Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Антошина Ирина Анатольевна

Рабочая программа по физике 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizike_7_klass.docx54.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                              «Согласовано»                                  «Утверждено»

Руководитель МО                            Заместитель                                       Директор МБОУ СОШ п.Агроном

________________                         руководителя по УВР                          ___________________________

         ФИО                                        МБОУ СОШ п.Агроном                                        ФИО

Протокол №_____ от                       ___________________                       Приказ №___________ от

«__»___________20____г.             «___»__________20__г.                      «___»____________20____г.

    Рабочая программа педагога 

                            Малыхиной Ирины Анатольевны

по физике

7 класс

 

 

     

                                           

                                                                                               

                                                                           

                                                                                                               Рассмотрено на заседании

                                                                                                               педагогического совета

                                                                                                               протокол № ___________от

                                                                                                              «_____»_____________20____г.

                                                       

2013 — 2014 учебный год.

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика.)

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 7 классе (2 учебных часа в неделю).

Количество учебных недель 34

Количество плановых контрольных работ 3

Количество плановых лабораторных работ 14

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях
  • решать задачи на применение изученных физических законов
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств; контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Основное содержание (68 часов)

Вопросы, выделенные курсивом, подлежат изучению, но не включаются в Требования к уровню подготовки выпускников и, соответственно, не выносятся на итоговый контроль


Учебно-методический комплект и дополнительная литература

  1. Физика 7: учеб. для  общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2010
  2. Рабочая тетрадь по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс» / Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. – М.: Экзамен, 2012
  3. Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
  4. Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

Фактическая

1

Что изучает физика. Физические явления

Знать/понимать смысл понятия «физическое явление»

Уметь определять цену деления измерительных приборов, понимать разницу между физическим явлением и физической величиной

§1, 2

5.09

2

Наблюдения, опыты,

измерения. Погрешности измерений

§3-5

9.09

3

Фронтальная лабораторная работа № 1 «Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности»

§4, 5

12.09

4

Физика и техника

§6

16.09

5

Молекулы

Знать/понимать смысл понятий: вещество, атом, молекула. Уметь использовать измерительные приборы для определения размеров тел, выражать результаты измерений в СИ

Уметь описывать и объяснять явление диффузии

Знать/понимать смысл понятия «взаимодействие», уметь приводить примеры практического использования взаимодействий

Уметь описывать и объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях

§7, 8

19.09

6

Фронтальная лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

§7, 8

23.09

7

Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение (материал для чтения)

§9

§1

26.09

8

Притяжение и отталкивание молекул

§10

30.09

9

Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений

§11,12

3.10

10

Механическое движение. Равномерное движение

Знать/понимать смысл понятий: путь, траектория

Знать/понимать смысл понятий: путь, скорость; уметь описывать равномерное и неравномерное прямолинейное движение

Уметь решать задачи на расчёт скорости, пути и времени движения

Уметь описывать и объяснять явление инерции

Знать/понимать смысл величины «масса», уметь измерять массу тела, выражать результаты измерения в СИ

Знать/понимать смысл величин «масса» и «плотность», уметь решать задачи на расчёт массы и объёма тела по его плотности; уметь использовать измерительные приборы для измерения массы и объёма твёрдых тел

Знать/понимать смысл физической величины «сила»;

Знать/понимать смысл закона всемирного тяготения, понятия «сила тяжести»

Знать/понимать причины возникновения силы упругости и уметь вычислять её

Знать/понимать различие между весом тела и силой тяжести; понимать, что вес тела – величина, зависящая от характера движения тела и расположения опоры

Понимать, что на одно и то же тело в разных точках Земли действует разная сила тяжести, и уметь объяснять данное различие; знать практическое применение зависимости силы тяжести от географического расположения

Знать/понимать устройство и принцип действия динамометров; уметь градуировать шкалу измерительного прибора

Уметь находить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой

Уметь описывать и объяснять явление трения, знать способы уменьшения и увеличения трения

Уметь применять полученные знания при решении задач

§ 13,14

7.10

11

Скорость

§ 15,16

10.10

12

Фронтальная лабораторная работа № 3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»

§ 13-16

14.10

13

Инерция

§ 17

17.10

14

Взаимодействие тел

§ 18

21.10

15

Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов

§ 19,20

24.10

16

Фронтальная лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

§19,20

28.10

17

Фронтальная лабораторная работа № 5 «Измерение объёма твёрдого тела»

конспект

31.10

18

Плотность вещества

§ 21, 22

11.11

19

Фронтальная лабораторная работа № 6 «Измерение плотности твёрдого тела»

§ 21, 22

14.11

20

Явление тяготения. Сила тяжести. Вес тела

§23,24,26

18.11

21

Связь между силой тяжести и массой тела

§ 27

21.11

22

Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой

§ 29

25.11

23

Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука

§ 25

28.11

24

Динамометр

§ 28

2.12

25

Фронтальная лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины»

§ 25-28

5.12

26

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники

§ 30-32

9.12

27

Фронтальная лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

§ 30-32

12.12

28

Центр тяжести тела (материал для чтения)

§10

16.12

29

Фронтальная лабораторная работа № 9 «Определение центра тяжести плоской пластины»

§10

19.12

30

Подготовка к контрольной работе

Подготов. к к\р

23.12

31

Контрольная работа № 1 «Взаимодействие тел»

§ 13-32

26.12

32

Давление. Давление твёрдых тел

Знать/понимать смысл величины «давление»; понимать, для чего и какими способами уменьшают или увеличивают давление

Уметь описывать и объяснять давление, создаваемое газами

Знать/понимать смысл закона Паскаля, уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами

Уметь описывать и объяснять, почему однородная жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне; знать применение сообщающихся сосудов

Уметь описывать и объяснять явление атмосферного давления; уметь использовать барометры для измерения атмосферного давления

Знать/понимать устройство и принципы действия манометров

Знать/понимать, что такое гидравлические машины и где они применяются

Уметь вычислять архимедову силу

Уметь решать задачи по теме «Плавание тел. Архимедова сила», уметь описывать и объяснять явление плавания тел

Понимать принципы воздухоплавания и плавания судов

Уметь решать качественные и расчётные задачи на вычисление архимедовой силы, давления жидкости и условия плавания тел

Уметь применять полученные знания при решении задач

§ 33,34

13.01

33

Фронтальная лабораторная работа № 10 «Измерение давления твёрдого тела на опору»

§ 33,34

16.01

34

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений

§ 35

20.01

35

Закон Паскаля

§ 36

23.01

36

Давление в жидкости и газе

§ 37,38

27.01

37

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы

§ 39

30.01

38

Гидравлический пресс

§ 47

3.02

39

Гидравлический тормоз

конспект

6.02

40

Атмосферное давление

§ 40,41

10.02

41

Опыт Торричелли

§ 42

13.02

42

Барометр-анероид

§ 43

17.02

43

Изменение атмосферного давления с высотой

§ 44

20.02

44

Манометр

§ 45

24.02

45

Насос

§ 46

27.02

46

Архимедова сила

§ 48,49

3.03

47

Фронтальная лабораторная работа № 11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

§ 48, 49

6.03

48

Условия плавания тел

§ 50

10.03

49

Решение задач «Архимедова сила. Плавание тел»

§ 49, 50

13.03

50

Фронтальная лабораторная работа № 12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

§  50

17.03

51

Водный транспорт

§ 51

20.03

52

Воздухоплавание

§ 52

3.04

53

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

§ 49-52

7.04

54

Контрольная работа № 2 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

§ 33-52

10.04

55

Работа силы, действующей по направлению движения тела

Знать/понимать смысл величины «работа»; уметь вычислять механическую работу для простейших случаев

Знать/понимать смысл величины «мощность»; уметь вычислять мощность для простейших случаев

Уметь решать задачи на расчёт работы и мощности

Знать виды простых механизмов и их применение; знать формулу для вычисления момента силы

Уметь на практике определять условия равновесия рычага, понимать необходимость и границы применения рычагов

Знать/понимать смысл «золотого правила механики»; уметь объяснять, где и для чего применяются блоки

Знать/понимать смысл КПД,

уметь вычислять КПД простых механизмов

Знать/понимать физический смысл кинетической и потенциальной энергии, знать формулы для их вычисления

Знать/понимать смысл закона сохранения механической энергии

Уметь вычислять работу, мощность и механическую энергию тел

§ 53

14.04

56

Мощность

§ 54

17.04

57

Простые механизмы. Условие равновесия рычага (материал для чтения). Момент силы

§ 55-58

§11

21.04

58

Фронтальная лабораторная работа № 13 «Выяснение условия равновесия рычага»

§ 55-58

24.04

59

Равновесие тела с закреплённой осью вращения. Виды равновесия

§ 59

28.04

60

«Золотое правило» механики

§ 60

5.05

61

Коэффициент полезного действия механизма

§ 61

8.05

62

Фронтальная лабораторная работа № 14 «Измерение коэффициента полезного действия при подъёме тела по наклонной плоскости»

§ 61

12.05

63

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины

§ 62,63

15.05

64

Кинетическая энергия движущегося тела

§ 63

19.05

65

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии

§ 64

22.05

66

Энергия рек и ветра (материал для чтения)

§9

24.05

67

От строения вещества до энергии

Уметь применять полученные знания при решении задач

§§ 1-64

26.05

68

Итоговая контрольная работа № 3 «Физика-7» (тест)

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...