Научно-познавательная игра по физике "Покори Вселенную"
опыты и эксперименты по физике (7 класс) по теме

Голубенко Сергей Алексеевич

                Научно-познавательная игра посвящена 300-летию М.В. Ломоносова. В ней принимают участие ученики 7-х классов. Команды по три человека должны быть подготовлены учителем, также необходимо подобрать дублирующий состав из трех человек, которые будут  группой поддержки. Игра проходит в 8 этапов (конкурсов). По итогам игры определяются победители: три призовых места, а также выбираются самые активные игроки и члены группы поддержки. Победителей определяют члены жюри, в состав которого входят независимые и не заинтересованные в итогах игры учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий игры171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игры для семиклассников

 Игра посвящена 300-летию М.В. Ломоносова. В ней принимают участие ученики 7-х классов. Команды по три человека должны быть подготовлены учителем, также необходимо подобрать дублирующий состав из трех человек, мы назовем их группой поддержки. Игра проходит в 8 этапов (конкурсов). По итогам игры определяются победители: три призовых места, а также выбираются самые активные игроки и члены группы поддержки. Победителей определяют члены жюри, в состав которого входят независимые и не заинтересованные в итогах игры учителя.

Цель мероприятия: в игровой форме совершенствовать навыки решения качественных задач, расширить кругозор участников игры, развить коммуникативные способности.

Задачи мероприятия: повысить мотивацию для изучения предмета «Физика». Используя полученные знания, научиться объяснять изменения в окружающем мире.  

Ход игры.

Приветствие командам, членам жюри. Вступление.

Ведущий знакомит участников с планом проведения мероприятия и правилами игры. Для каждого этапа отводится определенное время на его выполнение (регламент). Жюри выставляют баллы за каждый конкурс (от 1 до 10). Организаторы в аудитории, назначенные из числа старшеклассников, следят за регламентом и помогают ведущему в проведении игры.

Биография М.В. Ломоносова

Демонстрация фрагмента фильма.

Между конкурсами, во время подведения жюри итогов, представлена презентация о заслугах М.В. Ломоносова.

Сценарий игры

1 конкурс. Приветствие «Мы и ХХI век»

(1 участник, 1мин., мах 5 баллов)

2 конкурс. «Карусель открытий»

 Задание на соответствие. На доске галерея портретов знаменитых людей, ученых, исследователей и представлены их достижения. За 3мин команды должны назвать имена, формулировку закона или явления и провести соответствие между портретом ученого и  рисунком.

( 3 мин., по 1 баллу за угаданный портрет, за достижение + дополнительные баллы за формулировку)

3 конкурс. «Как прекрасен этот мир»

Участникам раздаются планшеты с фотографиями замечательных явлений природы, выбранных ими по жребию (по номерам). За 1,5 мин они должны назвать это явление и указать причину его возникновения в природе.(От 1 до 3 баллов)

4 конкурс. «Черный ящик»

Участники отгадывают загадки и отвечают, что находится в черном ящике. И проводят физическую рекламу, доказывая важность и необходимость присутствия предмета в жизни человека. Рассказать о достоинствах и недостатках данного предмета. Время выполнения задания 2 мин. После чего по одному участнику от каждой команды выходят к демонстрационному столу.   (мах 5 баллов)

5 конкурс. «Кто больше или гимнастика ума»

Из букв, входящих в слово, за 3 мин необходимо составить новые слова слова. (имена существительные в единственном числе обычные и связанные с физикой — в 2 столбика, обычное -1 балл, физическое - 2 балла)  

6 конкурс. «Загадки физических приборов»

Собрать пазлы. Разрезанные на фрагменты изображения знакомых физических приборов нужно собрать, назвать их, рассказать что им измеряют и определить цену деления за 3 мин. (Оценка конкурса мах 4 балла, за цену деления — 2 балла).

 

7 конкурс. «Заморочки из бочки»

Участники выбирают  пословицу и должны охарактеризовать явление или свойство объекта, объяснить почему происходит данное явление.            90 сек (мах 5 баллов)

8 конкурс. «Сюрприз! Сюрприз!»

Участники сами определяют сложность испытания по номеру и    пытаются объяснить предложенный опыт, фокус.

30 сек (мах 5 баллов)

На любом этапе испытаний играющая команда может попросить помощи у группы поддержки и получить лишь половину от положенных баллов.

Один раз в течение игры команда может сделать замену  одного игрока.

Пока жюри подводит итоги и определяет победителей, ведущий говорит заключительное слово.

Итоги игры и награждение победителей.

Ответы для жюри.

1.  «Мы и ХХI век»

Время 60 сек.    От 1 до 5 баллов.

2.«Карусель открытий»

Время 3 мин.  От 1 до 8 баллов, по количеству угаданных портретов и иллюстраций законов или явлений + доп . баллы за формулировку .

       

Соответствие портрета и иллюстрации

Фамилия ученого

Иллюстрация

Формулировка закона (явления)

1-Д

Архимед

Архимедова сила

(выталкивающая)

На тело, погружённое в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости или газа

2-С

Галилео

Галилей

Явление инерции

Свойство тел сохранять покой или равномерное прямолинейное движение, если внешние воздействия на него отсутствуют или взаимно скомпенсированы

3-В

Эванджелиста

Торричелли

Определение атмосферного давления

Ртуть не выливается из трубки обратно в сосуд потому, что атмосферный воздух давит на поверхность ртути в сосуде. Из этого следовало, что воздух имеет вес.

4-А

Блез

Паскаль

Давление передается во все стороны одинаково

Давление, производимое на покоящуюся жидкость или газ, передается в любую точку жидкости или газа одинаково по всем направлениям.

3. «Как прекрасен этот мир»

Время 90сек.   мах 3 балла.        

1. - Молния  (эл.явление)

 2. - Закат (мех. и свет. явления вращения Земли вокруг своей оси)

 3. - Извержение вулкана  (тепл.явление)

            4. - Полярное сияние  (возмущение эл.магн. поля Земли вызванное космическим излучением).

5. - Запах  (диффузия)

6.-Радуга  (световое явление разложения света в спектр)                              7. - Затмение Луны  (мех. и свет. явления)

8. - Ветер  (тепл. и мех. явления движение воздушных масс)

4.   «Черный ящик»

Отгадать загадку  и рассказать о значении предмета в жизни человека, его достоинствах и недостатках.

Участникам предложены:

1. мобильный телефон, 2. лампа энергосберегающая,  3. фотоаппарат,                                     4. песочные часы, 5. спички, 6. свеча, 7. компас.

 Время выполнения 2 мин.      мах 5 баллов.

5.  «Гимнастика ума или кто больше»

Из букв, входящих в слово ЭЛЕКТРИЧЕСТВО за 3 мин необходимо составить новые слова слова. (имена существительные в единственном числе обычные и связанные с физикой — в 2 столбика)

Время 3 мин.    

За обычное слово -1 балл, физическое — 2 балла

6.  «Загадки физических приборов»

Собрать пазлы. Разрезанные на фрагменты изображения знакомых физических приборов нужно собрать, дать название   рассказать, что им измеряют, определить цену деления шкалы за 3 мин.

Изображения барометра, мензурки, термометра, весов, секундомера, манометра.

Прибор

Что измеряет

Цена деления

 1

Барометр

Атмосферное давление

1 мм рт ст

2

Мензурка

Объем жидкости

10 (25,50)мл

3

Термометр

Температура

1° С

4

Весы

Массу тела

 5 г = 0,005 кг

5

Секундомер

Время

0,2 с

6

Манометр

Давление газа

0,01 Мпа =10000Па

Время  3  мин                                                                                                                     Оценка конкурса мах 4 балла, (за цену деления — 2 балла)

7.  «Заморочки из бочки»

Объяснить физический смысл пословицы.

1. Правда - что масло, везде наверх  всплывет.                                                                                           2. Хорошему прыжку хороший разбег нужен.

3. Человек неучёный — что топор неточёный.

4. Бросил дело с камнем в воду.

 5. Ложка дегтю в бочку меда.

6. Ему и беда, что с гуся вода.

Время для каждой команды 90 сек.      

Оценка конкурса мах 5 баллов.

8.   «Сюрприз! Сюрприз!»

Объяснить опыт, фокус.

   1.  Опыт.   Почему картошка находится на разной глубине?

   2.  Фокус.  Как взять монету из воды не намочив рук?

   3.  Опыт.   Почему распускаются кувшинки?

   4.  Фокус.  Как заставить лезвие плавать?

   5.  Опыт.   Как определить, какое яйцо сырое, а какое вареное, не разбивая их?

   6.  Фокус.  Почему шарик не падает с руки?

Время для каждой команды 30 сек.    

Оценка конкурса мах 5 баллов.

Подведение итогов игры.

Ход игры

(Слайд 1)

Ведущий 1. Здравствуйте!  Мы рады видеть Вас на  игре «Покори Вселенную... » своими знаниями и  умениями. Сегодня вы будете соревноваться в различных конкурсах. Для каждого этапа отводится определенное время на его выполнение .

Оценивать наши конкурсы будет компетентное жюри в составе:

1.

2.

3.

4.

5.

Жюри выставляют баллы за каждый конкурс.

Организаторы в аудитории, следят за  регламентом и помогают ведущему в проведении игры.

 

Ведущий 2. Наша игра посвящена 300 — летию  М.В. Ломоносова. 

Рассказывая  о    М. В. Ломоносове, часто приходится произносить слово «первый». (Слайд2)

А. С. Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

 А нашу игру начнем с небольшого фрагмента о биографии этого великого русского человека, а в перерывах между конкурсами познакомимся с его заслугами.

 (3 Фильм)

(Слайд  4)

Вед. 1. Эпиграфом к игре будут служить слова А.С.Пушкина

     О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И, гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель...

(Слайд 5 )

 Вед.2. 1 конкурс называется   «Мы и ХХI век»

И сейчас мы познакомимся с нашими командами. А капитан за 60 сек представит свое приветствие.

Вед.1.  Мы даем время для подведения итогов. А в это время познакомимся с достижениями Ломоносова в области физики. (слайд 6)

Вед. 2. Слово жюри.

(Слайд 7)

Вед. 1.  2 конкурс называется «Карусель открытий»

 Найдите соответствие портретов  ученых и  рисунков с  применением  их законов в жизни. За 3 мин команды должны назвать фамилию ученого, формулировку закона или явления.

Вед.2.  Жюри подводит итоги. А в это время познакомимся с достижениями Ломоносова в области астрономии. (слайд 8)

Вед.1. Слово жюри.

(Слайд с ответом 9)

(Слайд10)

Вед.2.  3 конкурс называется «Как прекрасен этот мир»

Вам предложены фотографии замечательных явлений природы, капитан вытягивает  номер фотографии. За 1,5 мин вы должны назвать это природное явление,  указать с какими физическими явлениями оно связано и причину его возникновения в природе.

   1. - Молния  (эл. Явление)

           2. - Закат (свет.  и мех. явления вращения Земли вокруг своей оси)

3. - Извержение вулкана  (тепл.явление)                                                                                    4. - Полярное сияние  (возмущение эл.магн. поля Земли вызванное   космическим излучением).

           5. - Радуга  (световое явление разложения света в спектр)

           6. - Затмение Луны  (мех. и свет. явления)

Вед.1.   Жюри подводит итоги. А мы знакомимся с достижениями Ломоносова в области  биологии. (Слайд 17)

Вед.2. Слово жюри.

(Слайд 18) 

Вед. 1.  4 конкурс носит название «Черный ящик»

Вам необходимо угадать, что находится в черном ящике. Командам предлагаются загадки и кто быстрее отгадает тому и достается этот ящик. А потом надо провести физическую рекламу, доказывая важность и необходимость присутствия данного предмета в жизни человека, рассказать о его достоинствах и недостатках. Время выполнения задания 2 мин. После чего по одному участнику от каждой команды выходят к демонстрационному столу. (Слайды 19-24)

Загадки:

 1 И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

    А ведёт нас за собой. (компас)

2.  Дом – стеклянный пузырек,

     И живет в нем – огонек!

     Днем он спит, а как проснется,

     Ярким пламенем зажжется.  (лампочка)

3. Наведет

   Стеклянный глаз,

   Щелкнул раз –

   И помнит нас. (фотоаппарат)

4. Весь век идет Ерёмушка:

    Ни сна ему, ни дрёмушки.

    Он шагом точный счет ведет,

    А все же с места не сойдет. (часы)

5. В тесном Домочке.

    Дремлют Дочки.

   Но любая из сестёр,

   Может вспыхнуть как костёр! (спички)

6. Голова огнем пылает,

   Тело тает и сгорает.

   Я полезной быть хочу:

   Лампы нет – я посвечу. (свеча)

Вед. 2. Жюри даем время для подведения итогов. А в это время познакомимся с достижениями Ломоносова в области географии. (Слайд 25)

Вед. 1. Слово жюри для подведения итогов конкурса.

(Слайд 26)    

Вед.2.  Начинаем 5 конкурс  «Кто больше или гимнастика ума»                                                         Из букв, входящих в слово ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ( слайд 27)  за 3 мин вам необходимо составить  как можно больше новых слов, это могут быть имена существительные в единственном числе обычные и связанные с физикой записываете в 2 столбика. (букву можно использовать один раз)  Время 3 мин.

Если слово обычное вы получаете 1 балл, а физическое — 2 балла.

Вед.1   Жюри подводит итоги. А мы знакомимся с достижениями Ломоносова в области истории. (Слайд 28)

Вед.2. Слово жюри.

(Слайд 29)

Вед. 1.  6 конкурс под названием «Загадки физических приборов - пазлы»               Ваша задача -  из разрезанных на фрагменты изображений физических приборов нужно собрать пазлы  воедино, назвать прибор,  рассказать, что  измеряют данным прибором и определить цену деления шкалы за 3 мин. Капитан вытягивает номер конверта.                                                                                                                                        Оценка конкурса от 1 до 4 баллов, (за цену деления — 2 балла)

Вед. 2. Жюри даем время для подведения итогов. А в это время, познакомимся с достижениями Ломоносова в области литературы. (Слайд 30)

Вед. 1. Слово жюри для подведения итогов конкурса.

(Слайд 31)

(Слайд 32)

Вед.2. Следующий предпоследний конкурс называется  «Заморочки из бочки»

Капитаны команды вытягивают по пословице. И за 2 мин надо ответить на вопросы: о каком физическом явлении (понятии, законе) говорится в пословице и  в чем ее житейский смысл. (Слайды 33-38)

          1. Правда - что масло, везде наверх  всплывет.                                                                                                           2. Хорошему прыжку хороший разбег нужен.

           3. Человек неучёный — что топор неточёный.

           4. Бросил дело с камнем в воду.

           5. Ложка дегтю в бочку меда.

           6. Ему и беда, что с гуся вода.

Вед.1. Жюри подводит итоги. А мы знакомимся с достижениями Ломоносова в области химии. (Слайд 39)

Вед.2. Слово жюри.

 

(Слайд 40-41)

Вед.1. И завершающий сегодняшнюю игру конкурс «Сюрприз! Сюрприз!»

Каждой команде согласно жеребьевке предлагаются опыты или фокусы. Задача команды — объяснить за 30 сек их с точки зрения физики.

   1.  Опыт.   Почему картошка находится на разной глубине?

   2.  Фокус.  Как взять монету из воды не намочив рук?

   3.  Опыт.   Почему распускаются кувшинки?

   4.  Фокус.  Как заставить лезвие плавать?

   5.  Опыт.   Как определить, какое яйцо сырое, а какое вареное, не разбивая их?

   6.  Фокус.  Почему воздушный шарик не падает с руки?

(Слайд 42)

Вед.2.  Наша игра  подошла к концу. Пока жюри подводит итоги,  мы подведем итоги об открытиях сделанных М.И. Ломоносовым.

Вед.1. Слово жюри для объявления итогов игры.

(Слайд 43)

Вед.2. Желаем вам:

Ума – чтоб хорошо учиться.

Усидчивости – чтоб научиться.

Решать, считать, и думать, и мечтать,

И на вопросы отвечать.

(Слайд 44)

Вед. 1.  Конфуций говорил «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький». Не важно, каким путём человек получает истинные знания, важен результат. И мы надеемся, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.

Вместе: До новых встреч!!! (Слайд 45)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно - познавательный час

научно - познавательный час по математике с пояснительной...

Методическая разработка урока "Интеллектуальная игра по теме "Вселенная" 5 класс

       Интеллектуальная игра по теме «Вселенная» проводится при изучении курса "Природоведение" в пятом классе на заключительном уроке. Мероприятие позволяет расширить...

Интеллектуальная игра по природоведению "Вселенная"

Презентация может использоваться в рамках предметной недели или как материал для повторения.на заключительном уроке по разделу природоведения "Вселенная"....

Программа внеурочной деятельности (научно – познавательное направление) Кружок «Вместе играем, учимся, переживаем» 1а класс

 Согласно многим периодизациям психического развития личности, младший школьный возраст определяется периодом жизни человека от 6-7 до 9-10 лет. Это одно из наиболее важных обстоятельств в жизни ребен...

Методическая разработка игры по географии "Вселенная"

Методическая разработка игры по географии "Вселенная"...

Познавательная игра "Путешествие во Вселенной"

Разработка воспитательного мероприятия  "Путешествие во Вселенной"  рассчитана на учащихся начальных классов, может быть использована  как педагогами дополнительного образован...