Первый закон термодинамики (конспект)
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме

Абрамова Тамара Ивановна

Полный вариант

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_zakon_tdpolnyy.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме:

« Первый закон термодинамики»

Абрамова Тамара Ивановна, учитель физики

Цели: 1. Образовательная - сформулировать 1 закон термодинамики; рассмотреть следствия,  вытекающие из него.

2. Развивающая – развитие способов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение), развитие речи (владение физическими понятиями, терминами), развитие познавательного интереса учащихся.

3. Воспитательная – формирование научного мировоззрения, воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям.

Организационные формы  и методы обучения:

  • Традиционные – беседа на вводном этапе урока
  • Проблемные – изучение нового учебного материала путем постановочных вопросов

Средства обучения:

  • Инновационные – компьютер, мультимедийный проектор
  • Печатные – тестовые задания

 

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Повторение домашнего задания:
  • Какими способами можно изменить внутреннюю энергию системы? (за счет совершения работы, либо за счет теплообмена с окружающими телами)
  • Как находится работа газа и работа внутренних сил над газом при постоянном давлении? ( А г = -А внеш= р ΔV)
  • Мука из-под жерновов выходит горячей. Хлеб из печи вынимают также горячим. Чем вызывается в каждом из этих случаев увеличение внутренней энергии муки и хлеба? ( Муки- совершением работы, хлеба- за счет теплообмена)
  • В медицинской практике часто используются согревающие компрессы, грелки, а также массаж. Какие способы изменения внутренней энергии при этом используются? ( теплообмен и совершение работы)
  1. Объяснение нового материала:

Вы знаете, что механическая энергия никогда не пропадает бесследно.

Разогревается кусок свинца под ударами молотка, нагревается холодная чайная ложка, опущенная в горячий чай.

На основании наблюдений и обобщений опытных фактов был сформулирован закон сохранения энергии.

Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество энергии неизменно, она только переходит из одной формы в другую.

Закон был открыт в середине ХIX века немецким ученым Р. Майером, английским ученым Д.Джоулем. Точную формулировку закона дал немецкий ученый Г.Гельмгольц.

Мы рассматривали процессы, в которых внутренняя энергия системы изменялась либо за счет работы, либо за счет теплообмена с окружающими телами (слайд 1)

А как изменяется внутренняя энергия системы в общем случае? (слайд 2)

 I закон термодинамики формулируется именно для общего случая:

ΔU = Aвнеш + Q

А газа = - А внеш,

Q = ΔU + Aг

Следствия:

  1. Система изолирована ( А= О, Q=0)

Тогда Δu = u2-u1=0, или u1=u2 -  Внутренняя энергия изолированной системы остается неизменной

  1. Невозможность создания вечного двигателя – устройства, способного совершать работу без затрат топлива.

        Q = ΔU + Aг, Q=0,        

Аг= - ΔU. Исчерпав запас энергии двигатель перестанет работать.

  1. Закрепление

(работа с навигатором – вывод обобщается)

Решение задачи 1

Проверка ответа ( слайд 3)

Решение задачи 2

Проверка ответа ( слайд 4)

  1. Заключение ( слайд 5)
  2. Рефлексия

( Кому понравился урок – поднимаем руки с жестом «палец вверх», (слайд 6), кому не понравился- поднимаем руки с жестом «палец вниз» ( слайд 7)

  1. Домашнее задание: п. 78, упр. 15 (2,6)

Навигатор

По теме: « I Закон термодинамики».

Закон сохранения и превращения энергии, распространенный на тепловые явления.

Изменения внутренней энергии:

ΔU

                                                                       A                                    Q

ПРОБЛЕМА:

Как изменяется внутренняя энергия в общем случае?

ΔU = А внеш + Q

Вывод:

  1. Изменение внутренней энергии системы при переходе системы из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе.
  2. Аг= - А внеш

Q= Δu + Aг

  1. Если система изолирована:

U1=U2= const

  1. Невозможность создания вечного двигателя:

Q=0, Аг=-Δu

Закрепление:

  1. Газ совершил работу 3* 10 ⁹Дж при передаче ему 8* 10 ⁹Дж теплоты. Чему равно изменение внутренней энергии газа? Что произошло с газом: нагрелся он или охладился?

  1.             Авнеш                                                                Аг

   Q

                                ΔΔ    ΔU-?                       Q                                        ΔU-?

                       1                                                                           2

На рис. 1 и 2 стрелками показано: получает система тепло или отдает; совeршает газ работу или над газом совершается работа. Используется I закона термодинамики, запишите формулу для расчета изменения внутренней энергии для указанных случаев.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый закон термодинамики

Урок изучения и первичного закрепления нового материала основе системно-деятельностного подхода. Урок составлен с учетом требований ФГОС....

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам.

Цель урока: установить связь между изменениями внутренней энергии, работы и количеством теплоты для изопроцессов;  научить решать задачи из ЕГЭ по данной теме.Задачи урока: 1) образовательн...

Применение первого закона термодинамики.

Открытый урок в 10 классе районный  семинар физиков...

Тест по теме первый закон термодинамики

Тестовая работа предназначена для оценки уровня общеобразовательной подготовки по теме «Первый закон термодинамики»...

Конспект урока "Первый закон термодинамики и применение его к различным изопроцессам. Адиабатный процесс"

Разработка урока с применением ЦОР. Формы работы обучающихся: фронтальная групповая....

конспект открытого урока по физике в 10 классе "Применение первого закона термодинамики к изопроцессам"

В работе представлен конспект открытого урока по физике в 10 классе "Применение первого закона термодинамики к изопроцессам", сопровождающийся презентацией для интерактивной доски....

Конспект урока "Первый закон термодинамики"

По плану обобщенного характера....