Конспект урока по теме «Явление электромагнитной индукции», 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Осипова Галина Николаевна

Конспект открытого урока по теме "Явление электромагнитной индукции", 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_emi_9_kl.docx91.91 КБ

Предварительный просмотр:

9  класс

Тема урока «Явление электромагнитной индукции»

Цели:

  1. Оперативные учебные цели:  
  1.   активное овладение новыми теоретическими знаниями:

      явление электромагнитной индукции, индукционный ток.

  1.  формирование умений применять знание условий возникновения явления электромагнитной индукции для решения качественных и экспериментальных задач.

  1. Развивающие учебные цели:
  1.  Формирование аналитической способности выявлять сходства и различия при объяснении механизма возникновения индукционного тока в различных опытах.
  2.  Развитие скорости выполнения действий при выполнении устных заданий.

  1. Оперативные воспитывающие цели:
  1.  Формирование умений учащихся концентрировать внимание как необходимого условия успешности выполнения задания.
  2.  Воспитание целенаправленного осознанного отношения личности к выполняемой работе посредством формирования навыков предельной внимательности при анализе ответов учащихся.
  3.  Воспитание положительного отношения к труду посредством создания условий для возникновения положительных эмоций у учащихся от правильности, успешности и быстроты решения заданий при закреплении знаний.

План урока

№ п/п

Этап урока

Достигаемые цели урока на данном этапе

Деятельность учащихся и учителя

Время

1.

Проверка усвоения уч-ся ранее изученного материала

3.1

1. Ученик у доски решает интерактивный  Тест к уроку "Магнитный поток"  (http://class-fizika.narod.ru/9_class.htm).

2. Учащиеся выполняют по вариантам  тест по теме «Магнитный поток» (Приложение № 1)

3. Разбор теста.

12 мин

2.

Усвоение нового материала

2.1

2.2

1.1

1.2

1. Анализ учащимися слайда (приложение № 2):

  • Назвать изображенные на слайде объекты.
  • Ответить на вопрос: «Что объединяет эти объекты?»

2. Формулировка учителем темы и   целей  урока (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee83-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_3.swf)

3. Демонстрация порождения магнитного поля электрическим током (DVD – модель электромагнита).

4. Постановка перед учащимися проблемы – можно ли с помощью магнитного поля получить электрический ток?

5. Демонстрация опыта Фарадея.

6. Формулировка определения явления электромагнитной индукции.

7. Демонстрация виртуальных опытов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee83-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_3.swf

 8. Фронтальный эксперимент:

      Цель – выяснить на опыте от чего зависит направление и сила индукционного тока.

9. Формулировка выводов на основе проведенных  опытов.

2 мин

1 мин

2 мин

1 мин

3 мин

3 мин

5 мин

7 мин

2 мин

3.

Закрепление материала

1.2

3.1

3.2

3.3

Разбор тестовых заданий, предлагаемых на ГИА и ЕГЭ по теме «Электромагнитная индукция» (Приложение № 2).  

5 мин

4.

Домашнее задание

§ 49 упр.39

Посмотреть видео фильм «Майкл Фарадей» (Майкл Фарадей (1791-1867) - Класс!ная физика)

2 мин

 

 

Ход урока

  1. Проверка усвоения учащимися ранее изученного материала.

Учитель.  На предыдущем уроке мы, продолжая  изучение раздела «Электромагнитное поле»,  ввели новую характеристику магнитного поля – магнитный поток. Давайте проверим, как вы усвоили это понятие.

Ученики.

 1. Ученик у доски решает интерактивный  Тест к уроку   "Магнитный поток"  (http://class-fizika.narod.ru/9_class.htm).

 2. Учащиеся выполняют по вариантам  тест по теме «Магнитный поток»  (Приложение № 1)

Учитель: Разберем тест, который вы решали.

  1. Изучение нового материала.

 Учитель.  Проанализируйте слайд, представленный на экране:

  • Назовите, изображенные на слайде технические устройства.
  • Ответьте  на вопрос: «Что объединяет эти устройства?»                

(приложение   № 2)

 Учитель. В основе действия всех представленных на слайде технических устройств лежит явление электромагнитной индукции, с которым мы сегодня познакомимся. Формулировка учителем темы и   целей  урока (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee83-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_3.swf)

 Учащиеся. Записывают в тетради тему урока -  «Явление электромагнитной индукции».

 Учитель. В прошлом году вы изучали устройство и принцип действия электромагнита. Давайте вспомним этот материал, посмотрев видео опыт.

Учащиеся. Смотрят опыт (DVD – модель электромагнита).

Учитель.  Данный опыт в очередной раз подтверждает, что электрический ток порождает магнитное поле. А возможен ли обратный процесс?  Можно ли с помощью магнитного поля получить электрический ток?

Учащиеся. Высказывают свои предположения.

Учитель. В 1821 году английский физик Майкл Фарадей (демонстрация портрета М. Фарадея) записал в своем дневнике «Превратить магнетизм в электричество». На решение поставленной задачи у него ушло 10 лет.

Учитель. Давайте повторим некоторые опыты  Фарадея. (Демонстрация – в катушку, соединенную с гальванометром вносят и выносят постоянный магнит).

Учитель. Постоянный магнит можно заменить катушкой с током. (Демонстрация виртуальных опытов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee83-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_3.swf)

Учитель. Используя понятие магнитный поток, сформулируйте  вывод о том, когда в катушке возникает электрический ток?

Учащиеся. Делают выводы о возникновении электрического тока при изменении магнитного потока, пронизывающего катушку.

Учитель.  Явление возникновение электрического тока в замкнутом проводящем контуре при изменении магнитного потока, пронизывающего контур, и называется явлением электромагнитной индукции, а сам ток называют индукционным.

Учащиеся. Записывают определение явления электромагнитной индукции в тетрадь.

Учитель. Выясним в ходе фронтального эксперимента, от чего зависит направление и сила индукционного тока.

Учащиеся. Выполняют дифференцированный  фронтальный эксперимент.

(Оборудование: катушка-виток, соединенная с миллиамперметром, постоянный полосовой магнит)

Задание учащимся 1 ряда

  1. Внесите в катушку-виток магнит южным полюсом. По отклонению стрелки микроамперметра определите направление индукционного тока в катушке.
  2. Выносите из катушки-витка  магнит южным полюсом. По отклонению стрелки микроамперметра определите направление индукционного тока в катушке.
  3. Сделайте вывод, от чего зависит направление индукционного тока.

Задание учащимся 2 ряда

  1. Внесите в катушку-виток магнит северным полюсом. По отклонению стрелки микроамперметра определите направление индукционного тока в катушке.
  2. Выносите из катушки-витка  магнит северным  полюсом. По отклонению стрелки микроамперметра определите направление индукционного тока в катушке.
  3. Сделайте вывод, от чего зависит направление индукционного тока.

Задание учащимся 3 ряда

  1. Медленно внесите в катушку-виток магнит северным полюсом. По отклонению стрелки микроамперметра определите  силу индукционного тока возникающего  в катушке.
  2. Быстро внесите в катушку-виток магнит северным полюсом. По отклонению стрелки микроамперметра определите  силу индукционного тока возникающего  в катушке.
  3. Сделайте вывод, от чего зависит сила индукционного тока.

     

Учащиеся.  Формулировка  и запись в тетрадях выводов на основе проведенных  опытов:

  • Направление индукционного тока зависит от направления магнитных линий и от того, как изменяется магнитный поток – увеличивается или уменьшается.
  • Сила индукционного тока зависит от скорости изменения магнитного потока.

3. Закрепление изученного материала.                                                                                  

 

Учитель. Вы познакомились сегодня с явлением электромагнитной индукции. Для закрепления изученного материала, выполним небольшой тест, который я составила из заданий, предлагаемых учащимся при сдаче ГИА и ЕГЭ.

Учащиеся. Устно разбирают тестовые задания, комментируя их.

Тест  «Электромагнитная индукция»

А 1

Фарадей обнаружил

1) отклонение магнитной стрелки при протекании электрического тока по проводу

2) взаимодействие параллельных проводников с током

3) возникновение тока в замкнутой катушке при опускании в неё магнита

4) взаимодействие двух магнитных стрелок

А  2

В металлическое кольцо в течение первых двух секунд  вдвигают магнит, в течение следующих двух секунд магнит оставляют неподвижным внутри кольца, в течение последующих двух секунд его вынимают из кольца. В какие промежутки времени в катушке течет ток?

  1. 0-6 с        2) 0-2 и 4-6 с      3) 2-4 с       4) только 0-2 с

А 3

Какой процесс объясняется  явлением электромагнитной индукции?

1) отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током

2) возникновение силы, действующей на движущуюся заряженную частицу  в магнитном поле

3) взаимодействие двух проводов с током

4) появление тока в замкнутой катушке при удалении из неё постоянного магнита

А 4

Одно проводящее кольцо с разрезом  поднимают из начального положения вверх над полосовым магнитом, а второе сплошное проводящее кольцо из начального положения (рис.) смещают вправо. При этом индукционный ток

1) течет только в первом кольце

2) течет только во втором кольце

3) течет и в первом, и во втором кольце

4) не течет ни в первом, ни во втором кольце

А  5

На рисунке показаны два способа вращения рамки в однородном магнитном поле. Ток в рамке

1)

возникает в обоих случаях

2)

не возникает ни в одном из случаев

3)

возникает только в первом случае

4)

возникает только во втором случае

А 6

Один раз полосовой магнит падает сквозь неподвижное металлическое кольцо южным полюсом вниз, а второй раз – северным полюсом вниз. Ток в кольце

1) возникает в обоих случаях

2) не возникает ни в одном из случаев

3) возникает только в первом случае

4) возникает только во втором случае

  1. Домашнее задание

Учитель. 

  • Дома вы читаете § 49.
  • Письменно выполняете упражнение № 39.
  • Посмотреть видео фильм «Майкл Фарадей» (Майкл Фарадей (1791-1867) - Класс!ная физика)
  • По желанию приготовить презентацию о применении явления электромагнитной индукции в технике.

Приложение № 1

Тест по теме «Магнитный поток»        

  1. Магнитный поток зависит от
  1. Модуля вектора магнитной индукции
  2. Площади контура
  3. Ориентации контура по отношению к линиям индукции магнитного поля
  4. Всего перечисленного в 1,2 и 3 пунктах

   

  1. Как должна располагаться плоскость витка по отношению к линиям магнитной индукции, чтобы магнитный поток был равен нулю?
  1. Перпендикулярно линиям
  2. Параллельно линиям
  3. Под некоторым углом к линиям
  4. Магнитный поток не зависит от расположения контура

  1. Как должна располагаться плоскость витка по отношению к линиям магнитной индукции, чтобы магнитный поток был максимальным?
  1. Перпендикулярно линиям
  2. Параллельно линиям
  3. Под некоторым углом к линиям
  4. Магнитный поток не зависит от расположения контура

  1. На рисунке показано направление линий магнитного поля. В этом магнитном поле перемещают замкнутый виток проволоки сначала вертикально вверх так, что плоскость витка параллельна линиям индукции магнитного поля (на рисунке – ситуация А), затем в горизонтальном направлении так, что плоскость витка перпендикулярна линиям индукции магнитного поля ( на рисунке – ситуация Б). При каком движении рамки происходи изменение магнитного потока?

                 

  1. Только в А                                3) И в А, и в Б
  2. Только в Б                                 4) Ни в А, ни в Б

  1. На рисунке показано направление линий магнитного поля. В этом магнитном поле перемещают замкнутый виток проволоки сначала вертикально вверх так, что плоскость витка параллельна линиям индукции магнитного поля (на рисунке – ситуация А), затем вращают вокруг горизонтальной оси  ( на рисунке – ситуация Б). При каком движении рамки происходи изменение магнитного потока?

           

  1. Только в А                                3) И в А, и в Б
  2. Только в Б                                 4) Ни в А, ни в Б

Приложение №2

Презентация ЭМИ.ppt

Приложение № 3

Тест  «Электромагнитная индукция»

А 1

Фарадей обнаружил

1) отклонение магнитной стрелки при протекании электрического тока по проводу

2) взаимодействие параллельных проводников с током

3) возникновение тока в замкнутой катушке при опускании в неё магнита

4) взаимодействие двух магнитных стрелок

А  2

В металлическое кольцо в течение первых двух секунд  вдвигают магнит, в течение следующих двух секунд магнит оставляют неподвижным внутри кольца, в течение последующих двух секунд его вынимают из кольца. В какие промежутки времени в катушке течет ток?

  1. 0-6 с        2) 0-2 и 4-6 с      3) 2-4 с       4) только 0-2 с

А 3

Какой процесс объясняется  явлением электромагнитной индукции?

1) отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током

2) возникновение силы, действующей на движущуюся заряженную частицу  в магнитном поле

3) взаимодействие двух проводов с током

4) появление тока в замкнутой катушке при удалении из неё постоянного магнита

А 4

Одно проводящее кольцо с разрезом  поднимают из начального положения вверх над полосовым магнитом, а второе сплошное проводящее кольцо из начального положения (рис.) смещают вправо. При этом индукционный ток

1) течет только в первом кольце

2) течет только во втором кольце

3) течет и в первом, и во втором кольце

4) не течет ни в первом, ни во втором кольце

А  5

На рисунке показаны два способа вращения рамки в однородном магнитном поле. Ток в рамке

1)

возникает в обоих случаях

2)

не возникает ни в одном из случаев

3)

возникает только в первом случае

4)

возникает только во втором случае

А 6

Один раз полосовой магнит падает сквозь неподвижное металлическое кольцо южным полюсом вниз, а второй раз – северным полюсом вниз. Ток в кольце

1) возникает в обоих случаях

2) не возникает ни в одном из случаев

3) возникает только в первом случае

4) возникает только во втором случае


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: «Явления электромагнитной индукции»

Цели урока:-      Обучающая – ознакомить с понятием явления электромагнитной индукции и ее применение на практике.-      Развивающие –развивать умение...

Презентация урока физики в 11 классе по теме "Явление электромагнитной индукции .Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции"

В презентации иллюстрируются опыты Фарадея по ЭМИ, дается понятие магнитного потока, устанавливается правило Ленца и закон ЭМИ....

Разработка урока по теме «Явление электромагнитной индукции». Технологическая карта урока.

Урок изучения нового материала. Познавательные УУД: Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения. Коммуникативные УУД: Пла...

План-конспект урока по физике "Явление электромагнитнй индукции" 9 класс

В данном материале представл план - конспект классической формы проведения урока....

Урок по теме "Явление электромагнитной индукции"

Урок-исследование явления электромагнитной индукции. 9 класс...

Технологическая карта урока на тему "Явление электромагнитной индукции"

Тип урока: урок открытия нового знания.Вместе с технологической картой урока приложены готовые таблицы для выполнения лабораторной работы на уроке....