Программа элективного курса "Методы решения задач по физике в 10 классе"
элективный курс по физике (10 класс) по теме
Программа элективного курса "Методы решения задач по физике в 10 классе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_metody_resheniya_zadach_po_fizike_10.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Методы решения задач по физике»
(10 класс, 35 часов)
Пояснительная записка
Курс рассчитан на учащихся 10 классов общеобразовательной школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Основные цели курса:
- развитие интереса к физике и решению физических задач;
- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики общеобразовательной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. В начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.
При изучении разделов возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.
Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. При этом следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т.д.
В результате изучения курса обучающийся должен знать:
- правила и приемы решения физических задач;
- основные законы и формулы различных разделов физики.
уметь:
- использовать различные способы решения задач;
- применять алгоритмы, аналогии и другие методологические приемы решения задач;
- решать задачи с применением законов и формул, различных разделов физики;
- проводить анализ условия и этапов решения задач;
- классифицировать задачи по определенным признакам.
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является систематизация и совершенствование уже усвоенных в основном курсе знаний и умений и их углубление, а также развитие интереса к физике.
В ходе ее достижения решаются задачи:
- познакомить учащихся с классификацией задач по содержанию, целям, способам представления и содержанию информации и т.д;
- совершенствовать умения решать задачи по алгоритму, аналогии, графические, геометрические и др.;
- отработать алгоритмы решения задач по темам курса физики за 10 класс;
- способствовать овладению методами решения задач по темам курса физики за 10 класс;
- создать основу для правильного понимания естественнонаучной картины мира при рассмотрении законов сохранения;
- описывать состояние вещества на основе положений МКТ и их следствий;
- систематизировать знания о существовании электромагнитного поля при решении задач по электродинамике.
Программа согласована с содержанием программы основного курса. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний, на формирование углубленных знаний и умений.
Программа курса предусматривает проведение лекционных и семинарских занятий. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиадам, набор и составление задач по определенной тематике и др. Курс предполагает выполнение домашних заданий по решению задач.
Итогом данного курса является подготовка учащихся 10 класса к выпускной аттестации в форме ЕГЭ.
Содержание курса
Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач
(1 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Примеры задач всех видов.
Кинематика (4 часа)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи по теме «Кинематика». Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения. Решение задач на определение координаты точки на плоскости и в пространстве. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Метод размерностей, графические решения и т. д.
Динамика и статика
(5 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
Законы сохранения
(7 ч)
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад. Конструкторские задачи и задачи на проекты: проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел
(5 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева-Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на работу сил поверхностного натяжения, капиллярные явления. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Основы термодинамики
(4 ч)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.
Электрическое поле
(4 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
Постоянный электрический ток в различных средах
(5 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля-Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Конструкторские задачи на проекты: проекты и модели освещения, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».
Учебно -тематическое планирование элективного курса
по физике в 10 классе
Номер занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Введение (1 час) | |||
1 | Физическая задача. | 1 | |
Кинематика (4 часа) | |||
2 | Основные законы и понятия кинематики. | 1 | |
3 | Решение расчетных и графических задач на равномерное движение. | 1 | |
4 | Решение задач на равноускоренное движение. | 1 | |
5 | Движение по окружности. Решение задач. | 1 | |
Динамика и статика (5 часов) | |||
6 | Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления | 1 | |
7 | Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. | 1 | |
8 | Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. | 1 | |
9 | Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. | 1 | |
10 | Подбор, составление и решение задач по интересам. | 1 | |
Законы сохранения (7 часов) | |||
11 | Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. | 1 | |
12 | Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. | 1 | |
13 | Задачи на определение работы и мощности. | 1 | |
14 | Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами. | 1 | |
15 | Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. | 1 | |
16 | Знакомство с примерами решения задач по механике районных и областных олимпиад. | 1 | |
17 | Физическая олимпиада. | 1 | |
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (5 часов) | |||
18 | Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). | 1 | |
19 | Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. | 1 | |
20 | Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева—Клапейрона, характеристика критического состояния. | 1 | |
21 | Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. | 1 | |
22 | Качественные и количественные задачи. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания. | 1 | |
Основы термодинамики (4 часа) | |||
23 | Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. | 1 | |
24 | Задачи на тепловые двигатели. | 1 | |
25 | Конструкторские задачи и задачи на проекты: | 1 | |
26 | Физическая олимпиада. | 1 | |
Электрическое поле (4 часа) | |||
27 | Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения. | 1 | |
28 | Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью. | 1 | |
29 | Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: разностью потенциалов, энергией. | 1 | |
30 | Решение задач на описание систем конденсаторов. | 1 | |
Постоянный электрический ток в различных средах (4 часа) | |||
31 | Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. | 1 | |
32 | Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов. | 1 | |
33-34 | Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках. | 2 | |
35 | Итоговое занятие. | 1 |
Литература для учащихся
1. Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для углубл. изуч. физики в 10-11 кл. М.: Просвещение, 1995.
2. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
3. Буздин А. И., Зильберман А. Р., Кротов С. С. Раз задача, два задача... М.: Наука, 1990.
4. Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вербум-М, 2002.
5. Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.
6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.
7. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
8. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004.
9. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.
10. Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы. М.: Просвещение, 2002.
11. Меледин Г. В. Физика в задачах: Экзаменационные задачи с решениями. М.: Наука, 1985.
12. Перелъман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992.
13. Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике. М.:Просвещение, 1993г
14. Слободецкий И. Ш., Асламазов Л. Г. Задачи по физике. М.: Наука, 1980.
15. Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.
Литература для учителя
1. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.
2. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1998.
3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.
4. Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях. М.: Просвещение, 1983.
5. Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по физике во втузе. М.: Высшая школа, 1981.
6. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.
7. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.
8. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2004.
9. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.
10. Тульчинский М. Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.: Просвещение, 1971.
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по физике" 9 класс
В рамках данного курсв рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА....
Рабочая программа по курсу: "Практикум решения задач по физике" 7 класс
Введение данного курса обусловлено необходимостью обучения основной школы. Умение решать задачи – важная часть физического образования. Без решения задач постижения любой из естественных наук, в том ч...
Дифференцированный подход к решению задач по физике 7 класс. Работа и Мощность
Урок по физике 7 класс Работа и Мощность...
Дифференцированный поход к решению задач по физике 8 класс. Тепловые явления
Конспект урока по физике 8 класс...
Рабочая программа Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс
Программа модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер и рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет...
Рабочая программа элективного курса Методы решения задач по физике 10 класс
Рабочая программа элективного курса Методы решения задач по физике 10 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Решение задач по физике» 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Решение задач по физике» 9 класс...