Элективный курс 9 кл.( 16 ч).Физика природных явлений
элективный курс по физике (9 класс) по теме

Элективный курс 9 кл.( 16 ч).Физика природных явлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_vyboru_9kl._16ch._fizika_prirodnykh_yavleniy.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

к курсу по выбору « Физика природных явлений».

   Курс по выбору «Физика природных явлений» создан с целью изучения физики природных явлений. Данный курс составлен на основе авторского методического пособия «Электив 7-9»М., Знание,2010, под редакцией Денбебер С.В. ,Зуевой П.В., Иванникова Т.Н.

       Элективный курс предназначен для обучающихся 9 классов и рассчитан на 16 часов. Курс направлен на реализацию потребности человека в формировании целостной научной картины мироздания на современном этапе. Содержание курса:- создание условий для развития интереса к изучению физики и астрономии. Изучение физики природных явлений имеет, прежде всего, огромную познавательную ценность. Природа – эта гигантская физическая лаборатория – наглядно демонстрирует относительность всевозможных  «перегородок» в предмете «физика», условность разделения физики на отдельные самостоятельные разделы, единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений. В предлагаемом курсе аспект будет сделан на изучение отдельных природных явлений, где школьники будут встречаться с проявлением законов нескольких разделов физики одновременно.

       В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения: выполнять измерения, представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков, выделять главное и анализировать.

Цель курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного  выбора физико-математического профиля обучения; расширение представлений учащихся о целостной картины научного мировоззрения и иметь полное представление о строении и составе Вселенной Изучение физики природных явлений позволяет успешно решить различные технические задачи.

  Задачи курса:

  • углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы на основе изучения физики природных явлений;
  • развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов;
  • формировать навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии, развития способности давать морально-этическую оценку фактам и событиям.

Методы преподавания курса:

  • -  поисковый,
  • -  исследовательский;
  • -  интерактивный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • -  индивидуальные;
  • -  групповые;
  • -  коллективные.

Формы учебных занятий:

  • -  семинары;
  • -  комбинированные уроки с применением информационных технологий.

В курсе будет использоваться оборудование согласно требованием предъявленное к кабинету физики.

Курс развивает компетенции:

Учебно-познавательные;

  • -  логическое мышление;
  • -  творческое мышление;
  • -  креативное мышление;
  • Коммуникативное;
  • -  творческо-коммуникативные способности
  • навыки коллективного соревнования.

В курсе будет использоваться оборудование согласно требованием предъявленное к кабинету физики.

Курс развивает компетенции:

Учебно-познавательные;

  • -  логическое мышление;
  • -  творческое мышление;
  • -  креативное мышление;
  • Коммуникативное;
  • -  творческо-коммуникативные способности
  • навыки коллективного соревнования.

Форма контроля – зачет

Специфика курса требует уделять особое внимание обработке экспериментальных данных и сообщений.

Результатом изучения данного курса является сформированность у учащихся познавательного интереса и оценка учащимися своих образовательных успехов.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу"Физика природных явлений"

  • Смысл понятия гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие.
  • Смысл физических величин.
  • Смысл физических законов.
  • Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел.
  • Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, предсказывать еще неизвестные явления.
  • Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, предсказывать еще неизвестные явления.
  • Приводить примеры практического использования физических знаний.
  • Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию.

Ожидаемыми результатами элективных занятий являются:

  • получение представлений об отдельных природных явлениях, методах научного познания природы и современной физической картины мира;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
  • приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составления рефератов и устного доклада по составленному реферату, навыки проведения опытов с использованием простых физических приборов и анализа полученных результатов;
  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.

Календарно – поурочное планирование.

№ п/п

Тема

Дата проведения

Кол. часов

Самостоятельная,  творческая деятельность учащихся

1.

Вводный инструктаж по ТБ.

Тайна природных явлений .

1

Подбор стихов, репродукций.

2.

Закат солнца.

1

Подготовка докладов, презентаций.

3,4.

Мираж.

2

Подготовка рефератов. Выход в Интернет в поисках информации. Создание презентаций.

5,6.

Гало.

2

Подготовка презентаций,  рефератов.

7,8.

Полярное сияние.

2

Выход и Интернет для поиска информации. Подготовка рефератов, презентаций.

9,10.

Живой свет.

2

Подготовка рефератов. Выход в Интернет в поисках информации. Создание презентаций.

11,12.

Эхо.

2

Подготовка рефератов. Выход в Интернет в поисках информации. Создание презентаций.

13,14.

Природные сонары.

2

Выход и Интернет для поиска информации. Подготовка рефератов, презентаций.

15.

Землетрясение.

1

Выход и Интернет для поиска информации. Подготовка рефератов, презентаций.

16.

Зачет по курсу: "Физика природных явлений"

1

Защита проектов и презентаций.

Итого:

16

Содержание занятий.

Тема 1.

Изучение природы человеком, постижение её законов, раскрытие тайн. Использование законов природы в своей практической деятельности человеком.

Тема 2.

Удивительное в солнечных закатах. Красный цвет заходящего солнца и голубой цвет дневного неба. Рефракция света в атмосфере. Небольшой исторический экскурс. Сплюснутость заходящего солнечного диска. Зелёный луч. Объяснение появления «слепой полосы». Кажущееся увеличение размеров заходящего солнца.

Индивидуальные экспериментальные задания:

  1. Наблюдение рассеяния световых волн на частицах,  размеры которых много меньше длины световой волны.
  2. Преломление света при переходе из одной среды в другую.

Тема 3.

Некоторые виды миражей. Искривление светового луча в оптически неоднородной среде. Радиус кривизны светового луча. Объяснение нижнего («озёрного») миража. Простые верхние миражи. Двойные и тройные миражи. Миражи сверхдальнего видения.

Тема 4.

Структура гало в общем случае. Гало, наблюдаемые в действительности. Общие замечания о физике гало. Наименьший угол отклонения луча в призме. Объяснение возникновения малого гало. Большое гало. Горизонтальный круг, светящиеся столбы и кресты. Ложные солнца, парантелии.

Индивидуальные экспериментальные задания:

  1. Демонстрация прохождения светового луча определённой длины волны через трёхгранную призму.
  2. Демонстрация двукратного преломления луча в шестигранной призме (ледяном кристаллике).

Тема 5.

Формы полярных сияний. Где и когда они наблюдаются. Что такое полярное сияние. Сила Лоренца, векторное произведение двух векторов. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Особенности движения заряженной частицы в неоднородном магнитном поле. Магнитное поле Земли. Люминесценция. Электронные полярные сияния. Протонные полярные сияния. Магнитные бури.

Индивидуальные экспериментальные задания:

  1. Демонстрация кругового движения электронов в магнитном поле.

Тема 6.

Свечение моря. Светящиеся организмы. Особенности свечения живых организмов. Хемилюминесценция. Биолюминесценция как особый вид хемилюминесценции. Зачем они светятся?

Тема 7.

Удивительное эхо. Мир звуков. Эхо однократное и многократное. Искривление звукового луча в акустически неоднородной среде. Когда существенна длина звуковой волны? Эффект Доплера.

Тема 8.

Сонары летучих мышей. Летучая мышь на охоте. Локационные сигналы летучих мышей. Удивительные свойства природных сонаров. Сонар дельфина. Два типа слуха дельфинов. Другие природные сонары.

Тема 9.

Бедствия, причиняемые землетрясениями. Основные понятия и характеристики. Три типа землетрясений. География тектонических землетрясений. Что происходит в очаге землетрясения? К вопросу о предсказании землетрясений.

Список используемой литературы для учителя.

  1. Электив 7-9»М., Знание,2010, под редакцией Денбебер С.В. ,Зуевой П.В., Иванникова Т.Н.
  2. Л.В.Тарасов. Физика в природе. М. Просвещение. 2010 .
  3. Г.П.Мансветова, В.Ф.Гудкова. Физический эксперимент в школе. М. Просвещение. 2010 г.
  4. Т.Е.Гнедина. Физика и творчество в твоей профессии. М. Просвещение. 2009 .
  5. М.Колтун. Мир физики. М. Детская литература. 2010.
  6. М.Аксёнова. Энциклопедия для детей. Астрономия. М. Аванта +.2010.

Список используемой литературы для учащихся.

  1. Л.В.Тарасов. «Физика в природе». Издательство «Просвещение»
    2010.        
  2. М.Н.Ергомышева - Алексеева. « Физика  юным ». Издательство
    «Просвещение» 1011 .        
  3. М. Я. Куприн. «Физика в сельском хозяйстве» Издательство «Просвещение» 2011 .
  4. М.И.Блудов. «Беседы по физике». Издательство « Просвещение»
    1010 .              
     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс Физика природных явлений

Программа предназначена для учащихся 10-11 классов в рамках профильной подготовке, может быть использована во внеклассной работе с учащимися 10-11 классов общеобразовательных учреждений, проявля...

загадки природных явлений-космические явления

материал предназначен для уроков астрономии и географии, к5ак дополнительный материал....

Презентация "Физика в природных явлениях"

Презентация "Физика в природных явлениях"  подготовлена с использованием фотографий природы Большой Ялты. Возможно использовать как при изучении физики в 7 классах, так и в виде краткого обзора п...

Рабочая программа элективного курса по физике "Тепловые явления вокруг нас" 8 класс

Элективный курс "Тепловые явления" предназначенный для 8-х классов интересующихся физикой и планирующих продолжить обучение в классах технического и гуманитарного профиля....

Презентация интересные природные явления на Земле "Оптические явления"

В презентации собрана информация о интересных оптических явлениях, о их происхождении. Можно использовать на уроках физики и на внеурочных мероприятиях....