Урок по теме "Построение изображения в линзах"
план-конспект урока по физике (11 класс) по теме

Гарибян Анаит Овиковна

Материал для открытого урока по теме "Построение изображений в линзах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon td_garibyanao_konkursamo2_konspect.doc221.5 КБ
Office presentation icon urokpostroenie_izobr._v_linzakh.ppt443.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Мой университет»-www.moi-amour.ru

Урок по теме

«Построение изображений,

даваемых линзами».

11 класс

  Подготовила учитель

 физики МБОУ СОШ №1

 г.Минеральные Воды

Гарибян Анаит Овиковна

Урок на тему

«Построение изображений,

даваемых линзами».

ЗАДАЧИ   УРОКА:

 Обучающие задачи: научить строить изображения предмета с использованием свойств характерных лучей собирающей линзы и сформировать умения  решать задачи на построение изображения предмета.

Воспитательные задачи урока: продолжить работу  по развитию познавательной самостоятельности учащихся, умений выделять существенное, сравнивать изучаемые факты, логически мыслить.

Развивающие задачи урока: развивать у учащихся умений находить аналогии, выделять главное, анализировать условия задачи.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала с использованием  элементами  современных компьютерных технологии.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: компьютер, с минимальными техническими требованиями: Windows 2000/XP, видеопроектор, экран.

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

I

Организационный момент. Постановка задач урока

1

Приветствие учителя

II

Фронтальный опрос. Актуализация задач урока

10

Работа учащихся у доски. Устный опрос учащихся .

III

Изучение нового материала: типы изображения, даваемых собирающей линзы, поперечное увеличение линзы, построение изображения, даваемых собирающей линзы

17-19

Рассказ учителя. Беседа. Показ пошаговой анимации

IV

Формирование умений и навыков

15-17

Решение задач. Ответы на вопросы учащихся.

Правильность решенных задач демонстрируется с помощью слайдов

V

Подведение итогов

1

Сообщение учителя

VI

Домашнее задание

1

Запись на доске

  1. Организационный момент, объявление темы, плана работы.
  2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Учитель зачитывает отрывок из произведения Ж.Верна «Таинственный остров»: Сайрес Смит для того, чтобы разжечь костер, взял «два стекла, снятые с часов инженера и Спилета. Наполнив их водой и скрепив их края с помощью глины, Сайрес Смит сфабриковал настоящее зажигательное стекло, которое сосредоточило лучи солнца на охапке сухого мха и воспламенило его».

Какой физический прибор сделал Сайрес Смит? Для чего между выпуклыми стеклами он налил воды?

  1. Фронтальный опрос.

Как ведет себя луч света направленный параллельно оптической оси?

  • Если   луч   света   до   линзы   проходит параллельно оптической оси, то после прохождения линзы пойдёт через фокус.

Как ведет себя луч света направленный через центр линзы?

  • Луч света, проходящий через оптический центр не преломляется.

Как ведет себя луч света направленный через фокус линзы?

  • Если луч света до линзы проходит через фокус, то после прохождения линзы пойдёт параллельно оптической оси.
  1. Изучение нового материала.

1. Действительное изображение. Учитель демонстрирует получение действительного изображения в линзе на слайде.

Действительное изображение точки А – это точка А/ в которой сходится после преломления в линзе пучок лучей, испускаемых точкой А.

  1. Мнимое изображение. Учитель демонстрирует получение мнимого изображения в линзе на слайде.

Мнимое изображение точки А – это точка А/ , в которой пересекаются после преломления в линзе продолжения расходящегося пучка лучей, как бы (мнимо) испускаемых точкой А.

3. Получение изображения свечи. Демонстрация опыта по получению изображения свечи.

4. Работа учащихся у доски. Построение изображения стрелки. находящейся на расстоянии d>2F и d

Учитель вводит виды изображений:

  • Действительное или мнимое
  • Увеличенное или уменьшенное
  • Прямое или перевёрнутое

Учащиеся характеризуют полученное изображение.

Учитель строит изображение в рассеивающей линзе.

5. Построение изображения предмета не стоящего на главной оптической оси. Это задание выполняет учитель на доске, учащиеся работают в тетрадях сверяясь с доской.

Учащиеся характеризуют вид изображения.

IV. Закрепление нового материала.

1.Задание.

 

  1. Самостоятельное выполнение построения.

3. Заполнение таблицы.

V. Итоги урока.

Учитель:

Решать загадки можно вечно,

Вселенная ведь бесконечна,  

Спасибо  нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

А как вы думаете, где мы можем применить полученные знания?

 Мне очень понравилось с вами работать. А теперь давайте подведем итог урока. Объявление оценок.

Творческое задание.

Изготовьте ледяную линзу, для чего налейте в чашку воды и заморозьте ее. Затем, слегка подогрев чашку, выньте готовую ледяную линзу. Определите ее фокусное расстояние.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Построение изображений, даваемых линзами». Выполнила учитель физики МБОУ СОШ №1 г.Минеральные Воды Гарибян Анаит Овиковна

Слайд 2

Сайрес Смит для того, чтобы разжечь костер, взял «два стекла, снятые с часов инженера и Спилета. Наполнив их водой и скрепив их края с помощью глины, Сайрес Смит сфабриковал настоящее зажигательное стекло, которое сосредоточило лучи солнца на охапке сухого мха и воспламенило его» . Какой физический прибор сделал Сайрес Смит? Для чего между выпуклыми стеклами он налил воды?

Слайд 3

Какие линзы бывают? Линзой называют прозрачное тело, ограниченное с двух сторон сферическими поверхностями. Что такое линза ? Собирающие и рассеивающие .

Слайд 4

Что такое рассеивающая линза? Собирающая линза – это линза, преобразующая параллельный пучок света в сходящийся. Что такое собирающая линза? Рассеивающая линза – это линза, преобразующая параллельный пучок света в расходящийся.

Слайд 5

Что такое фокусное расстояние? Точка на главной оптической оси, в которой собираются лучи, падающие параллельно главной оптической оси, после преломления их в линзе. Что такое главный фокус линзы? Фокусное расстояние -расстояние от главного фокуса до центра линзы. Обозначается F .

Слайд 6

Что такое оптическая сила линзы? Тонкая линза – это линза, толщина которой пренебрежимо мала по сравнению с радиусами кривизны ее поверхности. Что такое тонкая линза? Оптическая сила линзы– величина обратная фокусному расстоянию линзы.

Слайд 7

Луч света направленный до линзы параллельно оптической оси, после прохождения линзы пойдёт через фокус. Луч света, проходящий через оптический центр не преломляется. Луч света проходящий до линзы через фокус, после прохождения линзы пойдёт параллельно оптической оси.

Слайд 8

А / ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ F F А O 2 О 1

Слайд 9

А / МНИМОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ А F F О 1 O 2

Слайд 10

h H d > 2F 2F 2F F F О 1 O 2

Слайд 11

Виды изображений: Действительное или мнимое Увеличенное или уменьшенное Прямое или перевёрнутое

Слайд 12

h H d < F 2F 2F F F О 1 O 2

Слайд 13

h H 2F

Слайд 14

ЛИНЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ, РАСПОЛОЖЕННЫЙ ПАРАЛЛЕЛЬНО ГЛАВНОЙ ОПТИЧЕСКОЙ ОСИ B A B / A / F F 2F 2F О 1 O 2

Слайд 15

Найдите графически оптический центр и главный фокус собирающей линзы, если известно, что АВ – предмет, А / В / - его изображение, О 1 О 2 – главная оптическая ось собирающей линзы. А В В / А / О 1 О 2 О F 2F F 2F

Слайд 16

ГРАФИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОПТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА И ГЛАВНОГО ФОКУСА ЛИНЗЫ H h O 1 O 2 A A / O K В В / F F

Слайд 17

Рассеивающая Собирающая Расстояние до линзы d2F d2F действительное или мнимое прямое или перевернутое увеличенное или уменьшенное мнимое мнимое мнимое мнимое прямое прямое прямое прямое уменьшенное уменьшенное уменьшенное уменьшенное действительное перевернутое уменьшенное

Слайд 18

F F F< d> 2F 2F 2F Домашнее задание. § 64 . Задание. Постройте изображение предмета.

Слайд 19

Задание повышенного уровня. Постройте изображение предмета, находящегося на главной оптической оси. В А 2F 2F F F О 1 О 2

Слайд 20

Творческое задание. Изготовьте ледяную линзу, для чего налейте в чашку воды и заморозьте ее. Затем, слегка подогрев чашку, выньте готовую ледяную линзу. Определите ее фокусное расстояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физике "Изображения, даваемые линзой"

Урок по теме "Изображения, даваемые линзой" для 8 класса по учебнику А.В. Перышкина и интерактивной презентацией....

презентация к уроку физики. Линза. построение изображений в линзе

Содержит в себе краткий теориттический материал и практическую часть...

Урок физики в 8 классе "Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения даваемые линзой"

ФИО (полностью): Беденко Сергей Владимирович  Место работы:  МОУ «Харьковская СОШ» Ровеньского района Белгородской  области  Должность:  учитель...

Моделирование Интегрированного урока Построение изображений в линзах. Практическое использование линз.

Интегрированный урок "Физика-Биология"План урока. Цель урока:Выяснить, от чего зависит изображение, полученное с помощью линзы. Задачи урока:1.Научить выполнять построение изображений предме...

Урок по теме: «Изображения, даваемые линзой »

  Отличительные особенности данного урока: современная наглядность, возможность использования пространства Интернет для получения нужной информации по теме урока.    Работа ...

План-конспект цикла уроков. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.

План-конспект уроков. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Карты заданий к каждой теме....

Линза. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы

Начало урока – это залог всего урока. «Всякое познание начинается с удивления» - говорил Аристотель. Увидев   на столах  смайлики и зерно чечевицы,  обучающиеся в...