Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Гробова Мария Викторовна

Тема: Путешествие по Африке

Тип: урок обобщения и систематизации

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и расширить знания учащихся о географическом положении, природных зонах, рельефе, внутренних водах, населении, представителях флоры и фауны материка Африка;
  • закрепить навыки работы с картой;
  • развить умение работать с различными источниками географической информации, умение анализировать, делать выводы.

Развивающие:

  • развивать географическое мышление, устную монологическую и диалоговую речь, географическую зоркость,  умение систематизировать изученный материал и применять его для оценки современных процессов в мире;
  • развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: «Путешествие по Африке» Гробова М.В. Учитель географии школы № 588

Слайд 3

Вспомнить…… Закрепить……. Повторить……. Цели путешествия:

Слайд 4

Сердце Африки пенья полно и пыланья , И я знаю, что, если мы видим порой Сны, которым найти не умеем названья, Это ветер приносит их, Африка, твой! Николай Гумилёв (1886-1921)

Слайд 5

Какое место по величине занимает Африка среди материков? Какие океаны омывают материк? Кто занимался изучением материка? Чем славится Африка, какие рекорды ей принадлежат? Разминка

Слайд 6

Остановка №1 1. Самое длинное пресноводное озеро Африки 2. Судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря 3. Межматериковое море, омывающее Африку и Евразию 4. Пролив, разделяющий Африку и остров Мадагаскар 5. Море , расположенное между Аравийским полуостровом и Африкой

Слайд 7

Каждое верное – 1 балл. Максимум 5 баллов. 1. Самое длинное пресноводное озеро Африки Таньганьика 2. Судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря Суэцкий 3. Межматериковое море, омывающее Африку и Евразию Средиземное 4. Пролив, разделяющий Африку и остров Мадагаскар Мозамбикский 5. Море , расположенное между Аравийским полуостровом и Африкой Красное

Слайд 8

Остановка №2 Подпиши: 1.Крайняя западная точка мыс_________ 2. Горы __________________ 3. __________________залив 4. Полуостров ____________ 5.Остров ________________ 6. Пустыня ______________ 7. Крайняя южная точка, мыс _________

Слайд 9

Каждое верное – 1 балл. Максимум 7 баллов. Подпиши: 1.Крайняя западная точка мыс Альмади 2. Горы Атлас 3. Гвинейский залив 4. Полуостров Сомали 5.Остров Мадагаскар 6. Пустыня Намиб 7. Крайняя южная точка, мыс Игольный

Слайд 10

Остановка №3 Найди и исправь предложения с географической ошибкой : 1. Самый большой остров Африки – Сомали. 2. Максимальная высота Африки 5895м: гора и вулкан Килиманджаро. 3. В Африке 64 независимых государства, из них – 3 монархии. 4. Самый низкорослый народ Африки – банту. 5. Крупнейшая пустыня мира – Сахара. 6. Самая длинная река Африки – Нил. 7. В основании материка лежит молодая платформа. 8. Основное занятие в большинстве африканских стран –сельское хозяйство. 9. В Африке самая низкая продолжительность жизни.

Слайд 11

Каждое верно найденное и исправленное – 2 б. Максимум 8 баллов. 1.Самый большой полуостров Африки – Сомали. 2. Максимальная высота Африки 5895м: гора и вулкан Килиманджаро. 3. В Африке 54 независимых государства, из них – 3 монархии. 4 . Самый низкорослый народ Африки – пигмеи. 5. Крупнейшая пустыня мира – Сахара. 6. Самая длинная река Африки – Нил. 7. В основании материка лежит древняя платформа. 8. Основное занятие в большинстве африканских стран – сельское хозяйство. 9. В Африке самая низкая продолжительность жизни.

Слайд 12

Остановка №4 «Белая ворона» Исключи (вычеркни) климатические пояса, не характерные для Африки: а)арктический б) тропический в)субтропический г)экваториальный д )умеренный е)субарктический.

Слайд 13

Каждое верное – 1 балл. Максимум – 3 балла. Климатические пояса, не характерные для Африки: а)арктический б) тропический в)субтропический г)экваториальный д )умеренный е)субарктический.

Слайд 14

1 2 3 4 3 4 Признак Природная зона 1. лесная растительность расположена ярусами, много ценных пород деревьев. 2. пространства в субэкваториальном поясе, покрытые травяной растительностью. 3. почвы практически отсутствуют. 4. простирается узкой прибрежной полосой вдоль Атласских и Капских гор на севере и юге Африки. 1. жестколистные леса и кустарники 2. влажные экваториальные леса 4. саванна 3. пустыня

Слайд 15

Остановка № 5. Проверка. 1 – 2 – 4 саванна 2 – 4 – 1 жестколистные леса и кустарники 3 – 1 – 2 Экваториальные леса 4 – 3 – 3 Пустыня За верную цепочку – 2 б. Максимум – 8 б.

Слайд 16

« Чёрный ящик» (угадай что здесь?) Его родина - Эфиопское нагорье, но выращивают это растение больше в Южной Америке. Белые пахучие цветы, плоды имеют красный цвет и содержат два семени. Их промывают, сушат и поджаривают. Экспортируют во многие страны мира.

Слайд 17

«Чёрный ящик»

Слайд 18

Считаем баллы 16 – 24 балла – «3» 25 – 28 баллов – «4» 29 – 32 балл – «5»

Слайд 19

Глобальные проблемы человечества

Слайд 20

Мигра́ция населе́ния (лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния.

Слайд 21

Посчитаем естественный прирост(ЕП=Р-С) Африка Рождаемость 29 Смертность 9 ЕП

Слайд 22

Посчитаем естественный прирост(ЕП=Р-С) Показатель Африка Европа Рождаемость 29 13 Смертность 9 9 ЕП 29 4 Какой вывод Вы могли бы сделать?

Слайд 24

Идеальный материк? Почему географы называют Африку «идеальным материком»?

Слайд 25

«Я в Африке!» Напиши SMS родным из путешествия «Я в Африке»

Слайд 26

Домашнее задание Для всех: описание континента Африки с географическими ошибками: 7 предложений (для будущих 7-классников) На дополнительную оценку: Доклад в ООН «Ваши предложения по решению одной из глобальных проблем человечества в Африке»

Слайд 27

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Гробова Мария Викторовна. География. 7 «Б» класс

Тема: Путешествие по Африке

Тип: урок обобщения и систематизации

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и расширить знания учащихся о географическом положении, природных зонах, рельефе, внутренних водах, населении, представителях флоры и фауны материка Африка; 
  • закрепить навыки работы с картой;
  • развить умение работать с различными источниками географической информации, умение анализировать, делать выводы.

Развивающие:

  • развивать географическое мышление, устную монологическую и диалоговую речь, географическую зоркость,  умение систематизировать изученный материал и применять его для оценки современных процессов в мире;
  • развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные: Объяснять особенности природы и географических объектов на материке. Определять специфику природы и населения материка. Называть и показывать на карте географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами, умение работать с информацией, представленной в различных форматах, умение фиксировать затруднения и способы выхода их затруднений, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать свою работу и работу товарищей.

Личностные: Понимание специфических черт природы материка. Осознание причин уникальности материка, проблем современности.

Межпредметные связи: история, математика, биология, иностранный язык, литература.

Ресурсы урока: атласы; тетради, технологическая карта; раздаточный материал для учащихся; презентация.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Технологии: технология учебно–игровой деятельности, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, элементы ТРКМ: «лови ошибку», «перепутанные логические цепочки»

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

  1. Организационный этап (1 мин.)

Приветствует детей, проверяет готовность к уроку, установка на работу.

- Сегодня мы с Вами проводим необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости, поэтому вы должны быть собранными и внимательными.

- Мне хотелось, чтобы вы показали свои знания, умения и творческие способности.

- Я приглашаю вас отправиться в путешествие.

Как вы думаете, чему оно будет посвящено?

Даю вам подсказку

1.(звучит музыка). 1 слайд

Приветствуют учителя, гостей, проверяют готовность к уроку.

  1. Мотивация познавательной деятельности  (3 мин.)

2.  Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я знаю, что, если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!

- Ребята Вы догадались, о какой стране идет речь, и куда мы с вами отправимся путешествовать?

- 2,3,4 слайд

Любое путешествие имеет свою цель, цель имеет и наш урок

Дети формулируют тему урока + тема на слайде

Записывают в тетради

 (Путешествие по Африке≫),

Цель и учебные задачи по наводящим глаголам на слайде

  1. Разминка (3 мин.)

  Фронтальный опрос

Вопрос:         

  1. Какое место по величине занимает Африка среди материков?
  2. Какие океаны омывают материк?
  3. Кто занимался изучением материка?
  4. Чем славится Африка, какие рекорды ей принадлежат?

- Молодцы!

А теперь - вперед!.

Из каждого путешествия мы всегда что-то привозим: впечатления, знания, сувениры.

И мы сегодня привезем, конечно, знания, оценки и  хорошее настроение.

На нашем пути мы будем делать остановки для выполнения интересных заданий.

-У вас на столе есть маршрутные листы, в которые после каждого задания вам следует записывать заработанные баллы.

Отвечают на вопросы, изображенные на слайде:

1.Второе после Евразии

2.Атлантический, Индийский

3.Перечисляют варианты.

4.Самая длинная река – Нил, самое длинное озеро – Танганьика, самая большая тропическая пустыня – Сахара, самое высокое животное – жираф и др.

  1. Повторение и обобщение знаний (20 мин.)

Задание 1:

- Ознакомьтесь с первым заданием.

- Допишите, чем является описанный географический объект.

- Ребята, самостоятельно проверьте своё задание, за каждый правильный ответ ставим 1 балл. Баллы проставьте в маршрутный лист.6 слайд

- Молодцы, продолжим наше путешествие.

- Выполняют первое задание.

- Самопроверка. 7 слайд

- Выставляют баллы за 1 задание в маршрутный лист.

Задание 2:

- Ребята, к нам в руки попала карта Африки, но в ней что-то не так. Посмотрите и скажите, что именно?

8 слайд

- Давайте восстановим карту - для этого надо верно назвать географические названия Африки (у каждого есть фрагмент карты).

9 слайд – А теперь проверьте своего соседа по парте.

Смотрят в маршрутные листы и отвечают.

- Самостоятельно выполняют с атласами задание.

- Обмениваются с соседом.

- Взаимопроверка задания. Выставление в маршрутный лист баллов.

Задание 3:

Направляемся далее.

Всем известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает!

А мы с вами постараемся опровергнуть эту цитату и выполним следующее задание без ошибок!

- Ваша задача, найти  исправить предложения с географической ошибкой: 10 слайд, 11 – проверка

- Выполняют. Взаимопроверка по слайду. Выставление баллов в свой маршрутный лист.

Задание №4

Следующая остановка называется «Белая ворона».

Как вы думаете, в каком случае употребляется это словосочетание?

- Исключите (вычеркните) климатические пояса,  не характерные для Африки:

Слайд 12, 13-проверка

Направляемся  далее!

Учащиеся отвечают на вопрос.

- Выполнение задания.

- Самопроверка.

Задание №5.

Вас ждет задание на составление логической цепочки.

Слайд 14, 15 - проверка

-Соотнесите фотографию, признак природной зоны и название по картам атласа 6-7, 8-9.

-Выполняют задание.

-Взаимопроверка по слайду. Запись баллов в маршрутный лист.

Черный ящик слайд 16,17

Его родина -  Эфиопское нагорье, но выращивают  это растение  больше  в Южной Америке. Белые пахучие цветы, плоды  имеют красный цвет и  содержат два семени. Их промывают, сушат и поджаривают. Экспортируют во многие страны мира.

- Узнают «кофе»

Физкультминутка

Итак, вы справились с частью путешествия, которая касалась проверки ваших знаний и умений по изученной теме. Молодцы!

Настало время привала.

Не вставая из-за парт прошу повторять за мной следующие движения:

  • Потянемся (руки вверх), как усталые львята;
  • Попрыгаем (расслабив руки  о постучав ими по парте), как древесные лягушки;
  • Покачаемся, как обезьяны раскачиваются на лианах;
  • И наконец, улыбнемся друг другу, как самый древний житель материка – нильский крокодил.

- Выполняют физкультминутку

Подведение итогов 1 части урока (2 мин).Оценивание результатов работы.

-Мы с вами выполнили задания, которые мы должны усвоить в рамках нашей программы.

Посчитайте баллы, проставьте итоге и сверьте с критериями оценки. слайд 18

Надеюсь, вы получили высокие баллы.

Кто готов сообщить о заработанной пятерке?

Вы - настоящие путешественники и охотники за знаниями!

-Подсчитывают баллы, выставляют себе оценки.

Проблемное задание «За страницами учебника» (12 мин)

Глобальные проблемы человечества

 слайд 19

- Когда мы отправляемся в путешествие, мы хотим узнать и что-то новое.

Мы с вами тоже выйдем за рамки учебника, заглянем за горизонт и поговорим о глобальных проблемах человечества.

Все ли знают, что такое глобальные проблемы?

-Какие из проблем, представленных на слайде, мы могли бы отнести к Африке?

-Я бы хотела обратить Ваше внимание на II блок – социально-демографические проблемы, как наиболее актуальные для жителей Африки.

Термин «миграции» знаком всем и не требует пояснений?

- В настоящее время проблема миграций не только проблема жителей континента, но и тех стран, куда едут мигранты. Слайд 20

Отвечают на вопрос те, кто знает.

 - Голод, бедность, нехватка пресной воды, проблема миграций, экономической отсталости, высокая смертность, высокий естественный прирост, высокая рождаемость и т.д.

-Давайте попробуем разобраться на сколько остра проблема (текст)?

И каковы  причины этого явления?

- Проверим нашу гипотезу математически и используем данные статистики, которые приведены в вашем листе.

Посчитаем естественный прирост для Африки слайд 21

- Сравним с ЕП Европы. Какой вывод можно было бы сделать на основании этих данных? Слайд 22

-Почему в Европу, а, например, не в Россию?

Информация по слайду с названием  на английском языке. Отрывок из произведения  Жюль Верна. «Пятнадцатилетний капитан».   Легенда.

- Читают текст, выявляют возможные причины.

- Высокий ЕП!

- Высокий ЕП, мало ресурсов, уезжают в Европу, где больше рабочих мест и возможностей обеспечить выживание и т.д.

-Исторические предпосылки, колонизация Африки, больше финансовых возможностей в Европейских странах.

Учащиеся переводят текст, участвуют в обсуждении легенды.

Рефлексия (3мин)

- Написать родителям SMS «Я в Африке».

СМС должны быть краткими, но информативными.

Прошу прочитать 3-х желающих свои СМС-сообщения.

- Выполняют задание на рефлексию.

Читают сообщения

Подведение итогов. Оценивание творческой работы учащихся.(2 мин)

Рада, что вы оказались еще и  творческими путешественниками!

Готова оценить тех, кто особенно преуспел в этой части урока.

Домашнее задание (1 мин.)

Домашнее задание у вас сегодня дифференцированное:

- для всех

- на дополнительную оценку

 на слайде 24

Спасибо вам за урок!

Вы смогли порадовать меня, гостей, учителя и, надеюсь, самих себя!

На выходе из кабинета предлагаю захватить с собой сувенир – кофейное зернышко на память о нашем путешествии.

Путешествуйте и прирастайте знаниями!

До свидания!

Записывают задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».  Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.Цели: 1)...

Методическая разработка урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»

В методической разработке урока представлены материалы для ученического и демонстрационного экспериментов, тестовые задания, вопросы для актуализации знаний и закрепления их по теме "Классы неорганиче...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"

Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...

Урок биологии по теме "Общий обзор организма человека. Обобщение и систематизация знаний". 8-й класс

Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о строении клеток и тканей человека, их функциях; об органах и системах органов человека; об основных процессах жизнедеятельности организма чел...