Главные вкладки

    Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс
    методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

    Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок: «Классы рыб».

    Цели урока: раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в воде; сформировать знания о классификации рыб. Дальнейшее развитие умений наблюдать за живыми объектами, анализировать полученный материал и делать выводы. Продолжить воспитание бережного отношения к живым объектам природы.

    Тип урока: комбинированный.

    Методы урока: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся.

    Оборудование: таблица «Класс Рыбы», модель скелета рыбы.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация знаний.

    Беседа по вопросам:

    1. Каких животных относят к типу ходовых?
    2. Перечислите основные признаки хордовых животных.
    3. Почему ланцетник носит такое название?
    4. Объясните понятия: бесчерепные и черепные; осевой скелет и хорда; двусторонняя симметрия; кровеносная система замкнутая.

    Работа индивидуальная: 3 ученика готовят рассказ об одном из перечисленных животных: ланцетник, минога, миксина.

    Обобщение ответов.

     

    III. Изучение нового материала.

    1. Подтип Черепные, или Позвоночные (Vertebrata).

    Беседа.

    Запись в тетрадь.

    Подтип Позвоночные

    Классы

    Хрящевые рыбы  Костные рыбы  Земноводные  Пресмыкающиеся  Птицы  Млекопитающие

    Основные признаки подтипа Позвоночные (Черепные):

    • позвоночник - опора тела;
    • центральная (ЦНС) нервная система  делится на головной и спинной мозг;
    • хорошо развиты органы чувств;
    • наличие черепа – защита мозга;
    • парные конечности, плавники (у рыб), пятипалые конечности (у наземных животных);
    • сердце;
    • почки – органы выделения.

    2. Классы рыб. Общая характеристика.

    Рассказ с элементами беседы.

    Запись в тетрадь.

    Классы рыб

                                          Класс Хрящевые рыбы                          Класс Костные рыбы            

                                          (скаты, акулы, химеры)                     (караси, окуни, лососи и т.д.)

    В основе деления – вещество, из которого состоит скелет. Скелет бывает костный и хрящевой, или частично окостеневший (белуга).

    Среда обитания рыб – вода.

    Особенности внешнего строения рыб.

    Рассказ с элементами беседы.

    Запись в тетрадь.

    Форма тела – обтекаемая.

    Части тела

    Голова    Туловище      Хвост

    Рассказ учителя: тело покрыто кожей, в которой располагается чешуя. Снаружи чешуя покрыта слоем слизи, которая облегчает передвижение в воде. Окраска тела зависит от окружающей среды.

    Тело имеет парные и непарные конечности (плавники).

    Запись в тетрадь.

    Тело имеет парные и непарные конечности (плавники).

    Непарные плавники: спинные – устойчивость при движении и поворотах; хвостовой – движение вперед; анальный – устойчивость при движении вперед и крутых поворотах.

    Парные плавники: грудные и брюшные – при поворотах, медленном движении вперед и сохранения равновесия.

    Рассказ учителя: по бокам тела – органы боковой линии. Границы тела: между головой и туловищем – задний край жаберных крышек, между туловищем и хвостом – условно, на уровне анального отверстия.

    На голове расположены органы чувств: обоняния – запахи (2 ноздри выше рта), зрения – глаза, слуха – внутреннее ухо внутри черепа; органы дыхания – жабры.

    Запись в тетрадь.

    Органы чувств:

    • орган зрения – глаза;
    • орган обоняния – 2 ноздри (расположены выше рта);
    • орган слуха – внутреннее ухо  - лабиринт (внутри черепа);
    • особый орган – боковая линия (воспринимает скорость и направление течения);
    • орган вкуса – в ротовой полости, в коже, в хвосте.

    Особенности  внутреннего строения рыб.

    Рассказ с элементами беседы.

    Запись в тетрадь.

    Система внутренних органов

    Пищеварительная    Дыхательная    Кровеносная    Выделительная    Нервная    Половая    ОПС

    • Опорно – двигательная система (ОПС).

    Представлена скелетом и мускулатурой. Скелет: позвоночник, череп и кости жаберного аппарата.

    Функции скелета и мускулатуры:

    1. опорная;
    2. защитная;
    3. определяют форму тела.
    • Пищеварительная система.

    Рот отв. → глотка→ пищевод→ желудок→ кишечник→ анальное отверстие.

    Пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа.

    • Дыхательная система.

    Рыба дышит растворенным в воде кислородом. Органы дыхания – жабры. Жабры состоят из жаберной дуги, жаберных лепестков и жаберных тычинок.

    • Кровеносная система.

    Замкнутая. Состоит из сердца и кровеносных сосудов: вены и артерии.

    Сердце – мышечный мешок.

    ! Сердце – двухкамерное: предсердие и желудочек.

    • Выделительная система.

    2 почки (в виде лент) → 2 мочеточника→ мочевой пузырь→ мочеиспускательный канал.

    • Нервная система.

    Нервная система

    Центральная нервная система              Периферическая нервная система

         

                      Головной мозг         Спинной мозг                       Нервы

    • Половая система.

    Раздельнополые.

    Органы размножения самок: парные яичники (формируют яйца - икринки).

    Органы размножения самцов: парные семенники (формируют  сперматозоиды).

    Оплодотворение наружное.

    • Плавательный пузырь (только у костных рыб). Обеспечивает плавучесть рыб.

    3. Значение рыб в природе и жизни человека.

    Беседа.

    Обучающиеся самостоятельно записывают значение рыб в тетрадь.

    IV. Закрепление.

    Лабораторная работа.

    Лабораторная работа.

    «Внешнее строение и передвижение рыб»

    Цель: выявить особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в воде.

    Оборудование: аквариумные рыбы, таблица «Класс Рыбы».

    Ход работы.

    1. Рассмотрите рыбу. Определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.
    2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую.
    3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах, если она различна, то объясните эти различия.
    4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.
    5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.
    6. Найдите у рассматриваемой рыбы парные (грудные и брюшные) и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.
    7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке части ее тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запишите в тетрадь.

    V.  Домашнее задание.

    §21, подготовить сообщения по темам: 1) Прудовое хозяйство и объекты разведения, 2) Аквариумное рыбоводство, 3) Охрана рыб. Рыбы, занесенные в Красную книгу России, 4) Самые – самые в мире рыб.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

    Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

    Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

    Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

    Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

    Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

    Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

    методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;

    В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...

    методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

    Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

    Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)

    Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...