Урок литературы в 8 классе по теме: "Что есть красота?" (по рассказу В.Вересаева "Состязание")
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме

Дубикова Светлана Васильевна

Что есть истинная красота? Как соотносится красота внешняя и внутренняя? На эти волнующие человека вопросы ребята пытаются найти ответы на данном занятии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit_sostyazanie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

                            Урок литературы в 8 классе

                                            по теме

                                «Что есть красота?..»

                            (по рассказу В.Вересаева «Состязание»)

Цель: проанализировать содержание рассказа В.Вересаева «Состязание»; постараться постичь тайну красоты человека

Задачи урока:

-развивать умение анализировать текст, его художественные особенности;

-развивать у учащихся навык сопоставления образов, произведений разных жанров, авторских оценок, навык словесного рисования;

-формировать умение соотносить оценку автора и собственную, умение видеть детали в тексте;

-вырабатывать умение формулировать вопросы разных видов к тексту

Оборудование урока: компьютер ПК, мультимедиа, слайды с репродукциями картин известных художников, звукозапись фрагмента рассказа В.Вересаева «Состязание» (ресурсы Интернет: Аудиокнига,), напечатанные на отдельных листах тексты стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка» и сонета У.Шекспира «Ее глаза на звезды не похожи…», муз. фрагмент (А.Вивальди. Времена года (Зима).)

                                        Ход урока

Вступительное слово учителя (1 мин.):

- Ребята, тема нашего урока «Что есть красота?..»

Сегодня мы с вами станем свидетелями необычного состязания: состязания художников: учителя и ученика, поставивших целью изобразить красоту женщины. Вы уже прочитали рассказ В.Вересаева и знаете, что в этом состязании победителем окажется тот, чей портрет произведет большее впечатление на людей, которые «будут неустанно славить творца за данную им миру радость».

Беседа по вопросам, анализ текста (10 мин.):

-Какая награда обещана победителю? («Тройной лавровый венок украсил его голову: и будет победителю имя – Трижды-Венчанный»)

Итак, Дважды – Венчанный отправляется искать истинную красоту.

- Кто он, этот художник? Что вы о нем знаете? (Дети отвечают.)

В портрете его создатель выделяет самые существенные детали.

-Назовите их. («Седая борода», «тоскующие глаза».)

-Как вы думаете, почему у человека, занимающегося искусством, имеющего славу, тоскующие глаза? (Он несчастлив, в его жизни нет любви, он в вечном поиске идеалов.)

-А какие детали вы бы отметили в портрете его ученика Единорога? (У него «кудри», «загорелое лицо», он «радостно сверкнул зубами и белками глаз»)

-О чем говорят эти детали портрета? (Он счастлив)

-Итак, Единорог, любимый ученик Дважды – Венчанного, говорит ему о том, что будет писать портрет любимой - Зорьки. Давайте найдем в тексте описание Зорьки (читаем)

-Посчитал ли Дважды – Венчанный Зорьку красивой? (Нет, самая обычная девушка, даже некрасивая)

-А если бы вы оказались рядом, вы бы согласились с ним?

-С каким чувством учитель покинул дом Единорога? (С чувством облегчения: «единственный опасный соперник…сам устранил себя с его пути»)  

Дважды-Венчанный начал поиски девы, «в которую природа вложила лучшую свою красоту».

_ Где художник ее искал? («В виноградниках и рыбачьих хижинах, в храмах и на базарах,в вилах знатных господ и дворцах восточных царей. Но нигде не находил той, которую искал».)

И вот однажды он увидел царевну…, «он жадно смотрел на ее … красоту». Вспомните, какой эпитет подбирает автор, характеризуя красоту этой царевны? (Ослепительная)

-Так почему же она не стала той самой красавицей, которую он долго искал. Что было не так?

(Он считает, что истинная  красота должна сразу поразить, очаровать, потрясти: «Истинная красота как светляк…». В нее не нужно вглядываться (а ведь он на царевну смотрел почти что минуту). Дважды - Венчанный уверен, что, встретив такую женщину, он в первую же секунду поймет, что перед ним именно та самая.

Дважды –Венчанный продолжал странствовать…Как долго он искал свой идеал?  (Почти год). В тексте есть потрясающе красивое описание того, как времена года сменяют друг друга. В 8 строчках текста В.Вересаев показал, как осень приходит на смену лета, зима – на смену осени, как наступает весна.

Прослушивание фрагмента Аудиокниги (1 мин.):

Давайте послушаем этот фрагмент (звучит звукозапись): «Месяц шел за месяцем. Отшумели на море равноденственные бури, осыпались листья с дубов. Все ниже стало ходить солнце, все глубже заглядывать в окна хижин. Туманные тени поползли по волнам остывающего моря. Горы надели на головы белые шапки, ледяной ветер гнал по долинам сухой, шуршащий снег. И опять солнце стало ходить выше… Перед утреннею зарею выбегал из-за гор небесный Стрелец и целился стрелою в изогнутую спину сверкающего Скорпиона. Больше пригревало теплом».)

Работа по составлению кадров для кинофильма (4 мин.):

-Представьте, что вам нужно снять фильм по этому произведению и «оживить» этот фрагмент произведения. Что вы запечатлеете на кадрах?

 ( Два ученика, сидящие за партой, создают свой «мини-фильм», затем несколько пар рассказывают о нем 3 мин.)

Опишите пейзаж, который предвосхищает появление «светазарной девы» от имени Дважды Венчанного.

И вот Дважды – Венчанный встретил ту самую деву, она была в венке из фиалок.

-Как вы думаете, почему названия именно этих цветов упоминается столь часто: месяц фиалок, ветер пропитан запахом фиалок, лесные поляны покрыты сплошными коврами фиалок…

Итак, мы проанализировали две главы рассказа…Перед вами 3 и 4 главы.

Работа по составлению вопросов (5 мин.):

-Пожалуйста, задайте 5 вопросов к главе 3 (учитель обращается к одной половине класса), а вы придумайте 5 вопросов к главе 4 (ко второй половине класса). Напоминаю, что у вас в тетрадях есть памятка с типами вопросов.

        Типы вопросов

Репродуктивный вопрос начинается со слов: Кто? Что? Когда? Как? Где? Куда?

Продуктивные вопросы (специальные):

  1. можно считать то-то верным?
  2. какие выводы можно сделать из …?
  3. какие мотивы поступков героя?
  4. вопрос начинается с формулировки тезиса.

Продуктивные вопросы (разделительные):

  1. если известно…, то…?
  2. если известно…, то почему …?
  3. … или …?

Учитель ставит условие: среди вопросов должны быть вопросы всех групп.

Ученики работают в микрогруппах (по двое) и выполняют задание.

Анализ вопросов, составленных учениками. Работа по вопросам (5 мин.)

Примеры вопросов, составленных детьми

Глава III

  1. Какой предстала  «дева в венке из фиалок» на картине Дважды –  Венчанного?
  2. На фоне чего изобразил ее художник?
  3. Какие чувства испытали люди, глядя на картину?
  4. Старый погонщик мулов «искоса оглядывал свою старуху». Почему вдруг ему стало страшно?
  5. Если дева была так красива, то почему ее красота вызвала чувство тоски?

Глава IV

Какой предстала Зорька на картине Единорога?

  1. Почему по площади прошел ропот недоумения, когда люди посмотрели на портрет Зорьки? (Почему Единорога хотели «побить камнями»?)
  2. Какой диалог состоялся между юношами?
  3. Если Зорька была самой обычной девушкой, то почему ее портрет поразил всех?

-И вот люди стали всматриваться в портрет Зорьки. И что они увидели в ней? (Она «вся светилась изнутри».) Итак, «светозарная дева» вызывает темноту, которая вдруг опускается на площадь, а Зорька – вызывает солнце. Как называется художественный прием, который использует автор при описании портретов и чувств людей? С какой целью он это делает? (Ответы учеников)

Итак, именно Единорог стал  Трижды – Венчанным.

-А вы присудили бы ему победу? Как вы относитесь к портрету, созданному Единорогом? (Ответы детей)

-Ребята, взгляните на экран. Перед вами женские портреты, написанные известными художниками в разное время. Среди них нет Зорьки, нет Фиалковенчанной. Но вглядитесь в них, и, может быть, вы уловите черты, ставшие милыми Единорогу и потрясшие Дважды – Венчанного… (Созерцают в молчании, но звучит музыка.)

Рефлексия (3 мин.):

-Так что же есть красота? На этот вопрос мы с вами сегодня пытались найти ответ. К каким выводам вы пришли? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Что вы сегодня поняли? Изменилось ли ваше представление о красоте?

Работа по сопоставлению текстов разных жанров (8 минут):

-Сейчас я раздам каждому из вас текст стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка» или текст сонета У.Шекспира («Ее глаза на звезды не похожи…»). (Учитель раздает одной половине учеников стихотворение Н.Заболоцкого, другой - сонет Шекспира). Прочитайте это произведение и сопоставьте его с рассказом Вересаева. Свои мысли запишите в тетрадь. (Затем ученики зачитывают свои мысли и приходят к выводу, что Н.Заболоцкий и В.Вересаев очень близки в своем понимании истинной красоты человека.)

Вывод:

-Вы правы, тайну красоты постичь трудно. Одно несомненно: красивая внешность должна освещаться неким внутренним светом. Истинная красота должна притягивать теплом, от нее не должно веять холодом. Красота должна греть душу, а не вызывать благоговейный трепет.  

Домашнее задание: 

-Дома вы продолжите свои размышления и напишите эссе на тему: «Что есть красота?..»

                   Список использованной литературы

1.Моложавенко В.С. Тайна красоты.-М.: «Педагогика – Пресс», 1993

2.Ушакова О.Д. Мудрые мысли мудрых людей.-Санкт – Петербург,

   Издательский дом «Литера»,2006

3.Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 8 кл./Авт.-

  сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова.-5-е изд. – М.: Просвещение, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

технологическая карта урока в 5 классе по теме "Кто есть кто?"

технологическая карта урока в 5 классе, английский язык, по учебнику Ваулиной...

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...