Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Антошина Ирина Анатольевна

Рабочая программа по физике 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizike_9_klass.docx59.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                              «Согласовано»                                  «Утверждено»

Руководитель МО                            Заместитель                                       Директор МБОУ СОШ п.Агроном

________________                         руководителя по УВР                          ___________________________

         ФИО                                        МБОУ СОШ п.Агроном                                        ФИО

Протокол №_____ от                       ___________________                       Приказ №___________ от

«__»___________20____г.             «___»__________20__г.                      «___»____________20____г.

    Рабочая программа педагога 

                            Малыхиной Ирины Анатольевны

по физике

9 класс

 

 

     

                                           

                                                                                               

                                                                           

                                                                                                               Рассмотрено на заседании

                                                                                                               педагогического совета

                                                                                                               протокол № ___________от

                                                                                                              «_____»_____________20____г.

                                                       

2013 — 2014 учебный год.

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика.)

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 69 часов для обязательного изучения физики в 9 классе (2 учебных часа в неделю).

Количество учебных недель 34

Количество плановых контрольных работ 2

Количество плановых лабораторных работ 9

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий:  волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения
  • смысл физических величин: ускорение, импульс
  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, силы тока, напряжения, электрического сопротивления
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях
  • решать задачи на применение изученных физических законов
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; оценки безопасности радиационного фона

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Основное содержание (68 часов)

Вопросы, выделенные курсивом, подлежат изучению, но не включаются в Требования к уровню подготовки выпускников и, соответственно, не выносятся на итоговый контроль

Название

Содержание

Количество фронтальных лабораторных работ

Количество контрольных работ

Законы взаимодействия и движения тел – 26 ч

Материальная точка. Система отсчёта.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчёта. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение

2

1

Механические колебания и волны. Звук – 10 ч

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс

2

Электромагнитное поле – 17 ч

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров

2

1

Строение атома и атомного ядра – 11 ч

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд

3

Повторение – 5 ч

1

Контрольные работы

Тема

1

Основы кинематики

2

Основы динамики и законы сохранения в механике

3

Физика-9

Фронтальные лабораторные работы

в раб.прогр.

в автор. план.

Тема

1

1

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

2

2

Измерение ускорения свободного падения

3

3

Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины

4

4

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити

5

5

Изучение явления электромагнитной индукции

6

6

Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания

7

8

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

8

7

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

9

9

Измерение естественного радиационного фона дозиметром

Учебно-методический комплект и дополнительная литература

  1. Физика 9: учеб. для  общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин и Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2010
  2. Рабочая тетрадь по физике: 9 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 9 класс» / Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. – М.: Экзамен, 2012
  3. Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
  4. Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

Фактическая

1

Материальная точка. Система отсчёта

Уметь описывать различные виды движения

Знать/понимать смысл физических величин: путь, скорость, ускорение; уметь строить графики пути и скорости

Уметь решать задачи по данной теме; определять ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр

Уметь решать качественные, расчётные и графические задачи по теме «Основы кинематики»

§ 1

3.09

2

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения

§ 2-4

7.09

3

Решение задач «Прямолинейное равномерное движение»

§ 1-4

10.09

4

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение

§ 5-8

14.09

5

Решение задач «Прямолинейное равноускоренное движение»

§ 5-8

17.09

6

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном движении

конспект

21.09

7

Графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном движении

конспект

24.09

8

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении

конспект

28.09

9

Фронтальная лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

§ 1-8

1.10

10

Основы кинематики

§ 1-8

5.10

11

Контрольная работа № 1 «Основы кинематики»

§ 1-8

8.10

12

Относительность механического движения

Уметь описывать и объяснять с помощью законов Ньютона различные виды движения; измерять ускорение свободного падения

Уметь описывать и объяснять с помощью законов Ньютона различные виды движения; измерять ускорение свободного падения

§ 9

12.10

13

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира

конспект

15.10

14

Инерциальная система отсчёта. Первый закон Ньютона

§ 10

19.10

15

Второй закон Ньютона

§ 11

22.10

§ 12

26.10

16

Третий закон Ньютона

17

Свободное падение

§ 13

29.10

18

Невесомость

§ 14

2.11

19

Закон всемирного тяготения

§ 15-16

12.11

20

Фронтальная лабораторная работа № 2 «Исследование ускорения свободного падения»

§ 13-16

16.11

21

Основы динамики

§ 9-16

19.11

22

Импульс тела

Знать/понимать смысл физических величин: импульс тела, импульс силы, механическая работа, мощность; уметь решать простейшие задачи на применение закона сохранения импульса и расчёт механической работы и мощности

Уметь решать задачи по данной теме

Уметь решать качественные, расчётные и графические задачи по теме «Основы динамики и законы сохранения в механике»

§ 21

23.11

23

Закон сохранения импульса

§ 21

26.11

24

Реактивное движение

§ 22

30.11

25

Законы сохранения в механике

§ 23

30.11

26

Контрольная работа № 2 «Основы динамики и законы сохранения в механике»

§§ 9-23

7.12

27

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник

Знать/понимать физический смысл основных характеристик колебательного движения

Уметь выяснять, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины

Знать/понимать смысл физических величин: волна, длина волны, скорость волны, звуковые колебания, высота, тембр, громкость и скорость звука; уметь применять полученные знания при решении простейших задач

§ 24, 25

10.12

28

Амплитуда, период, частота колебаний 

§ 26

14.12

29

Фронтальная лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины»

§ 26

§ 26

17.12

30

Фронтальная лабораторная работа № 4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»

31

Превращение энергии при колебательном движении

конспект

21.12

32

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс

§ 28-30

24.12

33

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны

§ 31,32

28.12

34

Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой)

§ 33

14.01

35

Звуковые волны. Скорость звука

§ 38

18.01

36

Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс

§35,36,40

21.01

37

Однородное и неоднородное магнитное поле

Знать/понимать смысл понятий и основные свойства электрического и магнитного полей; знать правило буравчика, правило левой руки; уметь определять направление силы Ампера

Знать/понимать смысл понятий: индукция магнитного поля, магнитный поток

Знать/понимать закон электромагнитной индукции и правило Ленца

Знать/понимать принцип получения переменного тока

Знать/понимать  смысл физических понятий: электромагнитное поле, электромагнитные волны, интерференция света; уметь объяснять электромагнитную природу света

§ 42, 43

25..01

38

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика

§ 44

28.01

39

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки

§ 45

1.02

40

Индукция магнитного поля.  Магнитный поток

§ 46, 47

4.02

41

Опыты Фарадея

§ 48

8.02

42

Электромагнитная индукция

§ 48

11.02

43

Фронтальная лабораторная работа № 5 «Изучение явления электромагнитной индукции»

§ 48

15.02

44

Направление индукционного тока. Правило Ленца.  Явление самоиндукции

§ 49, 50

18.02

45

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах

§ 51

22.02

         

46

Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние

                 § 51

25.02

47

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы

§ 52,53

1.03

48

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения

§ 54-56

4.03

49

Электромагнитная природа света

§58

11.03

§ 59

15.03

50

Преломление света. Показатель преломления

§ 60,62

18.03

51

Дисперсия света. Типы оптических спектров

§ 64

22.03

52

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров

1.04

53

Фронтальная лабораторная работа № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

§ 62,64

5.04

54

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома

Знать/понимать планетарную модель строения атома; уметь объяснять и описывать экспериментальные методы исследования частиц; характер движения заряженных частиц

Знать/понимать, из каких элементарных частиц состоит ядро атома; знать историю открытия протона и нейтрона; строение атомного ядра; уметь определять зарядовое и массовое числа, пользуясь периодической таблицей

Уметь характеризовать альфа-, бета- и гамма-излучения; знать/понимать смысл физических понятий: энергия связи, радиоактивность; уметь записывать простейшие уравнения превращений атомных ядер, рассчитывать дефект масс

Знать/понимать смысл понятий: быстрые и медленные нейтроны, управляемые и неуправляемые ядерные реакции, обогащённый уран

Уметь применять закон сохранения импульса для объяснения движения двух ядер, образовавшихся при делении ядра атома урана

Уметь приводить примеры практического применения ядерных реакторов

Уметь объяснять и описывать биологическое действие радиации, получение и применение радиоактивных изотопов

Уметь приводить примеры термоядерных реакций; знать основные виды элементарных частиц, античастиц

§ 65,66

8.04

55

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях

§ 67

12.04

56

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике

§ 68

15.04

57

Фронтальная лабораторная работа № 7 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

§ 68

19.04

58

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел

§ 69-71

22.04

59

Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция

§ 72-75

26.04

60

Фронтальная лабораторная работа № 8 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

§ 74

29.04

61

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций

§ 76,77

3.05

62

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы

§ 78

6.05

63

Фронтальная лабораторная работа № 9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

§ 78

10.05

64

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд

§ 79

13.05

65

Механические колебания и волны. Звук

Знать основной материал за курс 9 класса

§ 24-40

17.05

66

Электромагнитное поле

§ 42-64

20.05

67

Строение атома и атомного ядра

§ 65-79

20.05

68

Контрольная работа № 3 «Физика-9»

Доп.ист

24.05

    69

Итоговое повторение

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...