Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Естествознание в исследованиях"
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа содержит как теоретический материал по курсу "Естествознание" так и эксперименты, которые так интересны детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
интеллектуального направления
научного общества «Естествознание в исследованиях»
для 7, 8 класса
Автор-составитель:
Учитель физики
Калугина Наталья Николаевна,
Учитель биологии и химии
Мазур Мария Викторовна
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 7 (8) класса интеллектуального направления научного общества «Естествознание в исследованиях»
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом авторских программ Введение в естественно-научные предметы. Рабочая программа к линии УМК А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтак: учебно-методическое пособие / А. Е. Гуревич, Д. А. Исаев, Л. С. Понтак. — М.: Дрофа, 2017.
Рабочая программа ориентирована на использование пособий:
Исследовательские и проектные работы по биологии. 5-9 классы. Учебное пособие / И. А. Смирнов, Н. В. Мальцевская, М.: Просвещение, 2019;
Исследовательские и проектные работы по химии. 5-9 классы. Учебное пособие / Н. Ю. Смирнова, И. А. Смирнов, М.: Просвещение, 2019;
Исследовательские и проектные работы по физике. 5-9 классы. Учебное пособие / А.А. Марко, А. В. Смирнов, М.: Просвещение, 2019.
Курс рассчитан на 35 часов, предназначен для учащихся 7 (8) класса, интересующихся естествознанием и исследованиями. В курсе по выбору представлены теоретические и практические задания по исследованиям в естественных науках, они способствуют самореализации ученика. Задачи обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации. Большое значение на занятиях уделяется формированию исследовательских умений и навыков, способности мыслить нестандартно, ставить цель и планировать исследование.
Цель программы научного общества «Естествознание в исследованиях» - формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека.
Задачи курса:
• создание основ целостной научной картины мира;
- формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
• создание условий для развития навыков учебной, проектно – исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
формирование умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;
• получение навыков безопасной работы вовремя проектно – исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Естествознание в исследованиях».
В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные) универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия - выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать предложенную ситуацию; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику деятельности.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Познавательные, включая общеучебные и логические – сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.
Регулятивные - оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания; при целеполагании устанавливать задачу, основанную на известном; оценивать результат деятельности (своей и чужой); оценивать весомость приводимых ожиданий; осуществлять итоговый контроль деятельности
Коммуникативные – составлять небольшие устные монологические высказывания; «удерживать» логику повествования; приводить убедительные доказательства; уметь объяснять свой выбор; строить фразы; отвечать на поставленный вопрос.
- Содержание курса внеурочной деятельности «Естествознание в исследованиях» с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Введение (4 ч) Введение в естествознание (Многогранность взаимоотношений человека и природы. Роль естествознания в мировоззрении современного человека. Влияние природы на творческое вдохновение деятелей искусства в его различных сферах). Естествознание – единство наук о природе (Диалектика естествознания (все естественные науки являются результатом дифференциации системы единых первоначальных знаний о природе, и, наоборот, синтез естественнонаучных знаний частных наук в единую систему мировоззрения). Важнейшие понятия и становление физики, химии и биологии по курсу основной школы). Конференция «Естествознание – единство наук о природе» (Выделение и формулирование познавательных целей; поиск необходимой информацию; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формах) | Конференция, семинар | Поиск информации, доклады | |
Естествознание и методы познания мира (6 ч) История изучения природы. Прогресс в естественных науках и его вклад в развитие цивилизации (Важнейшие этапы развития естественных наук; Роль прогресса в развитии цивилизации. Эмпирический уровень научного познания и его составляющие: наблюдение, эксперимент, гипотеза, моделирование. Моделирование, т.е. преобразование объекта познания из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразовать модели с целью выявления общих законов). Практическая работа №1 «Эмпирическое познание в изучении естествознания». Практическая работа №2. Построение пространственных моделей неорганических и органических соединений в сопоставлении с их свойствами. Практическая работа №3 «Наблюдение за горящей свечей». Практическая работа №4 «Наблюдение за изменением состояния льда». Контрольная работа №1 по теме: «Естествознание и методы познания мира» | Беседа, самостоятельная работа, групповая работа, контрольная работа, практическая работа | Поиск и анализ информации, выполнение эксперимента и практических заданий | |
Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера (9 ч) Строение Земли. Литосфера (Внутреннее строение Земли и химический состав ее частей. Строение и состав литосферы и причинно-следственные связи между нарушением еѐ структуры и природными катаклизмами. Соотнесение баллов землетрясения по Шкале Рихтера и его последствия). Практическая работа №5 «Изучение коллекции горных пород». Гидросфера. Океаны и моря (Состав гидросферы и круговорот воды. Виды морей по различным признакам). Воды океанов и морей (Состав и свойства океанической и морской воды. Содержание примесей и количественная характеристика солености воды – промилле, - с цветом и свойствами морской воды. Мировые запасы и географическое положение пресной воды. Зависимость между морскими течениями и типом климата. Причины приливов и отливов). Воды суши (Наземные и подземные воды суши и относительность такого деления на примере родников, гейзеров и минеральных источников. Классификация минеральных источников, и их значение. Карсты и их химические антонимы – процессы образования сталактитов и сталагмитов. Зависимость между аномальными свойствами воды и существованием жизни на Земле, а также формированием климата на планете). Атмосфера. Погода (Состав атмосферы, ее части и их значение в жизни планеты. Причины озоновых дыр и парникового эффекта и последствия данных явлений). Атмосферное давление. Ветер. Влажность воздуха (Атмосферное давление, циклоны и антициклоны, атмосферные фронты. Способы измерения атмосферного давления; Классификация ветра и оценка опасности и последствий сильных ветров: тайфунов, ураганов, смерчей, торнадо, боры. Сила ветра в соответствии со шкалой Бофорта. Влажность воздуха и ее нормативы. Измерение влажность атмосферы с помощью гигрометров и психрометров. Влияние влажности на климат и самочувствие людей). Практическая работа №6 «Изучение параметров состояния воздуха в кабинете». Контрольная работа №2 «Мегамир. Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера». | Беседа, семинар, самостоятельная работа, групповая работа, практическая работа | Поиск информации, доклады, тестирование. Проведение эксперимента с соблюдением техники безопасности, наблюдение за ним, оценивание результата. Анализ собственных достижений в познании естествознания и методов его познания. Анализ результатов контрольной работы и путей достижения желаемого уровня успешности. | |
Макромир. Наука об окружающей среде. Биосфера. (8 ч) Практическая работа № 7 «Распознавание органических соединений». Практическая работа № 8 «Изучение строения растительной и животной клетки». Практическая работа №9 «Изучение микроскопического строения животных тканей». Практическая работа № 10 «Изучение поведения простейших под микроскопом в зависимости от химического состава водной среды». Практическая работа № 11. «Изучение взаимосвязей в искусственной экосистеме – аквариуме и составление цепей питания». Семинар на тему: «Экологические проблемы современности». Практическая работа № 12 «Изучение бытовых отходов. Разработка проекта раздельного сбора мусора». Контрольная работа №3 «Происхождение жизни на Земле. Уровни организации жизни. Основы экологии. Эволюционная теория» | Беседа, семинар, самостоятельная работа, групповая работа, практическая работа, контрольная работа | Поиск информации, анализ, доклады, тестирование, проведение эксперимента, наблюдение, оценивание результата, сообщения и презентация его. Анализ собственных достижений. | |
Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов. (8 ч). Практическая работа №13 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». Практическая работа №14 «Изучение волновых свойств света». Практическая работа №15 «Изучение изображения, даваемого линзой». Практическая работа №16 «Измерение удельной теплоемкости воды». Практическая работа № 17 «Изучение жесткой воды и устранение ее жесткости». Практическая работа №18 «Исследование среды раствора солей и сока растений». Практическая работа №19 «Изучение состава почвы». Защита проекта. | Беседа, защита проекта, групповая работа, практическая работа | Поиск информации, анализ, доклады, тестирование, проведение эксперимента, наблюдение, оценивание результата, презентация его. Анализ собственных достижений |
- Тематическое планирование
Внеурочная деятельность “Естествознание в исследованиях”, 7 (8) класс (35 часов)
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | ||
Практические работы | Контрольные работы / защита проекта | Семинар / конференция | |||
1. | Введение | 4 | 4 | ||
2. | Естествознание и методы познания мира | 6 | 4 | 1 | 1 |
3. | Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера | 9 | 2 | 1 | 6 |
4. | Макромир. Наука об окружающей среде. Биосфера. | 8 | 6 | 1 | 1 |
5. | Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов. | 8 | 7 | 1 | - |
6. | Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/05/picture-347398-1386265464.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки» 4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-475775-1477815899.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"
Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Игротека »
Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооруже...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1293306-1606602465.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)
Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004687-1517407065.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...