урок физики в 9 классе
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Сударева Лариса Степановна

Звук

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fiziki_v_9_klasse._zvuk.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Звук.                Физика.  9 класс.

Учитель физики МОУ «СОШ № 34» г. Воркуты Сударева Лариса Степановна.

     

         Цели урока:

         а) образовательные:

         - формирование знаний по теме «Звук» на частично репродуктивном и частично   поисковом уровне;

         - продолжить формирование  общеучебных навыков и умений (уметь объяснять, работать с учебником, заполнять таблицу; уметь анализировать   материал, сравнивать объекты, факты, явления; уметь абстрагировать материал,  устанавливать причинно-следственные связи; уметь распознавать физические   явления в бытовых ситуациях);

         - развитие навыка решения задач.

         б) воспитательные:

         - формирование навыков социального общения ученик-учитель, ученик-ученик;    

         в) развивающие:

         - развитие речи учащихся (обогащение словарного запаса, усложнение смысловой  функции речи, усиление коммуникативных свойств речи);

- развитие мышления учащихся путем обобщения, выделения главного.

Ход урока.

Этапы

урока

                  Учитель

                 Ученик

I. Органи- зационный.

Мотивация.

– Здравствуйте, рада вас видеть, ребята!

Сегодня на уроке:

1. Мы проверим как вы усвоили тему «Волны» (будет блиц-опрос).

2. Изучим новую тему.

3. Закрепим ее, решая задачи.

II.

Проверка усвоения

темы «Волны».

– Приступим. На партах у вас карточки.

(Смотреть в приложении блиц-карту и вопросы к ней). Всего 5 вопросов. На каждый вопрос дано 4 варианта ответов. Вам нужно выбрать правильный. Каждый правильный ответ – 1 балл. На все 3 мин.

Работа с блиц-картой.

– Завершили работу. Поменяйтесь  

карточками, проверьте.

(Правильные ответы появляются на задней доске, кодоскопе, проекторе, интерактивной доске или карточки с ответами у каждого ребенка на парте).

Взаимопроверка.

– Кто получил 5? Молодцы! Кто 4? Кто 3?

Кто недоволен своим результатом –повторить тему и – ко мне на консультацию и зачет по теме «Волны».

III.

Изложение

нового материала.

– На доске написаны физические термины. Назвав слово, выделяющееся из этого ряда, вы узнаете тему урока.

(На доске написано: амперметр, звук, термометр, линейка, динамометр).

– Миша, как ты думаешь, какое слово выделяется?

– Я думаю, слово «звук».

– Почему?

– Звук—явление, остальные термины обозначают измерительные приборы.

– Правильно! Итак, тема урока…

– Звук!

– Записываем: «Звук».

– Разнообразен и прекрасен мир окружающих звуков. Приведите примеры звуковых явлений по цепочке.

– Пение птиц, игра оркестра, шелест листвы, плач ребенка…

– Как же получить звук? У вас на партах - металлические линейки. Прижмите плотно один конец к парте, а другой — отогните и отпустите.

Выполняют опыт (остановиться не могут).

– Достаточно. У меня есть струна. В ней нет звука. Что мне сделать, чтобы она зазвучала?

– Дернуть!

– Какое движение станет при этом совершать струна?

– Колебательное!

– А ваши линейки, когда вы делали опыт?

–Тоже колебательное.

– Какое тело может быть источником звука?

– Источником звука может быть любое колеблющееся тело.

– Хорошо. Мы говорим, слышен звук. А что у нас колеблется?

– Колеблются и издают звуки голосовые связки.

– Замечательно! Для того, чтобы ощутить колебания связок, надо пальцами притронуться сюда и проговорить что-нибудь. Попробуйте. Можно даже немножко покричать.

Дети выполняют опыт.

– Закончили. Источник звука –колеблющееся тело, так?

– Да.

– Вот я привожу в колебание руку (линейку). Почему не слышно звука?

?

– Дело в том, что человек способен воспринимать колебания, происходящие с частотой от 20 до 20 000 Гц. Сколько колебаний за 1с я должна сделать рукой, чтобы вы услышали?

– Вот именно! Я-то делаю гораздо меньше!

– 20!

– Кроме источника должен быть и приемник звука. Какой орган человека является приемником звука?

–  Да. Но существуют и устройства, являющиеся приемниками звука. Это микрофон, телефон.

– У человека приемником звука является ухо.

–  В учебнике на стр. 122 описан опыт. Смотрим рисунок. Звучит звонок. Если откачивать воздух из-под колокола — звонок прекратит звенеть. Воздух мешает распространению звука?

– Да.

– Но ведь, если выкачать воздух, звонок прекратится!

– Ой! Наоборот! Звук может распространяться только в воздухе.

– А в воде?

– И в воде распространяется.

– А в твердом теле?

– Да! Из-за стенки доносятся звуки.

– Изобразим в тетради схему распространения звука:

источник:          среда        приемник:      

                                           

струна,                                     ухо,

камертон                          микрофон            

                                             

– Рассмотрим подробнее, что

происходит в среде. Например, в воздухе. Колеблющееся тело приводит к сгущению частиц воздуха. Значит, в какой-то другой области пространства происходит их разрежение. Т.к. среда упругая, в движение приходят следующие частицы воздуха.  

– Для какого процесса характерны периодичные сгущения  и разряжения частиц?

– Для волн. Точнее для продольных волн.

– Ну, конечно же! Значит, звук – это…

– Волна.

– Обобщим факты, касающиеся звука, которые мы выяснили сегодня.

– Звук – это волна.

– Уточню: звук – это упругая продольная волна.

– Звук слышен, если источник колеблется с частотой от 20 до

20 000 Гц.

– Необходимы:  источник звука, приемник звука.

– Звук распространяется в среде.

– Молодцы. Запишем в тетради определение звука.

 Звук это упругая продольная волна с частотой от 20 до 20 000 Гц.

– Ребята! Как вы считаете, если тело колеблется с частотой меньшей, чем

20 Гц, волны от него идут?

– Я считаю, что да.

– Нет.

– Конечно! Звук слышен?

– Правильно. Упругие волны, частота которых меньше 20 Гц

называются инфразвуком. Его часто называют «голосом моря», т.к. он часто порождается во время шторма в результате разряжений и сжатий воды.

Волны с частотой более 20 000 Гц называются ультразвуком. Мы его не слышим. Зато собаки ультразвук распознают, как дельфины и летучие мыши.

III.

– Звук бывает разным: высоким и низким (жужжание шмеля и писк комарика), громким и тихим. Характеристики звука представлены в таблице, лежащей на вашей парте. Изучите § 35 и 36 и заполните таблицу. 10 минут.

(Таблицу смотреть в приложении).

Работа с учебником.

Правильность заполнения таблицы проверяется на кодоскопе, проекторе, интерактивной доске или задней доске.

Самопроверка.

IV.

Закрепление

изученного.

– Думаю, что все мы наблюдали грозу. Что при этом происходит?

– Да. Молния сопровождается раскатами грома. Это происходит одновременно.

– Гром!

– Молния!

– Но если гроза далеко, свет и звук дойдут до нас одновременно?

– Нет. Сначала молния, потом гром.

– Да. Это происходит потому, что скорость света (300 000 км/с) гораздо больше скорости звука. А чему она равна и как была определена вы узнаете, прочитав 1 абзац на стр. 125.

Читают.

– У О. Генри есть рассказ, где главный герой со злостью так пнул поросенка, что тот летел, опережая свой собственный визг. С какой скоростью летел поросенок?

– Больше, чем 340 м/с.

– Да. А какова скорость звука в воде, в стали? Смотрим таблицу в учебнике.

– Около 1500 м/с, 5000 м/с.

– Рассмотрим еще одну задачку. Вася и Петя подошли к рельсу. Петя приложил ухо к одному концу рельса, а Вася стукнул по другому. Петя услышал звук 2 раза. Почему?

– Потому, что скорость распространения звука в стали 5000 м/с, а в воздухе 340 м/с. Сначала он услышал одним ухом (по  стали), а потом другим (по воздуху).

V. ДЗ.

– Запишите ДЗ: § 34, 37, 38.

Вы хорошо сегодня поработали. Так же добросовестно отнеситесь к ДЗ. На следующем уроке мы будем решать задачи и вы проведете интересные опыты.

VI.

Рефлексия.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что было интересным?

– Что было самым трудным?

– Урок окончен. До свидания.

     

Приложение 1.

                             Блиц-карта.

       Вопрос 1

       Вопрос 2

       Вопрос 3

       Вопрос 4

       Вопрос 5

  1

  2

   ×

  3

  4

  1

  2

  3

   ×

 4

  1

  2

   ×

  3

   ×

  4

   ×

  1

  2

  3

  4

   ×

  1

  2

  3

   ×

  4

                                                                                 Ф а м и л и я

   

           Вопросы блиц-опроса:

  1. Волнами называется…

         1. Распространение колебаний.

         2. Колебания твердых тел.

         3. Распространение колебаний в среде с течением времени и отставанием по фазе.

         4. Круги, идущие по воде от брошенного камня.

  2. Продольные упругие волны могут распространяться…

         1. Только в твердой среде.

         2. Только в жидкой среде.

         3. Только в газообразной среде.

         4. В твердой, жидкой, газообразных средах.

  3. Какой буквой обозначается длина волны?

          1.ν                2. T                 3. λ                   4. υ

  4. На каком графике отмечена правильно длина волны?

 

 

5. Связь длины волны со скоростью ее распространения определяется формулой:

     

        1. λ= υ T                   2. λ= υ t                  3. λ= Q/m                           4. λ= υ/ν

                                                                                         

Приложение 2.

        Таблица для самостоятельной работы по § 35, 36 учебника.

Характеристика

звука.

От какой физической величины, факторов

зависит.

Примеры (опорными схемами).

Тон

(высокий, низкий)

Тембр

Громкость

           

           Таблица для самопроверки.

Характеристика

звука.

От какой физической величины, факторов

зависит.

Примеры (опорными схемами).

 Тон

(высокий, низкий)

ν, частота

(чем больше ν,тем выше тон)

шмель – комарик

бас – сопрано (или др. варианты)

Тембр

обертоны (совокупность

неосновных тонов разной частоты)

обертоны обеспечивают неповторимость голоса каждого человека (нота «ля» поется всеми людьми на одинаковой частоте, а

голос каждого узнаваем)

Громкость

А, амплитуда колебаний

(чем больше А, тем громче звук); от избирательности восприятия уха

опыт: линейка

(чем больше А, тем громче звук)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Урок физики в 6 классе (по программе Г.Н.Степановой «Физика с пятого класса»)

Урок - исследование по теме "Последовательное соединение проводников"...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...