"Формирование исследовательских навыков при изучении физики в 7-9 классах"
статья по физике (9 класс) по теме

Екушова Валентина Александровна

Статья по физике 

Рассмотрена проблема включения исследовательской деятельности в урок,её организация,сочетание форм,методов и средств обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_issled_deyatelnosti.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование исследовательских навыков при изучении физики

                                  (7-9 классов)

Современная школа находится в постоянном движении и развитии. Сегодня мы все готовимся к внедрению новых федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения. Эти изменения продиктованы социальным заказом государства и общества на развитие, обучение и воспитание учащихся, которые мотивированы на  познавательную деятельность, у которых сформирован интерес к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире, применять свои знания в нестандартных ситуациях.

Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования вариативная часть (школьный компонент) учебного плана предусматривает дополнительные часы учебного времени на  исследовательскую деятельность. Исследовательская и проектная  деятельность школьников является показателем качества образования в учебном заведении, что доказывает ее актуальность. В условиях углубленного изучения физики именно это направление становится наиболее приоритетным.

Основные понятия исследовательской деятельности, ее цели, задачи, этапы построения деятельности, результаты рассматриваются в работах А.В. Леонтовича, А.С. Обухова, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, Н.Г. Алексеева и др. Речь идет в основном о выстраивании исследовательской деятельности учащихся вне урока. Остается недостаточно рассмотренной проблема включения исследовательской деятельности в урок, её организации, сочетания форм, методов и средств обучения. В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями! Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий. На начальном этапе исследования была изучена и проанализирована научно-педагогическая литература с целью выявления возможностей применения технологии междисциплинарного обучения для формирования исследовательских умений и навыков учащихся при обучении математике. Уже отмечалось, что в основе технологии междисциплинарного обучения лежит метод открытий или исследования.

“Метод исследования может лежать в основе методики формирования исследовательских умений и навыков потому, что он представляет собой воспроизведение естественного процесса открытия или познания действительности. Он позволяет воспроизвести полную структуру цикла мыслительного акта, включая самый первый этап возникновения вопроса и формулирования проблемы и завершающий этап – доказательства или обоснования решения. Полная структура мыслительного акта, согласно А. М. Матюшкину описывает продуктивный, то есть творческий мыслительный процесс в отличие от репродуктивного, происходящего с пропуском первого и последнего этапов – порождения проблемы и обоснования ее решения” [4].

Однако к осуществлению исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной работе по физике учащихся надо подготовить. Возрастные особенности подростков таковы, что для большинства из них наиболее привлекательными являются не теоретические знания, а самостоятельная практическая деятельность. Учитывая это, необходимо обеспечить поэтапное овладение исследовательскими умениями, начиная с выполнения простых опытов, конструирования несложных приборов и механизмов и постепенно подводя их к исследованиям физических явлений, процессов, проведение которых потребует от них более глубокое знание теоретических основ физики.

          Итак, в формировании исследовательских умений учащихся при изучении предмета физики предлагаем выделять три этапа:

1. Подготовительный (6-7 класс). На этом этапе изучаются азы научного познания мира. В 6 классе физика изучается как пропедевтический курс. Задача данного этапа – создать условия для формирования у учащихся практических навыков научной организации труда, начальные экспериментальные умения.

2. Развивающий (8-9 класс). На этом этапе происходит развитие творческих способностей, усвоение основных принципов исследовательской деятельности. Задача - научить школьников осуществлять выполнение несложных исследовательских заданий по алгоритму.

3. Завершающий (10-11 класс). Здесь заложенные ранее навыки исследовательской деятельности способствуют самоопределению    ученика к самостоятельному поиску и решению проблемных вопросов.  Задача – развитие умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

На каждом этапе применять различные методы и приемы работы над формированием исследовательских умений. Приведем некоторые в качестве примера:

- Метод «Анализ литературы» (искать информацию по оглавлению, выделять главное в текстах, ставить вопросы и находить на них ответы и т. п.) целесообразно использовать на первом этапе, так как важно научить учащихся пользоваться научной литературой.

- Метод наблюдений в обучении основан на восприятии изучаемого явления или объекта, что помогает направлять мыслительную деятельность учащихся особенно на первом этапе формирования исследовательских умений.

- Метод измерения и сравнения предполагает направленную деятельность по овладению правилами измерений и расчета  погрешности. Ученики приобретают умения рассчитывать  достоверность результата.

- Эксперимент как метод обучения включает умение ставить цель, продумывать методику проведения эксперимента, анализировать и систематизировать полученные данные, делать выводы. На начальном этапе цель эксперимента перед учеником ставится учителем, совместно  с ним определяется и последовательность его проведения. На втором  этапе учитель может поставить только цель, остальные этапы исследования учащиеся выполняют самостоятельно. На последнем этапе формирования исследовательских умений (заключительном) – учащиеся намечают  цель эксперимента и планируют его проведение, обобщают данные делают выводы. Учитель может выполнять здесь роль консультанта.

- Метод «Решение исследовательских задач». В зависимости от объема содержащегося экспериментального материала, степени включения математического аппарата для обработки данных, задачи можно  разделить на задачи практикума, исследовательские и научные задачи.  Первые два типа задач чаще всего решаются в ходе урока- исследования, где изучается какое –либо явление или закономерность, ранее не изученные, и урока- практикума, где ранее изученные явления на теоретическом уровне, доказываются с помощью лабораторного опыта, который являются его составной частью или его основой (лабораторная, практическая работа). Например «Исследование факторов, от которых зависит Архимедова сила», «Изучение факторов, от которых зависит высота подъёма жидкости в капилляре».

Научные задачи требуют нестандартного мышления и хорошего

знания. К такому типу заданий например, можно отнести «Софизмы» («Софизм» означает рассуждение, формально кажущееся безупречным, но содержащее на самом деле ошибку, в результате чего конечный вывод оказывается абсурдным) . Такие задачи можно давать в конце темы, когда весь материал изучен. Вот пример такой задачи, которая может быть дана после темы «Молекулярная физика и термодинамика»: «Медная трубка с внешним диаметром 1см служит проводником пара. Чтобы уменьшить тепловые потери, ее покрыли слоем теплоизолирующего материала толщиной 5 мм. Но потери после этого не только не уменьшились, но даже, наоборот, возросли.»

Развитие исследовательских умений в процессе изучения физики в

нашей школе начинается с пропедевтического курса «Введение в физику».

На этих занятиях ученики знакомятся с научным методом познания природы и все последующие знакомства с физическими явлениями происходят согласно этим этапам познания. Каждое занятие – это маленькое исследование, эксперимент. Например: как замерзает вода или почему плавает тело, как ведет себя свет и что может магнит? Каждый вопрос обсуждается, проводятся исследования и делаются выводы. Кроме того, учащиеся на занятиях конструируют простые приборы, в которых применяются изучаемые явления или с помощью которых их можно воспроизвести. Так, при изучении световых явлений учащиеся изготавливали камеру обскура и калейдоскоп, объясняли принцип их работы. При прохождении темы «Магнитные явления» они конструировали электромагнит и исследовали, от чего зависят его магнитные свойства. Создание простых моделей реактивных двигателей осуществлялось, когда изучали механическое движение.

         В седьмом-восьмом классах, у учащихся, которые освоили этот курс, уже появляются личностно-ориентированные исследования. Например: определение собственной плотности тела, скорости движения, расчет энергетических затрат организма. Изучение темы атмосферное давление привело к исследовательской работе «Зависимость артериального давления от атмосферного давления», а изучение влажности воздуха – к исследованию природных гигрометров. Уроки, в которых есть исследование, всегда интересны и проходят на большом эмоциональном подъеме. У учащихся возникают новые вопросы, ответы на которые они пытаются найти уже сами и преподнести их всему классу. Такие занятия, как правило, не ограничиваются рамками одного урока и находят своё продолжение во внеурочной деятельности. Уроки-исследования приводят к развитию следующих умений, которые входят в состав исследовательских:

- быстро ориентироваться при поиске новой информации, определять наиболее эффективные методы ее сбора и обработки;

- формулировать проблему, определять объект, предмет исследования, выделять цель и задачи;

- выдвигать гипотезу и проводить мысленный эксперимент;

- планировать опытно-экспериментальную работу;

- использовать теоретические методы научного познания;

- устанавливать причинно-следственные связи и др.

Успешность формирования и развития исследовательских умений зависит от того, как изучается предмет в старших классах: углублённо или на базовом уровне. Изучение предмета в специальных классах позволит проводить более долгосрочные исследования, более сложные по тематике и содержанию. Например: изучение электромагнитных излучений в 11 классе можно завершить исследованием: «Какие виды излучения дает монитор компьютера». Так же на этот процесс влияет выбор учащимися дальнейшего обучения.

Сегодня мы готовимся работать по стандартам второго поколения, в которых исследовательской деятельности придается особое значение, так как она позволяет обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в ВУЗы, а главное, способствует развитию творческой личности.

Для выявления влияния технологии междисциплинарного обучения на формирование исследовательских умений и навыков применялась методика, разработанная Н.Б. Шумаковой. [4] Данная методика позволяет выявить степень выраженности исследовательской позиции.

Под исследовательской позицией понимается некоторая устойчивая личностная характеристика, отражающая определенный тип отношения ребенка к познанию окружающего мира. Этот тип отношения отражает уровень поисково-исследовательской активности ребенка в ситуации приобретения нового знания, склонность к самостоятельным умственным усилиям и предпочтение определенных способов познания.

Исследовательская позиция характеризуется:

высоким уровнем и широтой поисково-исследовательской позиции ребенка в ситуации неопределенности, обусловленной бескорыстной познавательной потребностью, стремлением к самостоятельному “познанию истины”;

выраженной склонностью к продолжительным самостоятельным умственным усилиям в процессе поиска неизвестного, за которой стоит потребность в мыслительной нагрузке;

позитивным отношением, предпочтением продуктивных способов познания.

Для оценки выраженности исследовательской позиции в обучении использовался вопросник ВСО (“выбор способа обучения”). Учащимся предлагалось выбрать тот ответ, который им больше подходит, и отметить его знаком “+”. Анализировались ответы на девять пунктов вопросника: 2(+),7(+), 8(–), 9(–),10(–), 11(+), 21(–), 22(+), 23(+), связанных с отношением ученика к такому способу обучения, который требует от него высокой степени самостоятельности в процессе познания. Знаком (+) или (–) отмечены те ответы на соответствующие высказывания, которые оценивались в 2 балла. Ответ “так и так” получал 1 балл, не соответствующий ключу ответ – 0 баллов. Таким образом, максимальная степень выраженности исследовательской позиции в обучении (и, следовательно, минимальная репродуктивной позиции) соответствовала 18 баллам, минимальная – 0 баллов. 

Динамика выраженности исследовательской позиции у учащихся                        класса

6 Больше всего мне нравится открывать новые закономерности, идеи, знания                          

7        Больше всего мне нравится на уроке изучать вопросы, которые у меня возникли                          

8        Я не люблю тратить много времени на решение проблемы, которую я не смог(ла) решить сразу                          

9        Мне нравится, когда учитель все подробно объясняет и рассказывает и не надо думать самому                          

10        Не люблю, когда мне надо самому (самой) искать информацию или объяснение чему-то неизвестному                          

11        Мне нравится на уроке рассуждать самостоятельно                          

21        Я не люблю размышлять и выдвигать предположения о тех вещах, явлениях или процессах, которые мне неизвестны                          

22        Мне нравится проводить опытные или экспериментальные исследования                          

23        Люблю изучать теории и с их помощью объяснять то, что мне непонятно

           7 класс-  13,65

  8класс – 14,88

  9 класс – 16,75

  Анализ динамики показателя выраженности исследовательской позиции учащихся показывает, что к концу 9-го класса у учащихся отмечается высокий уровень поисково-исследовательской активности. Достаточно высокий показатель в 6-ом классе объясняется тем, что учащиеся этого класса с начала обучения в школе изучали предмет “междисциплинарное обучение” и элементы технологии МДО применялись на ряде предметов.

Таким образом, в результате проведенного исследования гипотеза полностью подтвердилась

Список литературы:

1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л.

Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся //

Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего

образования (Приложение к приказу Минобразования РФ от

18.07.2002 Москва N 2783)

3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник

статей). http://www.researcher.ru

4. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средне школе. Из опыта

работы. Пособие для учителей.-М.:Просвещение,1980.-127с.

5. Ланге В.Н. Физические парадоксы и софизмы.: Пособие для учащихся.-

3-е изд., перераб .-М.: Просвещение, 1978-176с.

итература:

          6.Зорина Л.Я. Дидактические аспекты естественно - научного образования.- М.:РАО, 1993.-160с.

         7. Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. – М., 2007. – С. 3-4.

       8. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество// Исследовательская работа школьников. – 2002. - №2. – С.29-35

        9. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: Ось-89, 2006. – 480 с.

10. Успенский В.В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе. - Автореф. дис. …канд. пед. наук. – Москва, 1997. – 20 с.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских навыков учащихся на уроках физики

В статье описаны методы формирования исследовательских навыков школьников в процессе проведения различных видов учебных экспериментов...

Мотивация деятельности учащихся на уроках физики в 7 классе и создание условий для формирования ощущения успешности при изучении физики

Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности – это разработка более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить,...

Формирование исследовательских навыков навыков в процессе изучения произведения. Анализ рассказа В. Вересаева «Состязание».

В данной методической разработке представлены: пояснительная записка, образцы карточек-инструкций для детей со справочным материалом и опрными вопросами. Есть подробная разработка урока с выступлениям...

Методические рекомендаций по формированию исследовательских навыков учащихся при проведении практико-ориентированных исследовательских работ на местности

Данная методическая разработка помогает организовывать внеурочную работу по географии с учащимися 6-8 класса, в ходе которой у них вырабатываются разнообразные навыки практико-ориентированной исследов...

«Формирование исследовательских навыков при изучении биологических систем»

Программа «Формирование исследовательских навыков при изучении биологических систем» (далее программа) создана как программа факультативного курса на основе федерального закона РФ от 29.12 №273-ФЗ «Об...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Мотивация деятельности учащихся на уроках физики и дома в 7 классе  и создание условий для формирования ощущения успешности при изучении физики

Диалог с родителями по теме  "Мотивация  деятельности  семиклассников на уроках  физики  и дома " О создании  условий для формирования ощущения успешн...