Формирование исследовательских навыков навыков в процессе изучения произведения. Анализ рассказа В. Вересаева «Состязание».
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Антонова Татьяна Геннадьевна

В данной методической разработке представлены: пояснительная записка, образцы карточек-инструкций для детей со справочным материалом и опрными вопросами. Есть подробная разработка урока с выступлениями детей. Данная разработка поможет и ученикам, и учителю при подготовке к олимпиадам по русской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

     

                                      Методическая разработка

Формирование исследовательских навыков в процессе

изучения произведения.

                       Анализ рассказа В. Вересаева «Состязание».

                                                         

                      Пояснительная записка.

           Представленный урок – один из этапов работы над комплексным анализом текста в средних классах. Комплексный анализ текста – это один из видов олимпиадных работ на всероссийской олимпиаде по русской литературе. Разбор текста, будь то прозаического или стихотворного – один из сложнейших видов олимпиадных заданий. Как показывает практика, зачастую с этим не справляются даже отличники. Эта разработка создана в помощь учителям, а также обучающимся среднего и старшего звена.

            Это самостоятельный анализ рассказа Вересаева «Состязание». Урок был дан на занятии районного  методического объединения учителей русского языка и литературы, тема которого была «Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы»

            С творчеством Вересаева  восьмиклассники ещё не были знакомы. До этого урока были проанализированы рассказы Л. Улицкой, Бунина, Е. Габовой.  Рассказ «Состязание» был прочитан заранее. Дискуссии были и до урока. И заранее выполнялись задания, данные каждой группе учащихся.

            Анализ рассказа вызвал желание перечитывать его снова. Гости, присутствовавшие на уроке, тоже не остались равнодушны – после урока пожелали познакомиться с рассказом и провести такой же урок со своими учениками.

               Цель : Подготовить обучающихся к комплексному анализу текста.

               Задачи:1. Совершенствовать умение анализировать тексты.

                             2. Развивать умение оперировать необходимыми литературными понятиями, умение формулировать развёрнутые ответы.

                             3. Закрепить умение обобщить материал, наработанный всей группой, строить ответ по плану, делать выводы.

                            Предполагаемые формы и методы обучения:

  • чтение текста;
  • составление плана;
  • самостоятельная работа в группах  по вопросам карточек;
  • исследовательские задания по тексту рассказа;
  • создание иллюстраций к произведению

      Категория участников, на которых рассчитано мероприятие: обучающиеся 8 и 9 классов.

                              Оборудование, оформление:

  • ПК с мультимедийным проектором;
  • презентация « Подготовка к сочинению-рецензии;
  • стенд с портретом Вересаева и иллюстрациями учащихся;
  • тексты на партах учащихся;
  • речевые образцы для написания рецензии.
  • Эпиграф к уроку: «Когда писатель чувствует свою кровную связь с народом – это даёт красоту и силу ему.

       Методические советы на подготовительный период:

      Подготовительный период – самый трудный период. Задания должны распределяться в соответствии со способностями детей. Ребята  работают с карточками-инструкциями. Составляют свои презентации.

           

                                   ОБРАЗЦЫ КАРТОЧЕК – ИНСТРУКЦИЙ

      Каковы особенности сюжета рассказа?

    Для справки.

          Мотив (лат. moveo — «двигаю») — простейшая составная часть сюжета Фольклорно-мифологический мотив (по Ю.Е.Берёзкину) - образ или эпизод и / или совокупность образов и / или эпизодов, встречающиеся более чем в одном фольклорно-мифологическом тексте. Примером может служить мотив сбивания лишних солнц с неба1.

             Экспозиция – сообщение о том, кто такие герои и в какой обстановке будут происходить события.

               Завязка – событие, с которого начинает развёртываться цепь последующих событий.

               Развитие действия – эпизоды, в которых происходят события, герои совершают поступки, общаются, высказывают свои мысли.

               Кульминация – самый напряжённый момент в развитии действия.

               Развязка – разрешение конфликта. 2

            Опорные вопросы.

            - По каким законам развивается сюжет?

            - С какими известными сказками можно сравнить рассказ?

           - Какой известный мотив в рассказе можно выделить?

           - Из скольких частей состоит рассказ? О чём рассказывается в экспозиции? Как развивается действие? Выделите кульминационный момент, завязку.

 Каковы особенности композиции рассказа?

              Для справки.

             Композиция –  построение произведения с помощью системы языковых

средств, которые организуют текст как словесное выражение художественного содержания. Если сюжет- цепь событий, то композиция – соединение не только событий, но всего, что есть в произведении, в единое целое, сопоставление и противопоставление эпизодов, образов, высказываний. Система образов, взаимосвязь сюжета с внесюжетными элементами, организация словесного материала. Всё это служит воплощению идеи произведения. 3

               Антитеза – противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов,  создающее определённый эффект. 4

             Художественный повтор – повторение слов, деталей, образов, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя и усиливается их роль в тексте, эмоциональное воздействие, подчёркиваются важнейшие мысли. 5

        Опорные вопросы.

               - Какие бывают виды композиций (ведущий композиционный принцип)?

               - Каков композиционный принцип рассказа «Состязание»?  

       - Какие композиционные приёмы использованы в рассказе?

     Жанровое своеобразие.     

Для справки.

          Жанр -    (от франц. genre - род, вид) в литературе может быть применим к литературным группам, сформированным по различным признакам. Чаще всего употребляется в отношении объединенных по содержанию произведений (комедия, трагедия, драма) 6

          Притча - малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). 7

Опорные вопросы.

          - Какую известную притчу напоминает рассказ?

         - Какой поучительный вывод можно извлечь из рассказа?

   Каков образ повествователя?

           Для справки.

          Образ повествователя – особый образ в структуре произведения. Основное, а зачастую и единственное средство создания этого образа – присущая ему речевая манера, за которой просматривается определенный характер, способ мышления, мировоззрение .

Рассказчик – художественный образ, персонаж. От лица которого ведётся повествование в эпическом и лиро-эпическом произведении. Он обозначен местоимениями и глаголами в первом лице. Это художественный образ, созданный писателем, лицо, часто обладающее имерем и характером, его позиция может совпадать или не совпадать с авторской. 8

Опорные вопросы.

        - Есть ли имя у повествователя?

         -  Раскрывает ли себя рассказчик? Что нам о нём известно?

          - Чувствуем ли мы его присутствие?

         - Кто задаёт риторический вопрос: «Что же это за колдовство в мировой красоте, что она вечно ускользает от человека, вечно недоступна и непостижима и не укладывается целиком ни в какие рамки?»

      Герои рассказа.

                 Для справки.

       Литературный герой- тот,  о ком рассказывается в произведении словесности, персонаж. Созданный автором посредством языка. 9

           

Опорные вопросы.

             - Кто главные герои рассказа?

            - Можно ли сказать, что их имена «говорящие»?

            - Что выражает многоточие в предложении «И… думаешь выступить на состязании?»

           - Какие ключевые слова можно выделить в описании Единорога?

            - Какова речь Единорога, как относится он к учителю?

            - Каков психологический портрет учителя?

            -Почему Единорог называет свою Зорьку золотой?

    Символы и детали в рассказе?

Для справки.

           Символ – это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. Федор Гиренок обращал внимание, что в современной культуре стерта разница "между знаком и символом", между тем как спецификой символа является указание на сверхреальное Понятие символа тесно соприкасается с такими категориями как художественный образ, аллегория и сравнение. Появившись в Древней Греции символ первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединенных вокруг какого-нибудь культа. Например, в эпоху поздней античности крест стал символом христианства. В новейшее время свастика стала символом фашизма.10

           Деталь-  (фр.detail — часть, подробность) — особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке. В отличие о подробности, которая действует всегда с другими подробностями, составляя полную и правдоподобную картину мира, деталь всегда самостоятельна. Среди писателей, которые мастерски использовали деталь, можно назвать А.Чехова и Н.Гоголя. 11

Опорные вопросы.

           - Какие детали в описании героев вы бы выделили?

           - Символом чего является ручей? Высохший ручей ?

           - Какие краски преобладают в изображении пейзажа?

           - Символом чего является фиалка? Виноград?

         - Почему на картине Единорога изображены «тяжёлые сизые гроздья», «горячая, напоенная солнцем тень»?

    Каков стиль рассказа?

                 Для справки.

           Стиль – это разновидность употребления языка, отбор и организация языковых средств выражения содержания12.

               Опорные вопросы.

          - Какую лексику употребляет писатель?

          - Можно ли выделить элемент психологизма в рассказе?

           - Каким языком написан рассказ?

           - Какие изобразительно – выразительные средства использованы автором? Что они выражают?

               Ход урока.

           Когда писатель глубоко чувствует свою кровную связь с народом - это дает красоту и силу ему.

                  (М.Горький)        

            Учитель: «Искусство писать?.. нет никакого искусства писать…искусство писать есть искусство видеть, есть искусство чувствовать всеми своими органами, всеми нервными окончаниями и ничего больше» 13,  - так писал Вересаев о творчестве в своей статье «Что нужно для того, чтобы быть писателем». Но искусство вечно. И любая толпа подвластна ему. Но какое искусство?

              Сегодня мы будем анализировать рассказ «Состязание» с точки зрения сюжета и композиции,  системы образов, проблематики, особенностей языка писателя, постараемся понять, как всё это определяется и объединяется идеей, общим пафосом произведения. Какие непреходящие ценности воспевает автор.

                         Рассказ ученика  о писателе:

Викентий Викентьевич Смидович (Вересаев – это псевдоним писателя) родился 4(16) января 1867 года в семье тульского врача. Его отец. Викентий Игнатьевич, воспитывал детей на лучших произведениях родной литературы, научил «читать и перечитывать» Пушкина и Гоголя, Кольцова и Никитина, Помяловского и Лермонтова. Ему не было и девятнадцати лет, когда в 1885 году в журнале «Модный свет» было напечатано его стихотворение «Раздумье», и с тех пор вплоть до последнего дня своей жизни – 3 июня 1945 года, - он никогда не оставлял пера. Современник М.Е.Салтыкова-Щедрина и В.Гаршина, В.Короленко И Л.Толстого, А.Чехова и М.Горького, он был и нашим современником, современником М.Шолохова, А.Твардовского, Л.Леонова…

           Талант Вересаева был на редкость многогранен. Он писал романы, повести, рассказы, очерки Ему не было и девятнадцати лет, когда в 1885 году в журнале «Модный свет» было напечатано его стихотворение «Раздумье», и с тех пор вплоть до последнего дня своей жизни – 3 июня 1945 года, - он никогда не оставлял пера. Современник, стихи, пьесы, литературно- философские трактаты, выступал как литературовед, литературный критик, публицист, переводчик.

           В семнадцать лет он заканчивает тульскую классическую гимназию и поступает в Петербургский университет, на историко-филологический факультет.     В 1888 году, уже кандидатом исторических наук, В.Вересаев поступает В Дерптский университет, на медицинский факультет. «…Моею мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека. Его и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоёв и укладов» 14 - так позднее в автобиографии объяснял В.Вересаев своё обращение к медицине.

    В 1901 году вышли знаменитые "Записки врача», потрясшие русское общество и принесшие Вересаеву мировую известность, а также... ссылку в Тулу под надзор полиции. Дело в том, что герой "Записок" пришел к убеждению, что спасти людей сможет только борьба за устранение тех условий, которые "делают молодых стариками, которые фактически сокращают и без того короткую человеческую жизнь"

             Два года Вересаев В.В. ездил по стране и Европе (Германии, Франции, Италии, Швейцарии), встречался со многими известными русскими писателями (Чеховым, Толстым и другими), после чего поселился в Москве и вошел в литературную группу "Среда", а позднее в издательство Максима Горького - "Знание".

             С началом Первой мировой войны писателя мобилизовали в действующую армию, и с 1914-го по 1917 год он был полковым врачом в городе Коломне, затем руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги.
               В 1918-1921 годах жил под Феодосией, в поселке Коктебель. "За это время Крым несколько раз переходил из рук в руки, - вспоминал писатель, - пришлось пережить много тяжелого, шесть раз был ограблен; больной испанкою, с температурою в 40 градусов, полчаса лежал под револьвером пьяного красноармейца, через два дня расстрелянного; арестовывался белыми; болел цингою".

              Рассказ «Состязание» написан в Коктебеле, в Крыму, в 1919 г. И в этих тяжелейших условиях своим рассказом писатель утверждает, что искусство вечно.

  Вересаев ещё в гимназические годы увлёкся философией и поэзией древних греков. Путешествие в 1910 году в Грецию утвердило его в мысли, что мироощущение древних греков воплощало радостное единение человека и окружающей среды. Вернувшись из путешествия. Вересаев усиленно изучает эллинскую культуру. В частности, в 1913 году он писал в автобиографии: «В настоящее время очень увлекаюсь эллинством. Заканчиваю большую работу об Аполлона и Дионисе, перевёл стихами всего Архилоха и всю Сафо; работаю над переводами Гомеровых гимнов.» 15

Влияние античных преданий и притч чувствуется и в рассказе Состязание»

            Учитель:

Анализ рассказа Вересаева начнём с заглавия. Заглавие – это первый знак произведения, с которого начинается знакомство с текстом. Оно вводит читателя в мир произведения. Какие же типы заглавий  в литературе можно выделить?(слайд- шоу)

 Заглавия(по мнению литературоведа Ламзиной) могут быть символические, метафорические, аллюзийные, пословичные, цитатные, антонимичные, а также

  • Заглавия, представляющие основную тему и проблему произведения.
  • Заглавия, задающие сюжетную перспективу произведения. В свою очередь они делятся на 2 группы:
  •  Заглавия пространство.  («Утро помещика» Л.Н. Толстого, («Вечера на хуторе                   близ Диканьки» Н.В. Гоголя)., представляющие весь сюжетный ряд или фабульные;
  •  заглавия, выделяющие важнейший с точки зрения развития действия момент (или кульминационные).Такие заглавия отмечают кульминационный момент повествования и делят текст на 2 части: "до" и "после" заявленного в заглавии события (например "После бала" Л.Н.  Толстого). заглавии может быть обозначена сюжетная деталь, которая оказывается важной для завязки, развития или развязки действия
  • Персонажные заглавия. («Тарас Бульба» Н.В. Гоголя,"Макар Чудра" М.Горького, "Олеся" А.И. Куприна и.т.д).
  • Заглавия, обозначающие время и пространство16.

     - Каков же смысл заглавия «Состязание»? К какому типу оно относится? Какие ассоциации оно у вас вызывает?

- Рассказ вызывает ассоциацию с Олимпийскими играми в Древней Греции.   Состязались в это время также писатели и поэты, художники и скульпторы – они выставляли свои творения на главной площади города. Заглавие этого рассказа определяет основную тему и проблему текста.

         - Чему же посвящён рассказ Вересаева? Какие проблемы выдвигает в нём автор?

       - Рассказ посвящён искусству, которое может понимать и оценить даже погонщик мулов. Каким должно быть искусство? Какой должна быть истинная красота? Такие проблемы ставит в своём рассказе писатель.

          Рассказ вами прочитан, группы получили индивидуальные задания. В ходе выступлений вам необходимо будет делать записи в тетради. Тем самым подготовиться к написанию рецензии или отзыва по данному рассказу.

Выступления учащихся(исследовательская работа в группах)        

Сюжет.

            Мне показалось, что сюжет развивается по законам сказки. В некоторых сказках глашатаи также на центральной площади возвещают царский указ – найти царевну, наполнить корзину подснежниками зимой. Убить дракона или совершить ещё какой-нибудь подвиг. Вот так появляется мотив дороги или пути, очень часто встречающийся в литературе или в сказках. (слайд)

                Путь, в который отправляются герои в поисках истины, всегда завершается победой доброго, не богатого, а скорее бедного.

В экспозиции рассказа мы узнаём о цели состязания, объявленного на главной площади древнего города, - так изобразить красоту женщины, «чтоб каждый проходящий мог издалека видеть картину и неустанно славить творца за данную им радость». Завязка – встреча учителя и ученика в доме Единорога. Развитие действия(вторая глава) - поиски наивысшей красоты в женщине учителем. Кульминация рассказа – снятие покрова с картины Единорога. Развязка –  победителем(«Трижды-Венчанным»)становится Единорог. Свет и радость внесла его Зорька в души простых, грубоватых горожан.

Композиция. Композиционные принципы и приёмы.

          Какие же бывают виды композиций? Или ведущий композиционный принцип?Слайд)

  • Линейная - композиция. Это наиболее распространенный вид композиции. Она характеризуется тем, что в ней части композиции следуют последовательно, одна за другой.
  • Обратная- в этом виде композиции события хоть и располагаются (следуют) линейно, но в обратном порядке.
  • Кольцевая - характеризуется тем, что в ней начало замыкается с финалом, т.е. действие пьесы, начинается с того, чем заканчивается.
  • Детективная -  называется так, потому, что по подобной схеме написаны многие детективы. Экспозиция в ней затягивается на довольно продолжительное время и герои постоянно вынуждены обращаться к началу и пытаться восстановить его.
  • Монтажная - состоящая из нескольких сюжетных линий, историй, которые связываются в одно единое повествование при помощи монтажа.
  • Коллажная - одна из наиболее сложных композиций, но и самых интересных. В ее     основе лежит некий смысловой сюжет, построенный по структурной схеме (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог), но каждая часть композиции раскрывается отдельной историей.
  • Парадоксальная - этот вид композиции характеризуется перевертыванием перспективы и сдвигом драматической структуры. Это сознательное нарушение гармонического композиционного единства приводит к обнажению смысловой и художественной конструкции, что в целом снимает автоматизм зрительского восприятия. Местоположение частей композиции при этом становится не точно определенным: за завязкой может следовать, например, финал, а потом начинаться экспозиция. 17

             Ведущим композиционным принципом рассказа Вересаева является линейная композиция. Сюжет излагается в хронологической последовательности.

              Хочу отметить такой композиционный приём, как антитеза – противопоставление.   Противопоставляются учитель и ученик. Вечно тоскующий, пытающийся понять истину г. Дважды- Венчанный и всегда радостный, спокойный и уже нашедший свой идеал Единорог. Учитель стар и богат(золотой пояс), а ученик молод и беден(сам колет дрова).

Противопоставлены их женщины: Фиалковенчанная, светозарная, царственная дева и простая, добродушная, работящая Зорька. Когда увидели картину учителя, всех охватила «блаженная, нездешняя печаль, а картину Единорога встретили свистом и криками.

          Темно стало от картины Дважды-Венчанного, «пристыженно отвращали все лица в сторону». Чудесный свет исходит от картины Единорога. Все лица прояснились, радость и любовь переполнила души горожан.

          Ещё один композиционный приём, который можно выделить в рассказе,– это повтор. Повторяются много раз образы темноты и света, тоски и радости. Много раз мы встречаем слово борьба – борьба между учителем и учеником. Борьба происходит и в душе учителя. Красота – неземная красота в образе Фиалковенчанной и земная, крестьянская красота в образе Зорьки. Состязание также происходит на площади Красоты.

          Жанровое своеобразие.

         Выше уже было сказано, что рассказ построен по законам сказки.  Но мне хочется отметить, что рассказ в чём-то похож на притчу. В притче о блудном сыне сын уходит от отца в другие края в поисках счастья и богатства, но возвращается домой, к отцу, бедный и несчастный. И только в родительском доме понимает, что счастье только здесь. В родительском доме, на Родине. Рассказ Вересаева тоже имеет поучительный характер – счастье может подарить  женщина, умеющая любить, а не женщина, ждущая поклонения и преклонения.

         Образ повествователя.

          Рассказчик остаётся для читателя безымянным. Он не раскрывает себя. Следит за героями как бы с высоты птичьего полёта. Но мы чувствуем его присутствие в отношении к героям.  Он переживает и тоскует вместе с Дважды-Венчанным, радуется вместе с Единорогом за его Зорьку.  Именно автор-повествователь задаёт риторический вопрос: «Что же это за колдовство в мировой красоте, что она вечно ускользает от человека, вечно недоступна и непостижима и не укладывается целиком ни в какие рамки?

            Герои.

         Главные герои рассказа  - художники Единорог и Дважды-Венчанный, и их возлюбленные, Фиалковенчанная и Зорька. Наши герои живут в древнем мире, на что указывают глашатаи и место состязания – площадь Красоты. Интересны их имена. Единорог – животное, сильное, благородное, таинственное. Корень этого слова единый – у него цельный характер. Любит одну женщину, живёт в трудах и радости, сумел обрести покой и гармонию. Дважды-Венчанный – значит дважды удостоен высшей награды – лаврового венка. В описании учителя примечательны такие детали: «котомка за плечами»(всегда в пути); «золото в поясе»(богат); «тоскующие глаза»(в вечном поиске гармонии). Но главное – он испытывал страх пред Единорогом, на что указывает многоточие в предложении «И… думаешь выступить на состязании?»

         Ключевые слова в описании Единорога – «радость», «беззаботно», «блажен», «взгляд прям», «слеп». Лукавствовал учитель, а во взгляде ученика не было и тени лукавства.

       Речь Единорога возвышенна, к учителю он относится с почтением. Он приветствует его в традиции древности. Но Вересаев, замечательный психолог, недаром же он был ещё и врачом, показывает нам психологический портрет учителя. Когда наставник увидел Зорьку, он перестал сомневаться в своей победе. Тогда заговорило в нём чувство учителя, но за внешней серьёзностью его скрывался ликующий смех и лукавая улыбка.

          Имя Зорька – простое, народное, русское. Обыкновенная девушка с широким лицом, косо оставленные глаза, редкие зубы. Но как дорога она своему мужу, недаром он называет её золотой. Она и на рынок сходит, и коз подоит, и за виноградником ухаживает. И, главное, мужа своего любит. Такая сделает счастливым своего суженого.

         Символы и детали

         Когда Дважды-Венчанный отправился в путь на поиски высшей красоты, он идёт в гору по «камням высохшего горного ручья». Ручей – символ жизни, но его ручей высох. Высохший ручей – символ бесплодных егопоисков.  Каким мы видим пейзаж? Преобладают тёмные краски. Красоту он ищет как светляк в темноте. Потому что в душе у героя такой же мрак. Почему же даже бури равноденственные? Он стал ко всему равнодушен?  И вот в месяц фиалок (фиалка – символ целомудрия и ранней весны) он находит светозарную деву в венке из фиалок.

          Символическая деталь в изображении Единорога и его золотой Зорьки – виноград. Виноград является символом мудрости, гостеприимства, плодородия и достатка. Да и на картине Единорога изображены «тяжёлые сизые гроздья». А вокруг полуоблупившейся хижины – «горячая, напоенная солнцем тень».  В тени можно укрыться от знойного солнца, а вот от Фиалковенчанной стало тяжело, как «знойным полднем в горнем лесу».

       

            Стиль

           Стиль рассказа возвышенный. Писатель употребляет возвышенную лексику – «возвещали», «осушим», «постановление», «славить творца», «вдыхал» и т.д.

Стиль спокойный, сказовый. Можно говорить об элементах психологизма в рассказе. Используется приём умолчания.

          Рассказ написан образным языком. В описании Зорьки использованы эпитеты «стройные золотистые руки», «золотой Зорьки», «огромное счастье», аФиалковенчанной –«божественно-спокойная». Свет, исходящий от картины Единорога, писатель сравнивает с солнцем.

       Используя многообразные средства словесного рисования, Вересаев создал гимн красоте простой девушки, красоте, озарённой светом любви.

 

              Учитель: Какова позиция автора в рассказе? Какие ответы даёт нам он на проблемные вопросы, затронутые в произведении?

            Ученики: Истинная красота в простоте. В умении любить. Красива Зорька, потому что красива душой. Холодная красота не согревает и не облагораживает людей. Искусство должно служить народу.

 

             Домашнее задание. Написать черновик сочинения – рецензии.

           

           Методические советы на  период ближайшего последействия: Итоги можно подвести, когда ребята напишут свои рецензии- анализы рассказа. Конечно, в первый раз бывает трудно писать, поэтому учащимся нужно будет раздать речевые образцы для написания комплексного анализа текста. Их может составить учитель, учитывая все вышеназванные аспекты анализа текста. Можно включить туда же такие категории, как время и пространство. После того, как будут проанализированы недостатки и достоинства сочинений, предложите проанализировать один из рассказов И. Полянской, В. Крупина, Е.Габовой.

                   Список использованной литературы:

  1. http://ru.wikipedia.org

2.Альбеткова. Р. И.. Русская словесность: От слова к словесности: учеб. Пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. Учреждений. – М. «Дрофа», 2008.  – С.206.

3.  Там же. – С. 207.

          4 -7 .http://ru.wikipedia.org

8. Альбеткова. Р. И.. Русская словесность: От слова к словесности: учеб. Пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. Учреждений. – М. «Дрофа», 2008.  – С.355.

9. Там же. – С. 347.

10,11. http://ru.wikipedia.org.

      12.  Альбеткова. Р. И.. Русская словесность: От слова к словесности: учеб. Пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. Учреждений. – М. «Дрофа», 2008. – С. 358.

       13. ФОХТ-БАБУШКИН Ю. В. В.Вересаев – легенды и реальность. В.Вересаев. Сочинения в четырёх томах, т. 1. – М. «Правда», 1990,с. 4-5.

14,15СМИДОВИЧ В. В. Автобиографическая справка Сочинения в четырёх томах, т. 1. – М. «Правда», 1990,с. 40.

16 Ламзина А.В.Заглавие//нЛитературоведеие. Литературное произведение: основные понятия и термины. Под ред.Л.В.Чернец.М.,2001.

17. http://wiki.kspu.karelia.ru/index.php/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование исследовательских навыков на уроках русского языка"

Статья по теме "Формирование исследовательских навыков на уроках русского языка"...

Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыков

Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыковАннотация    Статья содержит информацию об опыте и проблемах по формирова...

Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыков

Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыковАннотация    Статья содержит информацию об опыте и проблемах по формирова...

Урок литературы в 8 классе по теме: "Что есть красота?" (по рассказу В.Вересаева "Состязание")

Что есть истинная красота? Как соотносится красота внешняя и внутренняя? На эти волнующие человека вопросы ребята пытаются найти ответы на данном занятии....

Методические рекомендаций по формированию исследовательских навыков учащихся при проведении практико-ориентированных исследовательских работ на местности

Данная методическая разработка помогает организовывать внеурочную работу по географии с учащимися 6-8 класса, в ходе которой у них вырабатываются разнообразные навыки практико-ориентированной исследов...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Урок литературы в 8 классе по рассказу В.Вересаева "Состязание"

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу В.Вересаева "Состязание". Урок проводится в рамках технологии развития критического мышления с использованием таких приёмов, как кластер, синквейн, эссе...