Статья по теме "Формирование исследовательских навыков на уроках русского языка"
статья по русскому языку по теме

Статья по теме "Формирование исследовательских навыков на уроках русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

 «Глухой к другим людям остается глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков…»

 В. А. Сухомлинский

  Наша психика является субъективным отражением объективно- существующего мира. Это отражение имеет как чувственную, образную форму (ощущения, восприятия, представления), так и мыслительную, абстрактную форму (понятия, суждения, умозаключения). У людей, как и у животных, есть еще одна форма отражения действительности – отражение в форме эмоций. Другая форма – чувства – специфична только для человека.

     Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, т.е. не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней.

Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

  Дошкольный возраст считается наиболее сенситивным к сфере человеческих отношений. В нем происходит бурное развитие самосознания ребенка, он открывает для себя сверстника, вступает с ним в эмоциональные, деловые, внеситуативно-личностные и внеситуативно-познавательные формы общения .

     Приобретая с раннего детства определенный опыт общения с людьми, каждый человек может с той или иной степенью достоверности определить эмоциональные состояния окружающих: по их выразительным движениям и, прежде всего по выражению лица.

Таким образом, эмоции служат толчком для достижения целей. Положительные – способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. Отрицательные – препятствуют нормальному общению.

Особенность эмоционального развития малышей-это наглядность, дети видят конкретные образы – сказки, рисунок; выражение лица- слёзы, улыбку. Это волнует малыша. Ребенку сложнее воспринимать рассуждения или абстрактные образы. Поэтому очень важно обращать внимание ребенка на эмоции других людей (посмотри, девочка плачет, она ударилась), во время чтения литературных произведений, просмотра мультиков(мальчик радуется, нашел свою игрушку),при посещении театра(звери растроились,мишка Косолапый сломал теремок!), особенно дома и везде где есть проявление эмоций.

В группе показываем ли мы спектакль, читаем ли книжку, рассматриваем иллюстрации,  играем  или это происходит с детьми, всегда обсудим, почему  кто-то из героев хороший, а кто-то нет. Учимся сопереживать. Важным для психического развития ребёнка является чёткое осознание своего состояния, умение и желание делиться переживаниями.

В результате моей деятельности с детьми, мною подмечено, чем младше дети, тем более открыто выражаются их эмоции. Они ещё не знают, что должны подавлять в определенных ситуациях свои чувства, управлять ими и почему нужно это делать. Это в значительной степени облегчает мою  задачу: понять ребенка, разобраться в истинных мотивах его поведения и его желаниях. Моё  внимание было обращено  на отношение детей к окружающему миру, к людям, к самым близким и незнакомым, к сверстникам. Старалась создать вокруг малышей эмоционально положительную обстановку, обучая в игре приемам, стимулирующим эмоциональное развитие: умение утешить, приласкать; стремилась научить ребёнка присматриваться к лицам и жестам, к выражению глаз средством рассматривания иллюстраций, задаваемых вопросов, походов на театрализованные представления, совместных игр, прослушивание детских музыкальных произведений.

В общении с детьми я наблюдала за поведением детей в обществе друг друга: замечают ли дети радость и боль другого; как выражают своё сочувствие (на словах или стараются помочь); умеют ли проявлять жалость, сострадание; часто ли обижается ребенок и на сколько его обиды обоснованы; умеет ли радоваться успехам сверстников или чувствует зависть; проявляет ли жестокость по отношению к животным, игрушкам и близким; знает ли ребёнок нормы и правила поведения.    

 Подчеркивая значимость эмоционального развития ребенка в ранние периоды жизни, А.В.Запорожец говорил, что истоки высших человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства. В солидарность с ним, Д.Б.Эльконин писал, что если эмоциональное общение своевременно не обеспечено, то все дальнейшее развитие ребенка идет медленно и ненормально. Нарушение нормального взаимодействия с окружающими на ранних стадиях развития ребенка негативно отражается на формировании всех сторон психики, замедляя его темп, влияя на целостность развития.      Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей.

Список литературы:

  1. Маклаков А.К. Общая психология С-Пб.:Питер, 2002
  2. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985
  3.  Широкова Г. Развитие эмоций и чувств у детей. С-Пб., Феникс 2005.
  4. Интернет источник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

Презентация  отражает  систему  работы  учителя  по  формированию  навыков  исследовательской  деятельности  на  уроках  русского  язык...

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми про...

статья "Виды проверки знаний, умений и навыков на уроке русского языка в 9 классе"

Данная статья позволяет организовать системную проверку знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка...

статья "Виды проверки знаний, умений и навыков на уроке русского языка в 9 классе"

Данная статья позволяет организовать системную проверку знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка...

Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критичекого мышления.

Статья подробно рассказывает о стадиях и некоторых приёмах критического мышления, характерных для каждой из них. А также о влиянии приобретенных навыков на формирование высокоинтеллектуальной, социали...