Рабочая программа по физике для 10 - 11 класса.
рабочая программа по физике (10 класс) по теме

Бабичева Ольга Викторовна

Рабочая программа по физике составлена из расчёта один час в неделю в 10 классе и два часа в неделю в 11 классе. Учебники:

1. 10 класс - Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский;

2. 11 класс - Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_progr._po_fizike_10_11_kl.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 10-11 классов составлена с соблюдением Федерального государственного образовательного стандарта на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике авторов В.А. Орлов, О.Ф. Кабардин, В.А. Коровин и др. (сборник приказов и инструкций МОиН РФ) № 5 М.: Просвещение, 2006).

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312)

учебниками (включенными в Федеральный перечень):

Учебник: «ФИЗИКА-10», авторы: Мякишев        Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Изд-во «Просвещение», 2009 год.

Учебник: «ФИЗИКА-11», авторы: Мякишев        Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М., Изд-во «Просвещение», 2009 год.

сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

Рымкевич  А.П.  Сборник задач  по  физике.   10-11   класс  - М.: Просвещение, 2006 год.

Цели изучения курса – выработка компетенций

общеобразовательных:

-        умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

-        умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

-        умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

 - умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять   экологические   требования   в   практической   деятельности   и повседневной жизни.

предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

 - развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

-        воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

 - применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении при обсуждении естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Настоящая рабочая программа содержит 108 учебных часов из расчет 1 учебный час в неделю в 10 классе (в том числе: контрольных работ - 6, лабораторных работ - 8) и два учебных часа в 11 классе (в том числе контрольных работ - 6, лабораторных работ - 10).

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Кол-во часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

(название программы, автор, издательство, год издания)

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

10

1

-

Примерная

программа среднего (полного)

общего

образования

по

физике, авторы:  В.А.

Орлов, О.Ф.

Кабардин,

В.А. Коровин

и др.

(сборник

приказов и

инструкций

МОиН РФ) №

5М.:

Просвещение, 2006 год

 Учебник «Физика-10» авторы: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, издательство «Просвещение», 2008 год

 Сборник задач по физике, автор А.П. Рымкевич, издательство «Просвещение», 2006 год

 "Физика-10" авторы: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский,  издательство «Просвещение», 2008год

Сборник задач по физике, автор А.П. Рымкевич, издательство «Просвещение», 2006год

Методический портфель в размере темы


Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Кол-во часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

(название программы, автор, издательство, год издания

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

11

2

-

Примерная

программа среднего (полного)

общего

образования

по

физике, авторы: В.А.

Орлов, О.Ф.

Кабардин,

В.А. Коровин

и др.

(сборник

приказов и

инструкций

МОиН РФ) №

5М.:

Просвещение, 2006 год

 Учебник «Физика-11» авторы: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин издательство «Просвещение», 2010год

Сборник задач по физике, автор А.П. Рымкевич, издательство «Просвещение», 2006 год

Учебник «Физика-11» авторы: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин издательство «Просвещение», 2010.

Сборник задач по физике, автор А.П.Рымкевич, издательство «Просвещение», 2006 год

Методический портфель в размере темы


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа по физике

10 – 11 класс

№ п./п.

Раздел

Кол-во часов

Кол-во к./р.

Кол-во л./р.

10 класс

Механика

Введение

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.     Моделирование    физических  явлений     и процессов. Научные гипотезы. Физические законы.  Физические теории. Границы применимости физических законов и теории. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира

20

1

3

5

Кинематика

Механическое       движение       и       его виды.                       Прямолинейное равноускоренное                движение. Криволинейное движение точки на  примере  движения   по  окружности  с постоянной      по      модулю      скоростью. Центростремительное   ускорение.   Система отсчета.    Материальная    точка.    Путь    и перемещение.     Перемещение    и    скорость равномерного     прямолинейного     движения. Относительность механического      движения.      Ускорение. Уравнение движения с постоянным ускорением

6

1

Динамика

Взаимодействие    тел.    Законы    динамики. Принцип    суперпозиции    сил.    Принцип относительности Галилея. Всемирное тяготение.  Инерциальные  системы  отсчета. Сила тяжести и вес. Невесомость. Деформация и силы упругости. Закон Гука. Силы трения. Закон трения скольжения.

6

1

2

Законы сохранения в механике

Законы сохранения в механике.  Предсказательная сила законов классической механики.  Границы применимости классической механики. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств. Импульс    материальной   точки. Реактивное  движение.  Работа  и  мощность. Кинетическая и потенциальная энергии

6

1

3

Статика

Момент силы. Условия равновесия тел

1

Контрольные работы:

1.        Кинематика

2.        Динамика

3.        Законы сохранения в механике
Лабораторные работы:

1.        Исследование движения тела под действием
постоянной силы

2.        Изучение движения тела по окружности под
действием сил упругости и тяжести.

3.        Исследование упругого и неупругого
столкновения тел.

4.        Сравнение работы с изменением
кинетической энергии.

5.        Изучение закона сохранения механической
энергии.

Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.

Молекулярная физика. Основы термодинамики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов.  Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.  Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды. Количество вещества.   Постоянная   Авогадро. Моль. Тепловое        равновесие.   Основные положения MKT. Броуновское   движение.   Масса   и   размеры молекул. Давление газа. Кристаллические  и аморфные тела. Основное уравнение MKT. Измерение скоростей молекул. Опыты Штерна и Перрена. Газовые законы. Изопроцессы. Насыщенные и ненасыщенные  пары. Влажность воздуха. Применение I закона термодинамики к различным   процессам. Принцип   действия тепловых двигателей. Кристаллические и аморфные тела. Механические свойства твердых тел

16

1

3

Контрольные работы:

4. Молекулярная физика.

Лабораторные работы:

6.        Опытная проверка закона Бойля-Мариотта.

7.        Измерение влажности воздуха с помощью
термометра.

8.   Измерение удельной теплоты плавления льда.

Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества

Итого:

36

4

8

11 класс

Электродинамика

 Электростатика

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения        электрического        заряда.  Электрическое   поле. Электризация   тел. Электрическое взаимодействие. Закон Кулона.    Напряженность    электрического поля. Силовые    линии    электрического    поля. Принцип суперпозиции полей. Потенциальность электростатического поля. Потенциальная        энергия       тела        в электрическом      поле.      Разность потенциалов. Связь      между напряженностью   электрического   поля   и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического  поля  конденсатора. 

27

6

3

1

5

Законы постоянного тока

Электрический ток. Сила      тока.      Условия      существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи.   Сопротивление.   Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи.                Последовательное и параллельное соединение проводников Работа   и   мощность постоянного тока

7

1

2

Электрический ток в различных средах

Носители свободных электрических зарядов в      металлах,     жидкостях      и      газах. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р - п — переход. Полупроводниковый     диод.  Транзисторы. Электронная проводимость металлов. Зависимость   сопротивления   проводника   от температуры.                   Сверхпроводимость. Электрический ток в вакууме. Электронные пучки.          Электроннолучевая         трубка. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в газах. Плазма

6

1

Магнитное поле. Электромагнитная индукция.

 Магнитное поле тока. Явление       электромагнитной индукции.    Взаимосвязь    электрического    и магнитного     полей. Взаимодействие токов. Индукция магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца.  Магнитный  поток.  Закон электромагнитной      индукции      Фарадея. Правило   Ленца.       Вихревое   электрическое поле.      Самоиндукция.      Индуктивность. Взаимодействие токов.    ЭДС     индукции     в движущемся проводнике. Энергия магнитного поля

8

1

2

Контрольные работы:

1.        Электростатика.

2.        Законы постоянного тока.

3.        Магнитное поле. Электромагнитная
индукция.

Лабораторные работы:

1.        Измерение электрического сопротивления с
помощью омметра

2.        Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления
источника тока

3.        Измерение элементарного заряда.

4.        Наблюдение действия магнитного поля на
ток.

5.   Измерение магнитной индукции.

Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции

Колебания и волны

Электромагнитное     поле. Электромагнитные      волны.    Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона; для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратуры.        Уравнение    гармонических    колебаний. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные  и вынужденные    колебания.      Условия возникновения свободных колебаний. Маятник. Резонанс.      Автоколебания. Механические         волны.         Уравнение гармонической   волны.   Переменный   ток. Производство,    передача    и    потребление электрической    энергии.    Идеи    теории Максвелла. Свойства        электромагнитных        волн. Принципы          радиосвязи Превращение   энергии   при   гармонических колебаниях.  Свободные     электромагнитные     колебания. Колебательный контур. Действующее значение силы тока и напряжения. Трансформатор. Длина волны.   Скорость   волны.   Звуковые   волны. Распространение электромагнитных      волн.      Радиолокация. Изобретение радио А.С. Поповым

10

1

1

Контрольные работы:

4.   Колебания и волны.

Лабораторные работы:

6. Измерение ускорения свободного падения.

Проведение опытов по исследованию электромагнитных волн

Оптика

Волновые   свойства   света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Свет     как     электромагнитная     волна. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Закон   преломления света. Полное     отражение.     Формула тонкой   линзы.   Линза.     Построение изображения    в    линзе. Призма. Дисперсия света. Интерференция      света.      Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация   света.   Различные    виды электромагнитных излучений и их практическое применение.   Виды   спектров.   Спектральный анализ. Шкала электромагнитных излучений. Оптические приборы. Решение задач по теме: Оптика

12

1

4

Контрольные работы:

5.  Оптика.

Лабораторные работы:

7.   Измерение показателя преломления стекла.

8.   Определение        спектральных        границ чувствительности человеческого глаза.

9.         Измерение длины световой волны.

10.  Наблюдение линейчатых спектров.

Проведение опытов по исследованию волновых свойств света

Теория относительности

Инвариантность скорости света. Принцип относительности Эйнштейна. Пространство и время        в        специальной        теории относительности. Связь массы и энергии. Зависимость массы от скорости.

2

Квантовая физика и элементы астрофизики

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект.  Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза Луи  де  Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Планетарная модель атома.   Квантовые постулаты   Бора. Лазеры.                 Модели строения атомного ядра.  Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.  Ядерная энергетика.       Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные       частицы. Фундаментальные взаимодействия. Тепловое  излучение.  Постоянная  Планка. Опыты  Столетова.  Уравнение   Эйнштейна  для   фотоэффекта. Давление света. Спектры. Люминесценция. Деление ядер урана. Синтез ядер. Химическое действие   света.   Применение   фотоэффекта. Строение атома. Боровская модель атома водорода. Опыт Резерфорда.   Методы   наблюдения   и регистрации           заряженных          частиц. Радиоактивность.   Альфа-,   бета-   и   гамма-излучения. Открытие нейтрона. Ядерные реакции. Цепная ядерная      реакция.      Ядерный      реактор. Термоядерная реакция. Применение    ядерной    энергии.   Законы  движения планет. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.  Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.     Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов  физики для объяснения природы космических объектов. Наблюдение и описание движения небесных тел.  Система   Земля-Луна.    Физическая природа   планет   и   малых   тел   Солнечной системы.  Солнце.  Основные  характеристики звезд. Внутреннее строение Солнца и звезд главной последовательности. Эволюция звезд: рождение, жизнь и смерть звезды. Млечный путь - наша Галактика. Строение и эволюция Вселенной

12

1

Контрольные работы:

6.Квантовая физика.

Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров

Обобщающее повторение

6

Резервное время

3

Итого:

72

6

10

Всего:

108

10

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.

Предлагаю рабочую программу к учебнику  "Физика-7", автор А. В. Перышкин....

Рабочая программа по физике 9 класс

Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое   планирование  составлено  на  основе стандарта РФ основного общего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.

Рабочие программы по физике по учебникам  Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...