Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса Методы решения задач по физике 10 класс
    элективный курс по физике (10 класс) на тему

    Башканов Александр Павлович

    Рабочая программа элективного курса Методы решения задач по физике 10 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа»

    ПРИНЯТА

    педагогическим советом МКОУ "Калиновская средняя общеобразовательная школа"

    Протокол от «____»___________20__ г. №____

    УТВЕРЖДЕНА

    приказом директора МКОУ "Калиновская средняя общеобразовательная школа"

    от «____»______________20___ г.

    №___

    Директор

    ____________И.А.Барышников

    Рабочая программа элективного курса

    «Методы решения задач по физике».

    10 класс

    2016-2017 учебный год

    Общее количество часов 17.

    Составитель: Башканов А.П., учитель физики и информатики, высшая квалификационная категория

    Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла и рекомендована для принятия педагогическим советом (протокол от «___»________20___ года №____)

    Руководитель методического объединения  Дунайцева А.В._____________

                     

    Пояснительная записка

    Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решение задач. Поэтому важнейшей проблемой в обучении физике является развитие самостоятельности учащихся при решении задач, т. к. умение решать задачи является одним из основных показателей не только глубины усвоения учебного материала по физике, но и уровня развития мышления обучающихся.

    Психологические исследования проблемы обучения решению задач показывают, что основные причины несформированности у обучающихся этих умений и способностей являются следствием, с одной стороны, недостаточного развития мыслительной сферы, что выражается в неумении анализировать содержание задачи, происходящие процессы и основные закономерности изучаемых явлений на качественном уровне и несформированностью приемов общеучебной деятельности учащихся с другой.

    При обучении физике по базовым программам сказывается постоянная нехватка времени для организации деятельности обучающихся по решению нестандартных задач, требующих творческого подхода, активизации мыслительной деятельности, самостоятельности мышления ребенка и овладения ими общими методами и подходами к решению задач различных типов.   Концептуальную основу данного курса составляет общий взгляд на значение и роль интеллектуальной деятельности в формировании гармонического развития личности и определении профессиональных ориентиров. Данный курс предназначен для обучающихся 10-11классов (учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать экзамен по предмету в ВУЗ. Программа курса учитывает  цели обучения по физике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования. Курс "Методы решения задач по физике" рассчитан на 17 часов.

    Задачи курса:            

    -   создание условий для формирования основных мыслительных операций уч-ся, развитие
             продуктивного творческого мышления;

    -   формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической  
            деятельности  при решении задач;

    -   создание  условий для развития самостоятельности мышления, способности
            к   самореализации;            

    -   развитие физического мышления, научного мировоззрения школьников;                                                    

    -   формирование познавательного интереса к предмету.

    -    развитие физической интуиции;

    -    приобретение определенной техники решения задач по физике в соответствии с  
             возрастающими требованиями современного уровня  процессов во всех областях
             жизнедеятельности человека.

    Цели курса:

    -  развитие самостоятельности мышления обучающихся, умения анализировать, обобщать;

    -  формирование метода научного познания явлений природы как базы для интеграции
           знаний;

    -   создание условий для самореализации обучающихся в процессе обучения.

    Программа курса предполагает проведение занятий в виде лекций и семинаров, а также индивидуальное и коллективное решение задач.

    При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики, проводится анализ решения и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее представление о решении задач как на описание того или иного физического явления физическими законами.

    Обучающиеся, в ходе занятий, приобретут:

    -навыки самостоятельной работы;

    -овладеют  умениями анализировать условие задачи, переформулировать и
         перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи;

    -составлять план решения,

    -проверять предлагаемые для решения гипотезы (т.е. владеть основными умственными
         операциями, составляющими поиск решения задачи).

     Решая физические задачи, ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов:

    1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой
            данные и искомые величины и т. д.),

    2) собственно решения (составления плана и его осуществление),

    3) анализа результата решения.

      Главная цель анализа - определить объект (или систему), который рассматривается в задаче, установить его начальное и конечное состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного состояния в другое, выяснить причины изменения состояния и определить вид взаимодействия объекта с другими телами (это помогает объяснить физическую ситуацию, описанную в условии, и дать её наглядное представление в виде рисунка, чертежа, схемы). Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно указываются наименования их единиц в системе СИ).

    Алгоритм решения физических задач.

    1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
    2. Запиши условие в буквенном виде.
    3. Вырази все значения в  СИ.
    4. Выполни рисунок, чертёж, схему.
    5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
    6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
    7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
    8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
    9. Проанализируй реальность полученного результата.

    Формы контроля усвоенных знаний и приобретенных умений могут служить следующие виды работ:

    • разработка и создание компьютерной программы, иллюстрирующей явление или процесс;
    • подготовка и проведение презентации, отражающей последовательность действий при исследовании влияния изменения параметра на состояние системы;
    • тесты или контрольные работы.

    Программа курса.

    № п/п

    Содержание программы

    Количество
    часов

    1

    Введение. Цели и задачи курса. Физическая задача. Классификация задач. Общие рекомендации по решению задач. Значение задач в обучении и жизни уч-ся. Математические основы курса.

    1

    2

    Методы изучения природы. Измерения. Погрешности прямого измерения физической величины. Единицы измерения. С.И. Приемы преобразования единиц измерения.

    Решение экспериментальных задач по теме: «Измерения». Методы и приемы решения экспериментальных задач. (Постановка проблемы; формулирование гипотезы; анализ; измерения; вычисления; анализ результата.) Алгоритм решения экспериментальных задач.        

    1

    3

    Механические явления.

    Относительность движения.

    Кинематика. Характеристики движения Средняя скорость. ( Этапы решения количественных задач. Сравнение аналитико-синтетического и графического методов решения задач. Общий алгоритм решения задач. Решение задач в общем виде.

    Плотность вещества. Практикум по решению задач  Этапы и приемы решения качественных задач. Выработка алгоритма решения качественных задач.

    Давление. Практикум по решению задач: « Давление твердых тел. Давление жидкостей и газов. Гидростатический парадокс. Атмосферное давление».

    Силы в природе. Динамика. Практикум по решению задач на различные виды сил. Составление обобщенных таблиц и алгоритма решения задач по теме: «Динамика. Силы в природе» как опоры для поиска пути решения задачи.

    Архимедова сила. Плавание тел. Исследовательские задачи. Выработка предписания проведения исследований.

    Законы сохранения в механических процессах.  Работа. Мощность.      К. П. Д. Практикум по решению задач на закон сохранения импульса и закон сохранения механической энергии. Сравнение энергетического подхода к решению задач и динамического. Общий алгоритм решения задач по теме. Составление и конструирование задач и рабочих алгоритмов.

    Статика. Практикум по решению задач.         

    11

    4

    Тепловые явления. Практикум по решению задач на закон сохранения энергии в тепловых и механических процессах. Уравнение теплового баланса. Графическое представление процессов. Составление и конструирование задач, алгоритмов решения.         

    2

    5

    Электрические явления. Практикум по решению задач на законы постоянного тока. Закон Ома для участка цепи. Метод эквивалентных схем расчета электрических цепей. Закон сохранения энергии и работа тока.        

    2

    Всего

    17

    Календарно-тематическое планирование элективного курса
    « Методы решение задач по физике».

    Тема урока

    План.
    дата

    Факт.
    дата

    1

    Введение. Физическая задача.

    2

    Измерения. Погрешности измерений. Решение экспериментальных задач.

    3

    Относительность движения        

    4

    Кинематика. Характеристики движения. Средняя скорость. Практикум по решению задач.

    5

    Решение качественных задач по теме: «Плотность вещества»        

    6

    Практикум по решению задач по теме «Давление».

    7

    Решение количественных  задач по теме «Динамика. Движение под действием нескольких сил» (Наклонная плоскость).

    8

    Практикум по решению задач на движение связанных тел.

    9

    Решение задач по теме: «Архимедова сила. Плавание тел» Исследовательские задачи.

    10

    Решение задач по теме: «Элементы статики».

    11

    Практикум по решению задач на закон сохранения импульса.        

    12

    Практикум по решению задач на закон сохранения механической энергии.        

    13

    Практикум по решению задач по теме «К.П.Д. Работа различных сил».

    14

    Графическое представление тепловых процессов. Решение задач на уравнение теплового баланса.

    15

    Практикум по решению задач на закон сохранения энергии в тепловых и механических процессах.

    16

    Практикум по решению задач по теме: « Постоянный ток. Расчет электрических цепей».

    17

    Практикум по решению задач на закон сохранения энергии и работа электрического тока.

    Литература:

    1.  Тренировочные тесты ФИПИ для проведения ЕГЭ за 2008-2012 годы.

    2.  Балаш В.А. задачи по физике и методы их решения. – М.:Просвещение,1983

    3.  Абросимов Б.Ф. Физика: способы и методы поиска решения задач. – М.: Издательство  
        «Экзамен»,2006

    4.  Шевцов В.А. Тренажер по физике (тренировочные задачи). – Волгоград: Учитель,2007

    5.  Гольдфарб Н.И. Физика: сборник задач. – М.:Просвещение,1997

    6.  Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. – М.:«Илекса»,2004

    7.  Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11. – М.:Просвещение,2011

    8.  Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10. – М.:Просвещение,2011

    9.  Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике. – М., «Высшая школа»,1990

    10. Кабардин О.Ф. Справочные материалы. – М.:Просвещение,1991

    12. Гладкова Р.А., Добронравов В.Е., Жданов Л.С., Цодиков Ф.С. Сборник задач и вопросов
         по физике. – М. «Наука»,1983

    13. Новодворская Е.М., Дмитриев Э.М. Сборник задач по физике. – М. , «Оникс 21 век»,
        «Мир и образование»,2003

    14. Гладской В.М., Самойленко П.И. Сборник задач по физике. – М.:Дрофа,2004

    17. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных
          учреждений. – М.:Просвещение,2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса «Методы решения задач по физике» (10-11 класс)

    Программа курса составлена на основе программы «Методы решения задач по физике» авторы В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сауров, профессор Вятского ГГУ, г. Киров.Курс рассчитан на учащ...

    Программа элективного курса "Методы решения задач по физике в 10 классе"

    Программа элективного курса "Методы решения задач по физике в 10 классе"...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

    Рабочая  программаЭЛЕКТИВНОГО КУРСАметоды решения физических задач...

    Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 10 класса (базовый уровень)

    Рабочая программа элективного курса  «Методы решения физических задач»  для  10  класса (базовый уровень)...

    Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 11 класса (базовый уровень)

    Рабочая программа элективного курса  «Методы решения физических задач»  для  11  класса (базовый уровень)...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Методы решения задач по физике"

    Подготовка  учащихся к ГИА ,  углубление  знаний, полученных  при изучении курса физики в 7-9 классах....

    Рабочая программа элективного курса "Методы решения физических задач" 11 класс

    Рабочая программа элективного курса по физике "Методы решения физических задач" 11 класс...