Главные вкладки

    Методическая разработка урока "Интеллектуальная игра по теме "Вселенная" 5 класс
    методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме

    Абанина Диана Петровна

     

             Интеллектуальная игра по теме «Вселенная» проводится при изучении курса "Природоведение" в пятом классе на заключительном уроке. Мероприятие позволяет расширить кругозор учащихся, обобщить знания о науках, изучающих природу; формирует умения наблюдать, узнавать, сравнивать объекты, делать выводы; помогает понять роль изучения человеком природы и вселенной. Урок-игра даёт возможность ребятам показать знания, умения, навыки по изученной теме, учит работать в команде, оценить свои силы и способности. Класс делится на три команды, каждая команда выбирает своё название. Игра состоит из пяти конкурсов, в которых ребята отвечают на предложенные вопросы и выполняют задания. Все конкурсы оцениваются жюри, которое подводит итоги игры, объявляет победителей. Учитель отмечает наиболее активных ребят.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodrazrabotka_intellektualnaya_igra.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Департамент образования администрации города Братска

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №19»

    Методическая разработка урока

    «Интеллектуальная игра по теме «Вселенная»

    Природоведение

    5 класс

                                                                                                       

                                                                                                         

                                                                                                          Разработала Абанина Д.П.,                                                                                                                                                              

                                                                                                      учитель биологии

                                   

            

     2011 г.

    Методическая разработка интеллектуальной игры по теме «Вселенная».

         Цели: обобщить знания учащихся о науках, изучающих природу, о небесных телах, о Вселенной; расширять их кругозор; продолжать формировать умения наблюдать, узнавать, сравнивать объекты.

         Задачи: показать результаты изучения человеком природы и вселенной, привлечь внимание учащихся к вопросу охраны окружающей среды.

    Ход игры

           Учитель: ребята, мы сегодня проводим на уроке обобщающую игру по теме «Вселенная». Будьте внимательными и активными. Слушайте задания. В игре участвует три команды. Прошу сообщить жюри названия команд. Принимаем ваши предложения.

    Ребята предлагают названия команд. Итак,  1 команда называется «Метеор», 2 команда – «Звезда»,  3  команда – «Астероиды».

    I конкурс

    Что же это за науки?

    Командам поочередно задаётся по три вопроса.

    1. Как называется наука, изучающая живую природу? Отметьте происхождение этого термина.

                                                            (Биология.)

    2. Как называется наука, изучающая небесные тела? Что же она изучает?

                                                      ( Астрономия.)

    3. Назовите науку о природных явлениях.                                                                                 (Физика.)

    4. Какая наука изучает животный мир?                                                                                   (Зоология.)

    5. Наука о Земле, её форме, строении, составе, развитии – эта наука называется  …

                                                           ( Геология.)

    6. Назовите науку, описывающую нашу планету, её материки, моря, океаны, страны и народы.                                                

                       (География.)

    7. Назовите науку о растениях.                                                                                                (Ботаника.)

    8. Наука о веществах и их взаимных превращениях – это …

                                                                (Химия.)

    9. Как называется наука о связи живых организмов и среды обитания, о связи человека и природы.          

                           (Экология.)

     Жюри подводит итоги первого конкурса.

    II конкурс

    Какие утверждения верны? [2]

    Учитель называет командам утверждения, которые необходимо оценить, отметить истинные.

    1. Звёзды – небесные тела, которые светят отражённым светом.

    2. Ближайшая к Земле звезда – Солнце.

    3. Солнце – это гигантский пылающий шар.

    4. Солнце по размерам почти такое же, как Луна.

    5. Солнце неподвижно.

    6. Самые большие звёзды называются карликами.

    7. Солнце относится к звёздам-карликам.

    8. Созвездия – это участки звёздного неба.

    9. Названия звёзд и созвездий появились совсем недавно.

                                                                  (Верные утверждения 2,3,6,7,8.)

    Жюри подсчитывает баллы по итогам второго конкурса.

    III конкурс

    Подумайте!

    Задание 1.  Что означают эти цифры?

    88        число звёзд, которые можно увидеть невооружённым глазом

    15000000        число созвездий на небе

    6000        температура внутри Солнца

    Задание 2.  Подберите особенности, характерные для каждой планеты. [1]

    Меркурий                а) имеет плотную, облачную атмосферу из      

    Венера        углекислого газа;

    Земля        б) не имеет атмосферы;

    Марс        в) имеет белые полярные шапки из замёрзшей

            смеси воды и углекислого газа;

            г) населена живыми организмами.

    Задание 3.  Выберите правильный ответ. [2]

    1. Новую систему мира, опровергнувшую учение Птолемея, создал:

    а) Аристарх Самосский;

    б) Н. Коперник;

    в) Г. Галилей.

    2. Первым для изучения небесных тел применил телескоп:

    а) Н. Коперник;             б) Дж. Бруно;              в) Г. Галилей.

     Жюри подводит итоги третьего конкурса.

    IV конкурс

    Кто же самый умный?

    Учитель:   ребята, постарайтесь в данном конкурсе дать правильные и точные ответы. Этот конкурс решающий в нашей игре.

    Вопросы командам.

    1. Что такое Солнечная система?

    2. На какие группы делятся планеты?

    3. Какие планеты относятся к планетам земной группы?

    4. Какая планета земной группы расположена ближе к Солнцу, а какая – дальше всех от нас?

    5. Какая планета земной группы самая маленькая, а какая – самая большая?

    6. Назовите главное отличие Земли от других планет?

    7. Какой газ составляет атмосферы Венеры и Марса?

    8. Какие планеты земной группы имеют спутники?

    9. Почему спутники Марса называются Фобос и Деймос?

    Жюри объявляет результаты четвёртого конкурса.

    V конкурс

    Отгадай-ка!

    Вопрос 1. О каком явлении идёт речь в отрывке? [3]

    «Сотни людей видели её, и всем она казалась кровавого цвета и длинной. На вершине её различали согнутую руку, держащую тяжёлый меч и как бы стремящуюся им поразить…»

                                       Очевидец кометы, 1527 г.

    Вопрос 2. О каком небесном теле идёт речь? [3]

    А) «падающая звезда»        комета

    Б) «волосатая звезда»        метеор

    В) космический камень, упавший        метеорит

    на Землю

    Вопрос 3. Что означают астрономические термины: [1]

    1) Вселенная;                                            4) комета;

    2) Солнечная система;        5) метеор;

    3) планета;        6) метеорит.

    Жюри подводит итоги игры и выявляет победителя.

    Учитель делает вывод, отмечает наиболее активных ребят, проводит рефлексию.

    Литература:

    1. Бравая Н.А. Классная биология в вашей школе. 5-8 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

    2. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внекласс-ным мероприятиям по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2007.

    3. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.

    Абанина Д.П.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Олимпийские игры. Игры древности и современности"

    Данная методическая разработка может использоваться для презентации темы "Олимпийские игры" на уроках  "Истории Древнего мира" в 5 классе. Может быть использована для классного часа.Презентация с...

    Методическая разработка "Олимпийские игры. Игры древности и современности"

    Данная методическая разработка может использоваться для презентации темы "Олимпийские игры" на уроках  "Истории Древнего мира" в 5 классе. Может быть использована для классного часа.Презентация с...

    Методическая разработка интерактивной игры «СВОЯ ИГРА. ПАВЛОВСК» для краеведческого конкурса «Я – павловчанин»

    Организация и проведение конкурсов  с использованием игровых технологий наиболее эффективный способ активизации мыслительного процесса школьников.        «Игра ...

    Методическая разработка межпредменой игры-викторины для пятиклассников "Пифийские игры"

    Игровой метод подачи учебного материала является эффективным средством мотивирования учащихся на самостоятельное усвоение знаний. Данная разработка посвящена этому методу обучения. В игровой форм...

    Методическая разработка математической игры для 7 классов

    Методическая разработка математической игры«Счастливый случай» для 7 классов....

    Методическая разработка урока-игры "Своя игра"

    Конспект урока с презентацией на тему:"Своя игра"...