рабочие программы по физике и естествознанию
рабочая программа по физике (11 класс) по теме

Яруллина Гульшат Ильясовна

физика 7-9 кл, 11 кл

естествознание 10кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_i_estestvoznanie.rar139.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель ШМО

______/Яруллина Г.И../

Ф.И.О.

Протокол №  1 от

« 24 »  августа  2013 г.

«Согласовано»

Заместитель

директора  по УР

МБОУ «Габишевская СОШ»

_______/Пристанская С.С./

Ф.И.О.

«___» августа 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Габишевская СОШ»

_______/Бадамшина М.А./

Ф.И.О.

Приказ № ______  от

«___» августа 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Габишевская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

ЯруллинойГульшатИльясовны,

учителя физики и математики II квалификационной категории

Ф.И.О., категория

по естествознанию в 10 классе

Предмет, класс

2013 / 2014 учебный год

Пояснительная записка

    Рабочая программа по естествознанию  для 10 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта по естествознанию  и  программы по курсу «Естествознание» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (сост.: И. Ю. Алексашина, К. В. Галактионов, И. С. Дмитриев, А. В. Ляпцев, И. И. Соколова) в соответствии с учебным планом школы и ориентирована на использование учебника  И. Ю. Алексашиной, К. В. Галактионова, И. С. Дмитриева и др.; под ред. И. Ю. Алексашиной. – М.: «Просвещение», 2010. Программа рассчитана на 105  учебных часов из расчета 3 учебных часа в неделю. Предусмотрены 3 зачета и 15 уроков-практикумов, остальные часы распределены по всем темам. В виду того, что некоторые учебные занятия совпадают с праздничными (не учебными) днями, количество часов уменьшится, но программа будет пройдена за счет уплотнения тем.

             

  Основные цели изучения курса естествознания в 10 классе:

  • освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на наши представления о природе, на развитие техники и технологий;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения окружающих явлений, использования и критической оценки естественно-научной информации, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярных статьях, осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки;
  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
  • воспитание убежденности в познаваемости мира и возможности использования достижений естественных наук для развития цивилизации; осознанного отношения к реальности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;
  • применение естественно-научных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, энергосбережения, защиты окружающей среды.

Задача курса естествознания:

  • сформировать основы естественно-научной культуры и как можно более наглядно показать, какую роль играют естественные науки в развитии цивилизации, формировании нашего материального окружения, знании человека о самом себе.

Ведущие идеи курса:

  • Идея единства, целостности и системной организации природы.
  • Идея взаимозависимости человека и природы.
  • Идея гармонизации системы «природа — человек».

Естествознание – это учебный предмет и особенность  в том, что это интегрированный курс, т. е. объединяющий знания из разных предметных областей. Как правило, школьные учебные предметы моделируют ту или иную область научного познания, например физику, химию, биологию, поэтому они  строятся на базе развития системы понятий данной науки. Интегрированный курс строится иначе. Здесь конкретные предметные знания становятся опорой, средством осмысления тех или иных идей — ведущих идей курса. Именно они определяют логику развития содержания учебного предмета «Естествознание».

Содержание курса структурируется по двум основным составляющим:

  • первая из них — современные естественно-научные представления о природе, фундаментальных законах, определяющих процессы в природе, методологии естественных наук, взаимоотношения науки и других компонентов культуры;
  • вторая составляющая — практическое применение достижений естественных наук в технологии и медицине.

 

Структура интегрированного курса «Естествознание» разработана так, что изучение объектов естествознания осуществляется в системе «природа — наука — техника — общество — человек». Таким образом, интеграция знаний различных предметных областей осуществляется вокруг проблем взаимодействия человека и природы. Это находит отражение в названиях разделов программы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

      Ожидаемые результаты по итогам изучения данного курса соответствуют Требованиям к уровню подготовки выпускников Государственного образовательного стандарта по естествознанию и в самом общем виде могут быть сформулированы как:

  • способность учащихся критически оценивать информацию естественно-научного содержания;
  • овладение элементами различных естественно-научных исследовательских методов и получение представления о характере научной деятельности;
  •  приобретение умений использовать естественно-научные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.

Учебно-тематическое планирование

по     естествознанию.

Класс______10_______

Учитель       Яруллина Гульшат Ильясовна

Количество часов   105 часов

Всего ___105____ часов;   в неделю __3______ ч.

Плановых зачетов   3 ,  уроков-практикумов   15 .

Планирование составлено на основе     федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и программы по курсу «Естествознание» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (сост.: И. Ю. Алексашина, К. В. Галактионов, И. С. Дмитриев, А. В. Ляпцев, И. И. Соколова)

Учебник  Естествознание: 10 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ И. Ю. Алексашина, К. В. Галактионов, И. С. Дмитриев и др.; под ред. И. Ю. Алексашиной. – М.: «Просвещение», 2010

Учебно-тематическое планирование по естествознанию в 10 классе

Тема урока

Кол-во часов

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

по теме

Дата проведения

План

Факт

Раздел I  Структура естественно-научного знания: многообразие единства – 16 часов

1

Естествознание как познавательная деятельность

1

Лекция, фронтальный опрос

знать особенности, отличающие научную деятельность от других видов человеческой деятельности

4.09

2

Природа в зеркале науки

1

Лекция, фронтальный опрос

знать ключевые слова: законы природы, природа как объект естествознания, редукционизм, целостный подход, математизация, системный подход

7.09

3

Естествознание в системе культуры

1

Индивидуальный опрос

знать соотношения между такими компонентами культуры, как наука, искусство, мораль

9.09

4

Урок-практикум  №1 «Критерии научного знания»

1

Практическая работа

уметь делать выводы, оформлять результаты, определять по звездной карте, в каком созвездии было Солнце в день рождения

11.09

5

Экспериментальные методы в естественных науках

1

Фронтальный опрос

знать, каковы особенности научного наблюдения; чем эксперимент отличается от наблюдения

14.09

6

Урок-практикум №2 «Учимся наблюдать»

1

Практическая работа

уметь  проводить наблюдения и выдвигать гипотезы

16.09

7

Экспериментатор,  прибор,  результат

1

Фронтальный опрос

знать, каково влияние экспериментатора и приборов на результаты эксперимента

18.09

8,9

Великие эксперименты

в естественных науках

2

Индивидуальный опрос

21.09

23.09

10

Теоретические методы исследования

1

Индивидуальный опрос

знать определения метода, классификации, систематизации; уметь различать анализ и синтез, индукцию и дедукцию

25.09

11

Урок-практикум №3 «Учимся классифицировать и систематизировать»

1

Практическая работа

уметь анализировать текст с целью определения существенных свойств предмета, о котором говорится

28.09

12

Моделирование в науке

1

Фронтальный опрос

знать ключевые слова: материальные модели; теоретические модели; математические модели

30.09

13, 14

Традиции и революции в естествознании. Естествознание и религиозная традиция

2

Индивидуальный опрос

знать место религии в культуре Нового времени;

знать что такое НТР; существуют ли традиции в науке и какова их роль

2.10

5.10

15

Эксперимент. Теория. Практика

1

Фронтальный опрос

знать, что такое гипотетико-дедуктивный метод

7.10

16

Зачет по теме «Структура естественно-научного знания: многообразие единства».

1

Зачет в виде индивидуального опроса

Знать ключевые слова: научная деятельность, наука, искусство, мораль, традиции, метод, классификация, анализ и синтез и др.

Уметь анализировать текст, проводить наблюдения, выдвигать гипотезы, делать вывод и т.д.

9.10

Раздел II  Структуры мира природы: единство многообразия -  34 часа

17, 18

Масштабы Вселенной

2

Самостоятельная работа

знать ключевые слова: мегамир, макромир, микромир

12.10

14.10

19

Урок-практикум №4 «Средства изучения микромира и мегамира»

1

Практическая работа

знать ключевые слова: мегамир, макромир, микромир

16.10

20

Дискретность и непрерывность в природе

1

Фронтальная работа

знать ключевые слова: корпускулярный и континуальный подходы; скалярное поле, векторное поле

19.10

21

Поле как способ описания взаимодействия

1

Индивидуальный опрос

уметь рассчитывать гравитационную силу, магнитную силу и показывать их направление

21.10

22

Фундаментальные поля как составляющие материи.

1

Фронтальный опрос

уметь приводить примеры полей, не являющихся фундаментальными

23.10

23, 24

Взаимодействие поля и вещества. Цвет и спектры

2

Самостоятельная работа

знать, чем определяется цвет тела; что такое спектры; какие виды спектров бывают

26.10

28.10

25

Урок-практикум №5 «Дискретность и непрерывность: эксперимент»

1

Практическая работ

знать ключевые слова: корпускулярный и континуальный подходы; скалярное поле, векторное поле

30.10

26

Квантовые (корпускулярные) свойства полей

1

уметь объяснять в чем состоят дискретные свойства электромагнитного поля; что такое фотон - волна или частица

2.11

27

Волновые (полевые) свойства частиц

1

Знать основные модели строения атома Резерфорда и Бора; выяснить, в чем заключается гипотеза о волновых свойствах частиц

11.11

28

Урок-практикум №6 «Корпускулярно-волновой дуализм»

1

Практическая работ

знать, что такое корпускулярно-волновой дуализм

13.11

29

Фундаментальные взаимодействия в микромире

1

знать, что такое сильное и слабое взаимодействие и каковы их свойства; какую роль они играют в существовании жизни

16.11

30

Единство многообразия. Микромир

1

знать ключевые понятия: тождественные частицы, молекулы-изомеры, кварки, частицы-переносчики взаимодействия

18.11

31

Единство многообразия. Мегамир

1

знать основные виды и свойства галактик; что такое галактика

20.11

32

Урок-практикум №7 «Солнечная система и планетарная модель атома»

1

Практическая работ

уметь рассчитывать параметры, характеризующие движение Земли вокруг Солнца; результаты оформить в виде таблицы

23.11

33, 34

Единство многообразия. Биологические системы

2

знать, в чем состоит сущность принципа иерархии уровней организации биологических систем

25.11, 27.11

35

Молекулярная структура живого

1

знать, какой принцип лежит в основе процессов репликации ДНК; почему белки называют молекулами жизни

30.11

36

Урок-практикум №8 «Белки и нуклеиновые кислоты»

1

Практическая работ

знать пространственную организацию белковых молекул

2.12

37, 38

Клетка как структурная основа живых организмов

2

знать строение клетки эукариот; основные положения клеточной теории; как происходит деление клеток эукариот

4.12,

7.12

39

Просмотр видеофильма «Разнообразие форм жизни»

1

знать различия в строении животных и растительных клеток,

что представляют собой вирусы

9.12

40, 41

Популяции и процессы их регуляции

2

Знать основные признаки популяций; что такое критическая численность популяций

11.12,

14.12

42

Принципы организации экосистем

1

уметь объяснять, почему возможно выделить общие компоненты в любой экосистеме

16.12

43

Просмотр видеофильма «Биосфера»

1

знать, какие факторы обеспечивают целостность биосферы как глобальной экосистемы

18.12

44

Наиболее общие законы природы. Законы сохранения

1

знать ключевые слова: энергия, импульс, момент импульса

21.12

45, 46

Просмотр видеофильма «Энергетика живой клетки»

2

знать, как энергия запасается в клетке; что такое метаболизм; в чем суть процессов гликолиза, брожения и клеточного дыхания. Что представляет собой хемосинтез

23.12,

25.12

47

Единство природы. Симметрия

1

знать, что такое трансляционная симметрия; однородность пространства, изотропность пространства; однородность времени; обращение времени; нарушение симметрии

28.12

48

Урок-практикум №9 «Симметрия в искусстве и науке»

1

Практическая работ

Уметь делать выводы относительно роли симметрии в искусстве и науке

13.01

49, 50

Зачет по теме «Структуры мира природы: единство многообразия».

2

15.01,

18.01

Раздел III  От структуры к свойствам – 15 часов

51

Атомы и элементы. Два решения проблемы генезиса свойств  веществ

1

знать понятия: атом, стихия, элемент

20.01

52

Второе рождение атомистики

1

знать, в чем отличие корпускулярной теории Р.Бойля от предшествующих теорий генезиса свойств веществ

22.01

53, 54

Просмотр видеофильма «Химическая  революция  эпохи Просвещения»

2

знать, как повлияла химическая революция на понимание генезиса веществ

25.01,

27.01

55

«Новая система химической философии» Д. Дальтона

1

знать отличия атомной теории Д.Дальтона от предшествующих ей вариантов атомистики; выяснить, что нового внесла атомистика Дальтона в понимание генезиса свойств веществ

29.01

56, 57

Генезис свойств веществ и классическая атомно-молекулярная теория

2

знать, в чем состоит сущность классического атомно-молекулярного учения; на какие законы и представления физики и химии оно опирается.

1.02,

3.02

58, 59

Периодический закон Д. И. Менделеева

2

знать, какую роль классификации и типологии играют в естественно-научных исследованиях; чем классификация химических элементов отличается от других естественно-научных классификаций

5.02,

8.02

60

Урок-практикум №10 «Состав — структура — свойства»

1

Практическая работ

Знать, почему одни вещества отличаются по своим физическим и химическим свойствам от других; какие факторы определяют свойства веществ

10.02

61

Биологическая систематика

1

знать, что такое бинарная номенклатура; уметь пользоваться определителем

12.02

62

Современные представления о многообразии живого

1

знать историю классификации живых существ; сколько царств живых организмов следует выделять

15.02

63, 64

Просмотр видеофильма  о реализации генетической информации

2

знать: что такое генетический код; как устроены РНК; как происходит синтез белка на рибосоме

17.02,

19.02

65

Зависимость свойств объектов от структуры и состава — опыт искусства

1

знать роль и значение искусства как способа познания окружающего мира для расширения сферы естественно-научных представлений о взаимосвязи состава, структуры и свойства объектов

22.02

Раздел IV Природа в движении, движение в природе – 18 часов

66

Движение как перемещение

1

Знать, в чем относительность механического движения; характеристики и причины движения

24.02

67

Урок-практикум №11 «Видимое движение планет»

1

Практическая работ

уметь строить траектории тел в разных системах отсчета

26.02

68

Причины механического движения. Детерминизм

1

знать характер движения тел системы; что такое детерминизм

1.03

69

Движение как распространение. Волны

1

знать, чем обусловлено вредное воздействие некоторых электромагнитных волн на живые организмы; могут ли оказывать вредное воздействие на организм волны другой природы

3.03

70

Свойства волн

1

Знать форму волн; принцип суперпозиции волн; дифракция волн

5.03

71

Урок-практикум №12 «Звук и его характеристики»

1

Практическая работ

знать, каким бывает звук, какими параметрами он характеризуется; как связаны характеристики звука с параметрами волны

8.03

72

Движение, пространство, время, материя

1

знать ключевые слова: эфир, теория относительности, четырехмерное пространство-время

10.03

73

Движение тепла

1

знать, что такое идеальный газ, теплота, работа, внутренняя энергия, первый и второй законы термодинамики

12.03

74

Статистика порядка и хаоса

1

знать, какие процессы называются необратимыми; что такое динамическое описание

15.03

75, 76

Движение как качественное изменение. Химические реакции

2

знать, от каких причин зависят скорости химической реакции

17.03,

19.03

77

Урок-практикум №13 «Скорости химических реакций»

1

Практическая работ

знать факторы, от которых зависит скорость химических реакций

22.03

78

Движение в живой природе

1

знать, какой механизм лежит в основе движения живых организмов; как работают мышцы; каков механизм движения отдельных клеток и одноклеточных организмов

2.04

79

Движение как качественное изменение. Просмотр видеофильма «Ядерные реакции»

1

Знать, чем ядерные реакции отличаются от химических; выучить ключевые понятия

5.04

80

Формы и виды движения

1

Знать, как взаимосвязаны между собой различные формы и виды движения

7.04

81

Урок-практикум №14 «Тайны движения через призму искусства»

1

Практическая работа

может ли искусство, которое статично по своей природе, расширить наши представления о движении, помочь узнать о различных его видах, показать движение реальное, видимое и движение невидимое

9.04

82, 83

Зачет по теме «Природа в движении, движение в природе»

2

Зачет

12.04,

14.04

 Раздел V  Эволюционная картина мира – 22 часа

84

Между порядком и хаосом

1

знать понятия: самоорганизация, синергетика

16.04

85

Самоорганизация.  Причины  и условия

1

знать,  какими характерными свойствами обладают системы, способные к самоорганизации; каков механизм самоорганизации

19.04

86

Бифуркации и спонтанное нарушение симметрии

1

уметь на опыте доказать возможность бифуркации при развитии сложных систем во времени

21.04

87

Самовоспроизведение живых организмов

1

знать, почему в процессе эволюции половое размножение стало доминирующим

23.04

88

Самоорганизация в развитии организмов

1

знать ключевые слова: онтогенез, дифференцировка, бластула, гаструла, клонирование

26.04

89, 90

Просмотр видеофильма «Рождение Вселенной»

2

знать, как сформировалась Вселенная; в чем суть гипотезы большого взрыва

28.04,

30.04

91, 92

Просмотр видеофильма «Образование  галактик,  звезд, планетных систем»

2

Знать формирование галактик, образование и эволюция звезд; образование Солнечной системы

3.05,

5.05

93

Эволюция звезд и синтез тяжелых элементов

1

знать, как связана масса, мощность излучения звезды и время ее жизни

7.05

94, 95

Просмотр видеофильма «Эволюция планеты Земля»

2

знать возраст и строение Земли; как образовались гидросфера и атмосфера Земли

10.05,

12.05

96

Урок-практикум № 15 «Принципы эволюции живых организмов»

1

Практическая работа

знать эволюционные представления Ч.Дадвина; какие существуют доказательства эволюции живых существ

14.05

97, 98

Просмотр видеофильма «Современные концепции биологической эволюции»

2

Самостоятельна работа

Знать понятия: синтетическая теория эволюции, направления эволюции

17.05,

19.05

99, 100

Развитие жизни на Земле

2

знать последовательные этапы развития живых существ в разные геологические эпохи

21.05,

24.05

101, 102

Просмотр видеофильма «Эволюция человека»

2

знать, откуда пошли гоминиды; какие факторы сыграли важную роль в эволюции человека; кто были прямые предки человека разумного

26.05,

28.05

103

Формирование человека разумного

1

знать, как шла эволюция человека разумного и какие факторы сыграли первостепенную роль в этом процессе

31.05

104, 105

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Эволюционная картина мира»

2

Список литературы и интернет ресурсов:

  1. Естествознание: 10 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ И. Ю. Алексашина, К. В. Галактионов, И. С. Дмитриев и др.; под ред. И. Ю. Алексашиной. – М.: «Просвещение», 2010;
  2. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  3. www. interneturok.ru- интернет уроки по всем предметам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по физике и конспекты уроков естествознания

Вы можете познакомиться с Рабочими программами по физике для 7-9 и 10-11 классов;уроком естествознания в 5 классе по теме: "Электрическая сила";уроком естествознания в 6 классе по теме: "Строение глаз...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по ОУД 14 естествознание (Физика)

Рабочая программа для специальности дошкольное образование...

рабочая программа по учебному предмету "естествознание" для 10-11 класса

АННОТАЦИЯ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫПО учебному курсу «Естествознание» УровеньУровень среднего общего образованияКлассы, для которых предназначена рабочая программа10-11Уровень изу...

Адаптированная рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Естествознание" для СПО

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Естествознание в исследованиях"

Рабочая программа содержит как теоретический материал по курсу "Естествознание" так и эксперименты, которые так интересны детям....