Технологическая карта урока на тему "Явление электромагнитной индукции"
опыты и эксперименты по физике (9 класс)

Самбуу Шончалай Мерген кызы

Тип урока: урок открытия нового знания.
Вместе с технологической картой урока приложены готовые таблицы для выполнения лабораторной работы на уроке. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Самбуу Шончалай Мерген кызы

Предмет: физика

Уровень образования: 9 класс

Тема: Явление электромагнитной индукции

Тип урока: урок изучения нового материала

Время проведения: 35 минут

Учебная цель: формирование представлений о физическом явлении «Электромагнитная индукция»

Цель будет считаться достигнутой, если ученики:

  • правильно воспроизведут определение физического явления «Электромагнитная индукция»
  • научаться демонстрировать опыты Фарадея
  • научаться объяснять возникновение индукционного тока в замкнутом контуре

Педагогическая цель:

организовать учебную деятельность учащихся по освоению ими предметных и универсальных компетенций, связанных с умением самостоятельно добывать знания в ходе эксперимента

Задачи урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с историей открытия явления электромагнитной индукции; предоставить возможность учащимся самостоятельного воспроизведения опытов Фарадея;

содействовать в формировании понятия электромагнитной индукции

подвести учащихся к самостоятельному выводу, что изменяющееся магнитное поле порождает в замкнутом проводнике электрический ток.

познакомить учащихся со значением открытия явления электромагнитной индукции

Развивающие:

продолжить развитие экспериментальных и исследовательских навыков; умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, результатами наблюдений и опытов; развивать умения производить наблюдения и выполнять лабораторные опыты с целью получения новых знаний посредством проведения фронтального эксперимента;

развивать умения определять цели и задачи своей деятельности, умений продуктивно общаться через организацию групповой работы;

способствовать развитию познавательного интереса к физике через привлечение исторического материала.

Воспитательные:

воспитание ответственного отношения к учению на основе готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;

на примерах из истории физики воспитывать думающую личность, умеющую давать нравственную оценку, ценить и понимать важность неустанного труда, целеустремленности.

Оборудование к уроку: Компьютер с мультимедийным проектором, , катушки индуктивности, полосовой магнит, миллиамперметр, ключ, провода соединительные, гальванометр

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся,

ФОУД

Формирование УУД

Определение потребностей и мотивов

Знакомит с высказыванием А.С. Пушкина:

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель!

Готовит учащихся к работе на уроке. Формулирует вопросы, актуализирующие опорные знания и умения учащихся по теме урока.

Проблемный вопрос

Но если эл. ток способен создать магнитное поле, то может быть возможно….наоборот…

Демонстрация учащимся опыт Фарадея с катушкой и постоянным магнитом

Ставит проблему: Откуда появился ток в замкнутом контуре?

Отвечают на вопросы, включаются в мыслительный процесс по изучению явления электромагнитной индукции (Ф)

Формулируют проблемный вопрос

Делают вывод: в катушке появился эл. ток

Фиксируют проблему в тетради.

Личностные: смыслообразование Регулятивные: целеполагание

Познавательные: формулирование проблемы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов

Принятие учебных целей и условий их достижения

Учитель побуждает учащихся к выдвижению гипотез.

А вы знаете название явления, которое только что наблюдали?

Это явление было названо явлением электромагнитной индукции.

Запишем тему нашего сегодняшнего урока – «Явление электромагнитной индукции»

Ответы на какие вопросы вы хотели бы получить на уроке?

Достаточно ли вам будет получить на уроке только знания?

Итак, у вас есть цель, вы поставили перед собой задачи. А как вы будете их реализовывать?

Пытаются разрешить проблемную ситуацию, высказывают предположения, выдвигают гипотезу:

Электрический ток можно получить с помощью магнитного поля.

Фиксируют гипотезу в тетради.

Фиксируют тему в тетради.

Учащиеся определяют что они хотели бы узнать. (Ф)

  • Понять в чем заключается сущность явления.
  • Узнать при каких условиях оно происходит

Нет, только знаний недостаточно, нужны умения

  • Научиться описывать и объяснять физическое явление.
  • Научиться применять полученные знания при решении задач
  • Уметь приводить примеры практического использования

физического явления.

Проводить эксперименты и выполнять упражнения

Регулятивные: планирование

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: разрешение конфликтов

Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов

Для проверки выдвинутой гипотезы класс разбивается на 4 группы, каждая из которых выполняет экспериментальное задание.

Итак, возвращаясь к теме нашего урока, мы теперь можем сформулировать определение и сказать, в чем же заключается явление электромагнитной индукции. При всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур замкнутого проводника, в этом проводнике возникает электрический ток, существующий в течение всего процесса изменения магнитного потока. В этом и заключается явление электромагнитной индукции.

Ток возникающий в проводнике вследствие явления ЭМИ имеет особое название. Пожалуйста, предположите как он может называться.

Электрический ток, возникающий при явлении электромагнитной индукции, называется индукционным.

Учащиеся выполняют экспериментальное задание по группам, после чего идет обсуждение и заполнение таблицы на доске. (Г)

Формулируют определение

Предпологают: индукционный.

Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи

Итоговый самоконтроль и самооценка (рефлексивное осмысление и самопознание)

Закрепление новых знаний

Домашнее задание:

В учебнике: § 48, упр. 39(1, 2), подготовиться к лаб. работе №4

Дополнительное задание: Подготовить сообщение о значении явления электромагнитной индукции в современном мире.

Рефлексия

Проанализируют достигнута ли цель? Решены поставленные задачи?

Оценивают свою работу на уроке

Выполняют тестовые задания ЦОК (Г)

Возвращаются к цели урока и проблемному вопросу, отвечают на него, делают вывод по гипотезе, выходят на практическое применение.

Записывают домашнее задание

Ребята оценивают урок и свою работу на нем, делают выводы о том достигнуты ли цели урока. Говорят о том, что узнали нового. (Ф)

Отмечают на схеме, насколько была понятна тема

Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные: оценка, саморегуляция

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

.

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа«Изучение явления электромагнитной индукции при относительном движении катушки и постоянного магнита»

Порядок выполнения:

1. Соберите цепь

2. Двигайте катушку к одному из полюсов

3. Двигайте катушку от выбранного полюса

4. Заполните таблицу

Движение магнита

Поведение стрелки миллиамперметра

Движение катушки замкнутого контура

Поведение стрелки миллиамперметра

Движение полюсом (N) внутрь катушки

Насаживается на полюс (N) магнита

Выдвигается из катушки

Снимается с полюса магнита

Движение полюсом (S) внутрь катушки

Насаживается на полюс (S) магнита

Выдвигается из катушки

Снимается с полюса магнита

Лабораторная работа«Изучение явления электромагнитной индукции при относительном движении катушки и постоянного магнита»

Порядок выполнения:

1. Соберите цепь

2. Двигайте катушку к одному из полюсов

3. Двигайте катушку от выбранного полюса

4. Заполните таблицу

Движение магнита

Поведение стрелки миллиамперметра

Движение катушки замкнутого контура

Поведение стрелки миллиамперметра

Движение полюсом (N) внутрь катушки

Насаживается на полюс (N) магнита

Выдвигается из катушки

Снимается с полюса магнита

Движение полюсом (S) внутрь катушки

Насаживается на полюс (S) магнита

Выдвигается из катушки

Снимается с полюса магнита

Лабораторная работа«Изучение явления электромагнитной индукции при относительном движении катушки и постоянного магнита»

Порядок выполнения:

1. Соберите цепь

2. Двигайте катушку к одному из полюсов

3. Двигайте катушку от выбранного полюса

4. Заполните таблицу

Движение магнита

Поведение стрелки миллиамперметра

Движение катушки замкнутого контура

Поведение стрелки миллиамперметра

Движение полюсом (N) внутрь катушки

Насаживается на полюс (N) магнита

Выдвигается из катушки

Снимается с полюса магнита

Движение полюсом (S) внутрь катушки

Насаживается на полюс (S) магнита

Выдвигается из катушки

Снимается с полюса магнита

Лабораторная работа«Изучение явления электромагнитной индукции при относительном движении катушки и постоянного магнита»

Порядок выполнения:

1. Соберите цепь

2. Двигайте катушку к одному из полюсов

3. Двигайте катушку от выбранного полюса

4. Заполните таблицу

Движение магнита

Поведение стрелки миллиамперметра

Движение катушки замкнутого контура

Поведение стрелки миллиамперметра

Движение полюсом (N) внутрь катушки

Насаживается на полюс (N) магнита

Выдвигается из катушки

Снимается с полюса магнита

Движение полюсом (S) внутрь катушки

Насаживается на полюс (S) магнита

Выдвигается из катушки

Снимается с полюса магнита



Предварительный просмотр:

Самоанализурока

Учителя физики МАОО лицея «Олчей» г.Ак-Довурак

Тема урока: Явление электромагнитной индукции

Тип урока: урок открытия нового знания


Дидактическая цель: изучение практической направленности знаний физических законов и формирование умений их применить на практике.

Образовательная цель: познакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции, установить связь между магнитными и электрическими полями, показать значение этого явления для физики и техники.

Развивающая цель: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности.

Воспитательная цель: на примере великих ученых показать нравственные и культурные ценности человеческой жизни, идеалы и принципы творческой личности.

Форма организации познавательного процесса – групповая

В начале урока, при объявлении цели урока применяется прием переключения внимания детей на учебную деятельность.

На этапе повторения пройденного материала, заключающегося в решении дифференцированных заданий, происходит актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.

Подведение учащихся к введению понятия явления электромагнитной индукции проводится через исследовательскую деятельность, осуществляющуюся в группах. Фиксация нового физического понятия проводится на основе проблемного эксперимента, оборудование для которого предлагается группам учащихся, что обеспечивает индивидуальное развитие каждого учащегося.

На данном этапе происходит преобразование абстрактного понятия в сенситивное ощущение, практическое осмысление понятия «индукционного тока». Построение умозаключения на основе имеющихся теоретических знаний и проведенного исследовательского эксперимента развивает умения слушать выступление своего товарища, доказывать свою точку зрения, позволяет реализовать руководящие качества отдельных учащихся. Действия учеников отслеживаются учителем и оценивается. Внимание переключается с абстрактных понятий на визуальное восприятие, теоретические знания применяются к окружающим явлениям.

Развитие логических действий на основе полученных из экспериментов знаний имеет место на этапе обсуждения результатов. Делается вывод и формулируется определение явления электромагнитной индукции.

Закрепление знаний происходит через моторно-визуальное восприятие, что позволяет привлечь внимание учащихся и правильно построить опрос.

В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде презентации, так как рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку.

На уроке наиболее оптимальным образом были использованы фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная формы организации познавательной деятельности. Используемые формы организации познавательной деятельности соответствуют цели урока, методам обучения. Познавательная, развивающая и воспитательная цели урока достигнуты через различные методы и приемы учебной деятельности.

Ребятам очень нравится такой вид деятельности, прежде всего из-за того, что они не являются пассивными слушателями, а становятся исследователями, экспериментаторами, делают для себя открытия, мимо которых они прошли бы в обычной жизни.

Регулятивные: постановка цели и анализ условий достижения цели;

Коммуникативные: умение организовать сотрудничество и совместную деятельность.

При построении урока я пользовалась принципом научности, наглядности, системности, последовательности.

Выбраны разные формы работы: групповая, фронтальная и индивидуальная.

Групповые формы работы эффективны, так как создают условия для

развития самостоятельности, сотрудничества, взаимопонимания и общения всех детей. Поэтому я на этапе актуализации знаний и выполнения типовых заданий использовала эту форму работы (4 группы по 6 человек).Лидер-

модератор группы отвечал за организацию работы, это воспитывает чувствоответственности за принятое решение. При повторении теории каждый смог показать свои знания (определения устно, формулы и графики

фиксировались на доске). Повторение прошло организованно. Итог этапа –теоретические знания усвоены.Типовые задания отработали в группах,

четкая организация обратной связи (сигнальные карточки, ответы на экране) позволила мне видеть допускаемые ошибки и корректировать, предлагая

исправить с доказательством другим группам. Успешное выполнение задания, где требовалось применить знания в нестандартной ситуации, позволило мне перейти к индивидуальной проверке знаний.

Успеваемость %,качество %(работы проверены мною послеурока).

На последнем этапе учащиеся работали комбинированно в группе и фронтально, выполняли лабораторную работу. Справились успешно и показали хороший уровень умения работать в команде. Цели урока достигнуты.

Темп урока средний, он соответствовал уровню класса. Хорошая работоспособность учащихся обеспечивалась за счет быстрой смены

деятельности и постоянного отслеживания результатов. Использование ИКТ и тестов в ЦОК способствовало быстрой самопроверке в группах и взаимопроверке.

Учитель: Самбуу Ш.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по теме "Электромагнитная индукция"

Данный урок «Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея» - является продолжением темы «Электромагнитные явления» в 9 классе. Очень интересная тема  с исторической, теоретической и практической точк...

Презентация к урокам "Магнитное поле", "Электромагнитная индукция"

Данная презентация используется  на повторно - обобщающем уроке, в качестве повторения и обобщения материала.После повторения дается тест на 2 варианта....

Урок-презентация "Явление электромагнитной индукции"

«Превратить магнетизм в электричество»- записал Фарадей  в своем дневнике. 1821г. И только через10 лет он смог решить эту задачу. Мы с вами откроем, то, что Фарадей не мог открыть 10 лет, за неск...

Презентация к уроку по теме "Электромагнитная индукция" 11 клас

Презентация подготовлена в соответствии с рабочей программой общеобразовательной средней школы и может быть использована  как при изучении нового материала, так и при проведении обобщающего занят...

Разработка урока по теме «Явление электромагнитной индукции». Технологическая карта урока.

Урок изучения нового материала. Познавательные УУД: Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения. Коммуникативные УУД: Пла...

Технологическая карта урока "Явление электромагнитной индукции"

Технологическая карта урока по физике по теме "Явление электромагнитной индукции". Урок соответствует требованиям ФГОС....