Методическая разработка урока в 7 классе "Атмосферное давление"
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме

Воронина Ирина Николаевна

Разработка содержит конспект урока по данной теме, презентацию, раздаточный материал в форме инструктивной карты, которую можно раздать во время урока или вклеить заранее в тетради детей, а также видео, содержащеее объяснение опыта с магдебургскими полушариями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный элемент

Учебная деятельность

Наблюдения и выводы

Оценка

1

Упражнение

«Подчеркни нужное»

Индивидуальное письменное упражнение на знание физических величин

Предложенные слова: давление, материя, опыт, единица измерения  давления, цена деления, закон Паскаля, давление газа, сила трения, путь, закон Гука, сообщающиеся сосуды, весы, расстояние, траектория.

2

«Из курса географии»

Фронтальная беседа с классом

_____         _____        _____     _____    _____         _____

3

Демонстрация опытов

Внимательно проследи за демонстрацией опытов

Какое явление ты наблюдал:______________________________________

Вывод:__________________________________________________________

________________________________________________________________

4

Эксперимент

Внимательно проследи за демонстрацией эксперимента

Вывод:__________________________________________________________

________________________________________________________________

5

Решение задачи

Определи массу воздуха в кабинете

Запиши полученный ответ: m=_________

6

Экспериментальная работа в парах

Продумайте и проделайте всевозможные эксперименты с предоставленными вещами

Результаты исследования запиши в таблицу

Тела

Наблюдаемые явления

Объяснение явлений

1.

Пипетка

2.

Шприц

7

Задание «Пустографки»

Восстановите предложения, заполнив пустые графы предложенными терминами.

Осуществите взаимопроверку

 Вокруг Земли существует ______________ , которая удерживается благодаря _______________________. Воздух имеет ________ и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела. С увеличением высоты плотность атмосферы ___________________и давление _____________.

Вставляемые слова:  уменьшается, атмосфера, увеличивается, вес, притяжение Земли, не изменяется , сила отталкивания.



Предварительный просмотр:


Тема урока: «Атмосферное давление. Вес воздуха».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы.

Цели урока:

предметные:

из курса географии вспомнить общие понятия

атмосферы и  атмосферного давления; рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие; обосновать существование веса воздуха.

Метапредметные:

развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов)

личностные:

создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности,

сообщая интересные сведения; показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека; формировать умение работать в парах, включаться в диалог друг с другом.

№ п/п

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Мотивационный этап

Создание эмоционального настроя.

Вхожу в класс, приветствую учащихся, отмечаю отсутствующих.

Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженого кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему  мы не ощущаем этого веса?

Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока.

Тема урока: Атмосферное давление. Вес воздуха.

Настраиваются на урок

Дети пытаются ответить на вопросы, но не всем удаётся.

Ученики записывают тему урока в тетрадь:

Атмосферное давление. Вес воздуха.

        Личностные:

- стремление приобретать новые знания

2.

Определение цели урока

Определим цель урока глядя на тему.  

Цель урока: из курса географии вспомнить строение атмосферы Земли, убедиться в существовании атмосферного давления и научиться использовать полученные знания для решения физических задач.

Ребята, если вы поработаете на уроке плодотворно, то сможете ответить на вопросы: Почему нас воздух не может раздавить своим весом? Почему люди не чувствуют давление атмосферы, но при этом его резкие изменения неблагоприятно сказываются на их самочувствии и здоровье?

Обучающиеся ставят цели

Познавательные:

- сознавать познавательную задачу.

 

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу.

3

Актуализация знаний.

Прежде, чем приступить к новой теме вспомним  термины, которые изучили на прошлых уроках? Для этого Вам необходимо вспомнить термины по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов», которые пригодятся нам сегодня на уроке.

Упражнение «Подчеркни нужное»

Сравните свои результаты со слайдом. За каждый верно подчёркнутый термин поставьте себе балл в карту урока.

А теперь из курса географии давайте вспомним:

Что такое атмосфера, каково её строение?

Назовите слои атмосферы.

Какие физические характерис тики атмосферы вам известны из курса географии?

Какие из этих величин изменяются с высотой?

Как вы думаете, что произошло бы с атмосферой    Земли, если бы не было силы земного притяжения?

Итак, наша Земля окутана невидимым воздушным одеялом, которое простирается вверх на несколько тысяч километров.  Атмосфера не имеет четкой верхней границы. Вследствие действия силы тяжести, верхние слои воздуха, подобно воде в океане, сжимают нижние слои, в результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха.

А почему атмосфера “не оседает” на поверхность Земли?

Оказывается, чтобы покинуть Землю, они должны обладать скоростью не меньше 11,2 км/с, это вторая космическая скорость. Большинство молекул имеют скорость меньше 11,2 км/с. Плотность воздуха уменьшается с высотой.

Учащиеся работают с подчёркиванием терминов используемых ранее при изучении темы.

Воздушная оболочка Земли.

Ионосфера, термосфера, стратосфера, тропосфера

Влажность, температура, плотность, давление.

 Температура, плотность, давление.

Она бы улетела.

Молекулы газов, составляющих атмосферу, движутся непрерывно и беспорядочно.

Познавательные:

- понимать информацию.

4

 Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.

Давайте попробуем дать определение атмосферному давлению.

Итак, атмосферное давление – это давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.

Но мы на себе давление воздуха не ощущаем. Так существует ли оно? Докажем существование атмосферы и атмосферного давления на опытах, а в этом помогут нам сами учащиеся.

Опыт1. Наполним обыкновенный стакан до краёв водой. Накроем его листком бумаги. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно. Вода не выливается. Почему это происходит?

Опыт 2. В 1654 году магдебургский бургомистр и физик Отто фон Герике показал на рейхстаге в Регенсбурге один опыт, который теперь во

всём мире называют опытом с магдебургскими полушариями.

Просмотрим опыт. Какая же сила сжимала полушария?

Какой вывод мы можем сделать,  просмотрев эти опыты?

А сейчас выясним, имеет ли воздух массу?

Опыт 3: Возьмём два резиновых шарика. Один надутый, другой нет. Что в надутом шарике?

 Положим на весы оба шарика. На одну чашу надутый шарик,  на другую сдутый. Что мы видим?

Задача. Определить, какую массу имеет воздух, находящийся в кабинете физики, если длина комнаты – 8м, ширина – 6м, высота – 4м.

 Что мы можем найти по этим данным?

А следовательно и объём воздуха в кабинете.

А как можно определить массу воздуха, зная его объём и плотность?

Если в среднем поверхность человеческого тела составляет около 1,5 м2, то оказывается, что на каждого из нас воздух давит с силой около 15 т.  

Смогли бы мы выдержать такую тяжесть?

Значит должно ей что – то противостоять. Что это может быть?

Как вы думаете почему мы не чувствуем этот вес?

Действительно, мы не смогли бы выдерживать такую тяжесть, если бы ей не противостояло такое же давление внутри нашего тела. Следующий опыт поможет нам понять это.

Опыт 4. Если растянуть двумя руками бумажный лист, и кто-то с одной стороны надавит на него пальцем, то результат будет один — дырка в бумаге. Но если надавить двумя указательными пальцами на одно и то же место, но с разных сторон, ничего не случится. Давление с обеих сторон будет одинаковым. То же самое происходит и с давлением воздушного столба и встречным давлением внутри нашего тела: они уравновешивают друг друга.

Дети пытаются сформулировать

определение.

Воду удерживает давление воздуха. Давление воздуха распространяется во все стороны одинаково (по закону Паскаля), значит, и вверх тоже. Бумага служит только для того, чтобы поверхность воды оставалась совершенно ровной.

Этой силой было действие атмосферного воздуха. Чем больше воздуха выкачивали из полости между полушариями, тем сильнее они сжимались снаружи атмосферным давлением.

Учащиеся наблюдают за учителем, предлагают свои версии, приходят к выводу, что атмосферное давление на самом деле существует.

Воздух

Надутый шарик тяжелее, значит, воздух имеет массу.

Объём комнаты.

Дети называют формулу.

Если воздух имеет вес, то он давит на все, что находится на земле.

Решая задачу, учащиеся приходят к ответу: объем (V) комнаты – 192 м3, значит, в классе 192 м3 воздуха. Он весит почти 1/4 тонны.

Нет.

Такое же давление существует внутри нашего тела.

Познавательные:

-понимать информацию;

- осуществлять анализ, синтез, делать вывод.

Регулятивные:

- действовать по плану.

Личностные:

- осваивать новые виды деятельности.

5

Физкультминутка.

Зарядка для глаз

Дети проделывают упражнения.

6.

Первичное закрепление новых знаний.

Великий Аристотель говорил – сначала собирать факты, и только после этого связывать их мыслью. Давайте прислушаемся к его совету. На столах у вас есть стаканы с водой, пипетка, шприц. Подумайте и проделайте возможные эксперименты с этими предметами. То, что вы наблюдаете – заполните в следующую таблицу:

Тела

Наблюдаемые явления

Объяснение явлений

1.

Пипетка

2.

Шприц

Дети проделывают опыты и заполняют таблицу

7

Подведение итогов урока.

Итак,  в начале урока мы сказали, что на наши вытянутые  ладоши давит воздух с силой, равной весу груженого КАМАЗа. Почему мы

выдерживаем такое давление?

Подведем итоги урока. Для этого восстановите предложения, заполнив пустографки.

1. Вокруг Земли существует ______, которая удерживается  благодаря ______ .

2. Воздух имеет ___ и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела.

3.  С увеличением высоты плотность атмосферы ___________ и  давление _________.

На следующих уроках мы продолжим тему атмосферного давления, мы узнаем, кто и каким способом измерил атмосферное давление, какими приборами можно измерить атмосферное давление, как определить высоту по значениям атмосферного давления.

Дети отвечают на вопрос учителя

Обменяйтесь работами и оцените друг друга

8.

Рефлексия и постановка домашнего задания.

Задание на дом:

– § 40, 41;

– задание №10 на стр.98 (1, 3, 4);

Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании атмосферного давления к доказательствам. Цели нашего исследования достигнуты. В ходе нашего исследования вы показали себя хорошими наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?». Предлагаются варианты ответов:

  • Сегодня  я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Задание на дом:

– § 40, 41;

– задание №10 на стр.98 (1, 3, 4);

Регулятивные:

- контролировать процесс и результаты деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ . ВЕС ВОЗДУХА.

Слайд 3

Цель урока: Вспомнить строение атмосферы Земли. Убедиться в существовании атмосферного давления и научиться использовать полученные знания для решения физических задач.

Слайд 4

«Подчеркни нужное» Д авление , материя, опыт, единица измерения давления , цена деления, закон Паскаля , давление газа , сила трения, путь, закон Гука, сообщающиеся сосуды , весы, расстояние, траектория.

Слайд 5

Атмосферное давление - э то давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.

Слайд 7

«Восстановите предложения» Вокруг Земли существует атмосфера , которая удерживается благодаря притяжению Земли. Воздух имеет вес и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела. С увеличением высоты плотность атмосферы уменьшается и давление уменьшается.

Слайд 8

Цель урока: Вспомнить строение атмосферы Земли. Убедиться в существовании атмосферного давления и научиться использовать полученные знания для решения физических задач.

Слайд 9

Оцени свою работу: 15 – 14 б. - «5» 13 – 10 б. – «4» 9 – 7 б. – «3» Менее 7 б – «2»

Слайд 10

Что тебе понравилось на уроке? Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило… Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Атмосферное давление"

Как сместить акцент с технократического подхода на нравственно - этический? Как помочь детям пройти путем великих открытий, затрагивая самые значимые понятия - высоконравственные качества знаменитых у...

Методическая разработка урока физики в 7 классе "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Урок объяснения и первичного закрепления нового материала материала по теме "Атмосферное давление" с компьютерной поддержкой из коллекции ЦОР. Урок сопровождает фронтальный и демонстрационны...

Методическая разработка урока физики в 7 классе "Решение задач на расчет гидростатического давления"

Методическая разработка урока физики в 7 классе включает разработку урока с использованием интерактивной доски, включает разработку урока в программе Notebook, презентацию....

Методическая разработка урока-лабораторной работы по физике "Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре" (с использованием цифровой лаборатории) - 10 класс.

Методическая разработка лабораторной работы с применением цифровой лаборатории по физике содержит план-конспект урока и презентацию....

Методическая разработка урока по физике в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Урок открытия нового знания на основе метапредметного подхода...

Методическая разработка урока по физике "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класс

В данной разработке представлен сценарий урока по физике по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" для 7 класса....