Конспект урока по теме «Явление электромагнитной индукции», 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
Конспект открытого урока по теме "Явление электромагнитной индукции", 9 класс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 91.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Явление электромагнитной индукции»
Цели:
- Оперативные учебные цели:
- активное овладение новыми теоретическими знаниями:
явление электромагнитной индукции, индукционный ток.
- формирование умений применять знание условий возникновения явления электромагнитной индукции для решения качественных и экспериментальных задач.
- Развивающие учебные цели:
- Формирование аналитической способности выявлять сходства и различия при объяснении механизма возникновения индукционного тока в различных опытах.
- Развитие скорости выполнения действий при выполнении устных заданий.
- Оперативные воспитывающие цели:
- Формирование умений учащихся концентрировать внимание как необходимого условия успешности выполнения задания.
- Воспитание целенаправленного осознанного отношения личности к выполняемой работе посредством формирования навыков предельной внимательности при анализе ответов учащихся.
- Воспитание положительного отношения к труду посредством создания условий для возникновения положительных эмоций у учащихся от правильности, успешности и быстроты решения заданий при закреплении знаний.
План урока
№ п/п | Этап урока | Достигаемые цели урока на данном этапе | Деятельность учащихся и учителя | Время |
1. | Проверка усвоения уч-ся ранее изученного материала | 3.1 | 1. Ученик у доски решает интерактивный Тест к уроку "Магнитный поток" (http://class-fizika.narod.ru/9_class.htm). 2. Учащиеся выполняют по вариантам тест по теме «Магнитный поток» (Приложение № 1) 3. Разбор теста. | 12 мин |
2. | Усвоение нового материала | 2.1 2.2 1.1 1.2 | 1. Анализ учащимися слайда (приложение № 2):
2. Формулировка учителем темы и целей урока (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee83-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_3.swf) 3. Демонстрация порождения магнитного поля электрическим током (DVD – модель электромагнита). 4. Постановка перед учащимися проблемы – можно ли с помощью магнитного поля получить электрический ток? 5. Демонстрация опыта Фарадея. 6. Формулировка определения явления электромагнитной индукции. 7. Демонстрация виртуальных опытов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee83-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_3.swf 8. Фронтальный эксперимент: Цель – выяснить на опыте от чего зависит направление и сила индукционного тока. 9. Формулировка выводов на основе проведенных опытов. | 2 мин 1 мин 2 мин 1 мин 3 мин 3 мин 5 мин 7 мин 2 мин |
3. | Закрепление материала | 1.2 3.1 3.2 3.3 | Разбор тестовых заданий, предлагаемых на ГИА и ЕГЭ по теме «Электромагнитная индукция» (Приложение № 2). | 5 мин |
4. | Домашнее задание | § 49 упр.39 Посмотреть видео фильм «Майкл Фарадей» (Майкл Фарадей (1791-1867) - Класс!ная физика) | 2 мин | |
Ход урока
- Проверка усвоения учащимися ранее изученного материала.
Учитель. На предыдущем уроке мы, продолжая изучение раздела «Электромагнитное поле», ввели новую характеристику магнитного поля – магнитный поток. Давайте проверим, как вы усвоили это понятие.
Ученики.
1. Ученик у доски решает интерактивный Тест к уроку "Магнитный поток" (http://class-fizika.narod.ru/9_class.htm).
2. Учащиеся выполняют по вариантам тест по теме «Магнитный поток» (Приложение № 1)
Учитель: Разберем тест, который вы решали.
- Изучение нового материала.
Учитель. Проанализируйте слайд, представленный на экране:
- Назовите, изображенные на слайде технические устройства.
- Ответьте на вопрос: «Что объединяет эти устройства?»
(приложение № 2)
Учитель. В основе действия всех представленных на слайде технических устройств лежит явление электромагнитной индукции, с которым мы сегодня познакомимся. Формулировка учителем темы и целей урока (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee83-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_3.swf)
Учащиеся. Записывают в тетради тему урока - «Явление электромагнитной индукции».
Учитель. В прошлом году вы изучали устройство и принцип действия электромагнита. Давайте вспомним этот материал, посмотрев видео опыт.
Учащиеся. Смотрят опыт (DVD – модель электромагнита).
Учитель. Данный опыт в очередной раз подтверждает, что электрический ток порождает магнитное поле. А возможен ли обратный процесс? Можно ли с помощью магнитного поля получить электрический ток?
Учащиеся. Высказывают свои предположения.
Учитель. В 1821 году английский физик Майкл Фарадей (демонстрация портрета М. Фарадея) записал в своем дневнике «Превратить магнетизм в электричество». На решение поставленной задачи у него ушло 10 лет.
Учитель. Давайте повторим некоторые опыты Фарадея. (Демонстрация – в катушку, соединенную с гальванометром вносят и выносят постоянный магнит).
Учитель. Постоянный магнит можно заменить катушкой с током. (Демонстрация виртуальных опытов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee83-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_3.swf)
Учитель. Используя понятие магнитный поток, сформулируйте вывод о том, когда в катушке возникает электрический ток?
Учащиеся. Делают выводы о возникновении электрического тока при изменении магнитного потока, пронизывающего катушку.
Учитель. Явление возникновение электрического тока в замкнутом проводящем контуре при изменении магнитного потока, пронизывающего контур, и называется явлением электромагнитной индукции, а сам ток называют индукционным.
Учащиеся. Записывают определение явления электромагнитной индукции в тетрадь.
Учитель. Выясним в ходе фронтального эксперимента, от чего зависит направление и сила индукционного тока.
Учащиеся. Выполняют дифференцированный фронтальный эксперимент.
(Оборудование: катушка-виток, соединенная с миллиамперметром, постоянный полосовой магнит)
Задание учащимся 1 ряда
- Внесите в катушку-виток магнит южным полюсом. По отклонению стрелки микроамперметра определите направление индукционного тока в катушке.
- Выносите из катушки-витка магнит южным полюсом. По отклонению стрелки микроамперметра определите направление индукционного тока в катушке.
- Сделайте вывод, от чего зависит направление индукционного тока.
Задание учащимся 2 ряда
- Внесите в катушку-виток магнит северным полюсом. По отклонению стрелки микроамперметра определите направление индукционного тока в катушке.
- Выносите из катушки-витка магнит северным полюсом. По отклонению стрелки микроамперметра определите направление индукционного тока в катушке.
- Сделайте вывод, от чего зависит направление индукционного тока.
Задание учащимся 3 ряда
- Медленно внесите в катушку-виток магнит северным полюсом. По отклонению стрелки микроамперметра определите силу индукционного тока возникающего в катушке.
- Быстро внесите в катушку-виток магнит северным полюсом. По отклонению стрелки микроамперметра определите силу индукционного тока возникающего в катушке.
- Сделайте вывод, от чего зависит сила индукционного тока.
Учащиеся. Формулировка и запись в тетрадях выводов на основе проведенных опытов:
- Направление индукционного тока зависит от направления магнитных линий и от того, как изменяется магнитный поток – увеличивается или уменьшается.
- Сила индукционного тока зависит от скорости изменения магнитного потока.
3. Закрепление изученного материала.
Учитель. Вы познакомились сегодня с явлением электромагнитной индукции. Для закрепления изученного материала, выполним небольшой тест, который я составила из заданий, предлагаемых учащимся при сдаче ГИА и ЕГЭ.
Учащиеся. Устно разбирают тестовые задания, комментируя их.
Тест «Электромагнитная индукция»
- Домашнее задание
Учитель.
- Дома вы читаете § 49.
- Письменно выполняете упражнение № 39.
- Посмотреть видео фильм «Майкл Фарадей» (Майкл Фарадей (1791-1867) - Класс!ная физика)
- По желанию приготовить презентацию о применении явления электромагнитной индукции в технике.
Приложение № 1
Тест по теме «Магнитный поток»
- Магнитный поток зависит от
- Модуля вектора магнитной индукции
- Площади контура
- Ориентации контура по отношению к линиям индукции магнитного поля
- Всего перечисленного в 1,2 и 3 пунктах
- Как должна располагаться плоскость витка по отношению к линиям магнитной индукции, чтобы магнитный поток был равен нулю?
- Перпендикулярно линиям
- Параллельно линиям
- Под некоторым углом к линиям
- Магнитный поток не зависит от расположения контура
- Как должна располагаться плоскость витка по отношению к линиям магнитной индукции, чтобы магнитный поток был максимальным?
- Перпендикулярно линиям
- Параллельно линиям
- Под некоторым углом к линиям
- Магнитный поток не зависит от расположения контура
- На рисунке показано направление линий магнитного поля. В этом магнитном поле перемещают замкнутый виток проволоки сначала вертикально вверх так, что плоскость витка параллельна линиям индукции магнитного поля (на рисунке – ситуация А), затем в горизонтальном направлении так, что плоскость витка перпендикулярна линиям индукции магнитного поля ( на рисунке – ситуация Б). При каком движении рамки происходи изменение магнитного потока?
- Только в А 3) И в А, и в Б
- Только в Б 4) Ни в А, ни в Б
- На рисунке показано направление линий магнитного поля. В этом магнитном поле перемещают замкнутый виток проволоки сначала вертикально вверх так, что плоскость витка параллельна линиям индукции магнитного поля (на рисунке – ситуация А), затем вращают вокруг горизонтальной оси ( на рисунке – ситуация Б). При каком движении рамки происходи изменение магнитного потока?
- Только в А 3) И в А, и в Б
- Только в Б 4) Ни в А, ни в Б
Приложение №2
Приложение № 3
Тест «Электромагнитная индукция»
А 1 | Фарадей обнаружил | |||||||||
1) отклонение магнитной стрелки при протекании электрического тока по проводу 2) взаимодействие параллельных проводников с током 3) возникновение тока в замкнутой катушке при опускании в неё магнита 4) взаимодействие двух магнитных стрелок | ||||||||||
А 2 | В металлическое кольцо в течение первых двух секунд вдвигают магнит, в течение следующих двух секунд магнит оставляют неподвижным внутри кольца, в течение последующих двух секунд его вынимают из кольца. В какие промежутки времени в катушке течет ток?
| |||||||||
А 3 | Какой процесс объясняется явлением электромагнитной индукции? | |||||||||
1) отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током 2) возникновение силы, действующей на движущуюся заряженную частицу в магнитном поле 3) взаимодействие двух проводов с током 4) появление тока в замкнутой катушке при удалении из неё постоянного магнита | ||||||||||
А 4 | Одно проводящее кольцо с разрезом поднимают из начального положения вверх над полосовым магнитом, а второе сплошное проводящее кольцо из начального положения (рис.) смещают вправо. При этом индукционный ток 1) течет только в первом кольце 2) течет только во втором кольце 3) течет и в первом, и во втором кольце 4) не течет ни в первом, ни во втором кольце | |||||||||
А 5 | На рисунке показаны два способа вращения рамки в однородном магнитном поле. Ток в рамке
| |||||||||
А 6 | Один раз полосовой магнит падает сквозь неподвижное металлическое кольцо южным полюсом вниз, а второй раз – северным полюсом вниз. Ток в кольце | |||||||||
1) возникает в обоих случаях 2) не возникает ни в одном из случаев 3) возникает только в первом случае 4) возникает только во втором случае |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему: «Явления электромагнитной индукции»
Цели урока:- Обучающая – ознакомить с понятием явления электромагнитной индукции и ее применение на практике.- Развивающие –развивать умение...
Разработка урока по теме «Явление электромагнитной индукции». Технологическая карта урока.
Урок изучения нового материала. Познавательные УУД: Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения. Коммуникативные УУД: Пла...

План-конспект урока по физике "Явление электромагнитнй индукции" 9 класс
В данном материале представл план - конспект классической формы проведения урока....

Урок по теме "Явление электромагнитной индукции"
Урок-исследование явления электромагнитной индукции. 9 класс...

Технологическая карта урока на тему "Явление электромагнитной индукции"
Тип урока: урок открытия нового знания.Вместе с технологической картой урока приложены готовые таблицы для выполнения лабораторной работы на уроке....
Конспект урока по теме "Явление электромагнитной индукции"
Конспект урока по физике по теме "Явление электромагнитной индукции".9 класс, деятельностный подход...
