  Снег под кривыми берёзками усеян сучками и веточками, испещрён следами птичьих лапок. Он сырой, грязный, но не мертвый, а живой, потому что под ним чувствуется движение жизни – талой, набирающей силу воды, которая вот- вот умчится бурными потоками по пробуждающейся земле. Кое- где она  уже пробилась сквозь наст, образовала рыжие проталины и бурые лужицы. Маленький прудик уже освободился от снега, и берёзы окунули в воду свои стволы, отразившись в ней молодо и радостно. Солнца нет, но оно здесь, рядом, где – то за светлым, жемчужно- перламутровым облаком,

 Карточка № 2

  Берёзы 

Берёзы с______________ грачей в развилках ___________, хлопотливые птицы, рыхлый серый___________ с лужами талой ____________, пруд.

- Опишите берёзы.  

Старые, с искривлёнными_____________, тёмными у основания, темнеющими к вершине. Пушистые верхушки сереют на фоне голубовато-серого___________, белых облаков. Ак лёгкое кружево, тонко выписал прозрачную сеточку берёзовых _____________ художник. И верхушки уже не выглядят по-зимнему унылыми. Они обнажены, но в этот солнечный _____________ тянутся к небу.

Снег

Земля стремится освободиться от снежного____________. Снег уже серый, _________.  В ложбинке собирается талая ___________, наполняет пруд. Снег на картине освещён по-разному: у забора он словно светится изнутри и кажется _____________, а у берёзовых стволов покрыт тенями и изрыт _____________ и __________.

- Каким предстало на картине весеннее небо?

Небо

Небо занимает большую часть картины. Оно ______________- _____________, покрытое лёгкими перистыми и пышными _________________- ________________ облаками. Лишь у линии горизонта ___________________ сгущаются и сереют, сливаясь с просторами полей.

- Опишите второй план картины.

Второй план картины начинается с низенького забора, за которым на церковном участке видны какие- то строения, дома и сараи, и над ними возвышается церковь и колокольня. Село здесь кончалось, и уходили вдаль ровные серые поля с темными прогалинами обнажившейся земли.

  Церковь старая и маленькая, но уютная, милая сердцу. В нее хочется войти, постоять, помолиться. Колокольня хоть и старая, с облупившимися стенами, но по-прежнему красивая. У нее интересная крыша, похожая на пирамидку.

Второй план картины

На втором  плане белеет невысокий пятиглавый ___________, а рядом устремляет в небеса купола стройная____________. Перед собором и колокольней темнеют ___________ строения  и протянулся низкий _____________.

Какое настроение создаёт эта картина?

Лирическое, светлое, взволнованное, как будто ты вернулся из дальних странствий, стоишь у родной околицы и всматриваешься в до боли знакомые домишки, заборы, деревья, словно узнаёшь их заново.  

 

  1. Словарная работа и устное описание картины.
  2. Работа с палитрой.
  3. Создадим и мы свой весенний пейзаж
  4. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Интегрированный урок немецкого языка и изобразительного искусства в 4 классе

Воспитание у детей интереса и любви к животным, чувства доброты, эмоциональной отзывчивости...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

Интегрированный урок немецкого языка и изобразительного искусства в 6 классе по теме "Еда. Натюрморт."

Интегрированный урок по теме "Еда. Натюрморт" разработан для учащихся 6 класса(второй год обучения). На уроке используются информационно-компьютерных технологии, а именно компьютер и проектор, а так...

Серия интегрированных уроков английского языка и изобразительного искусства по теме: «Город.Село».

Интегрированные уроки приобретают все большую значимость в учебном процессе.Цель таких уроков в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создат...

Педагогический проект "Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка".

Педагогический проект «Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка» представляет собой межпредметный, внутр...