Технологическая карта урока "Явление электромагнитной индукции"
методическая разработка по физике (10 класс)

Технологическая карта урока по физике по теме "Явление электромагнитной индукции". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx63.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по физике

Тема:

Явление электромагнитной индукции

Тип:

 Открытие новых знаний

Задачи:

Планируемые результаты

Предметные: 

умение описывать и объяснять явление электромагнитной индукции

Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Личностные:

формирование познавательного интереса к физике;

убежденности в возможности познания природы;

самостоятельности в приобретении новых знаний

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Этапы урока

1 этап - Активное целеполагание

Содержание деятельности учителя

Найдите в тексте верные и неверные утверждения, выберите те, которые вызывают сомнения:

  1. Электрический ток создает магнитное поле.
  2. Магнитный поток, пронизывающий контур, зависит от вектора магнитной индукции, площади контура и от того под каким углом линии магнитной индукции падают на этот контур.
  3. С помощью магнитного поля можно получить  электрический ток.
  4. Полосовой магнит создает постоянное неоднородное магнитное поле

Содержание деятельности обучающихся

Читают утверждения и выбирают те, которые вызывают сомнения. На основе этих утверждений формулируют тему урока: «Получение электрического тока с помощью магнитного поля».

Тема урока записывается на доске:

Как с помощью магнитного поля получить электрический ток?

Беседа с учащимися.

Исходя из темы урока,

-что необходимо для получения тока с помощью магнитного поля?

-С помощью чего можно получить магнитное поле?

-Чтобы протекал ток необходимо собрать электрическую цепь. Из каких элементов она должна состоять?

На доске учитель выписывает ключевые слова: магнитное поле, магнит, электрический ток, электрическая цепь, провода, прибор, регистрирующий ток, замкнутая цепь.

Учитель дает задание: создать кластеры самостоятельно в тетрадях, опираясь на ключевые слова, написанные на доске.

Постановка проблемы:

Перед вами на столе собрана цепь, в которой есть все необходимое, чтобы по ней шел ток, также имеется магнит. Попробуйте сформулировать проблему.

Создают кластеры самостоятельно в тетрадях, опираясь на ключевые слова, написанные на доске.

Один ученик предлагает свою систему кластеров на доске.

G:\Untitled-3.png

Обсуждает с учащимися предложенные формулировки проблемы.

Учащиеся предлагают формулировку проблемы.

Примеры формулировки проблемы:

      -Почему не идет ток?

- Замкнутый проводник находится в магнитном поле. Какие необходимы условия, чтобы по нему пошел ток?

2 этап - операционно-деятельностный

Содержание деятельности учителя

Предложите способы решения этой проблемы.

(найти ответ в интернете, прочитать параграф учебника, поставить свои эксперименты).

Попробуем найти решение данной проблемы, прочитав текст §49 учебника с.161 со слов «на рис. 125…»

Читая текст, ставьте значки

 «+», если то, что вы читаете, является для вас новым;

 « V», если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

 «?», если то, что вы читаете непонятно или вы хотите об этом узнать больше.

Обсуждение прочитанного текста.

Обобщение.

Вернемся к экспериментальной установке на столе. Что же необходимо сделать, чтобы пошел ток в цепи? Продемонстрируйте, пожалуйста.

Предложите способы изменения магнитного потока.

Какой из способов используется в наблюдаемом экспериименте?

Диагностика.(тест прилагается)

Учитель предлагает тест для самопроверки (без оценки, 5 вопросов)

Итоги теста:

-кто ответил на все вопросы правильно?

-кто не ответил на первый вопрос? И т.д.

Домашнее задание: §49, упр.39, найти ответы на вопросы, которые вы поставили в процессе чтения параграфа на уроке. С этого мы начнем следующий урок.

Содержание деятельности обучающихся

Читая текст §49 учебника с.161 со слов «на рис. 125…», ищут ответ на поставленную проблему. Прием – таблица «Инсерт».

Обсуждение прочитанного текста. Поиск главной мысли для решения проблемы.

Вывод: магнитный поток, пронизывающий контур замкнутого проводника должен изменяться.

Ученик демонстрирует, что надо сделать, чтобы в цепи пошел ток (решение проблемы).

Самостоятельно записывают вывод:

при изменении магнитного потока, пронизывающего контур замкнутого проводника, в этом проводнике возникает электрический ток.  Это явление называется электромагнитной индукцией.

Анализируют формулу магнитного потока и предлагают способы его изменения.

Диагностика.

Решают тест и оценивают себя сами.

Ответы и критерии оценки на доске.

3 этап - Оценочный этап

Содержание деятельности учителя

 

Содержание деятельности обучающихся

Дополнительный материал к уроку:

Диагностика достижения планируемых результатов

Тест «Электромагнитная индукция»

1.Какой процесс объясняется явлением электромагнитной индукции?

  1. Отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током
  2. Появление тока в замкнутой катушке при опускании в нее постоянного магнита
  3. Возникновение силы, действующей на проводник с током в магнитном поле

2. Электрический ток возникает в замкнутом проводнике, если

1)магнитный поток пронизывающий контур замкнутого проводника не изменяется

2) магнитный поток пронизывающий контур замкнутого проводника  изменяется

3) магнитный поток не пронизывает контур замкнутого проводника

3. Катушка замкнута на гальванометр. В каких из перечисленных случаев в ней возникает электрический ток?

А. В катушку вдвигают постоянный магнит

Б. Катушку надвигают на постоянный магнит

1) Только А

2) Только Б

3) В обоих случаях

4) ни в одном из перечисленных случаев

4.На рисунке показаны два способа вращения рамки в однородном магнитном поле.

Ток в рамке

  1. Возникает в обоих случаях
  2. Не возникает ни в одном из случаев
  3. Возникает только в первом случае
  4.  Возникает только во втором случае

  1. При каком направлении движения контура в магнитном поле (см. рис) в нем возникнет индукционный ток?
  1. При движении в плоскости рисунка вправо
  2. При движении в плоскости рис от нас
  3. При повороте вокруг одной из сторон

Ответы:  2, 2, 3, 1, 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллект-карта к уроку "Электромагнитная индукция"

Работа на уроке строится так, что ученики, работая по группам, изучают свой вопрос. Анализируют, проводят эксперименты, просматривают видео и делают выводы. После работы каждая группа докладывает резу...

Презентация урока физики в 11 классе по теме "Явление электромагнитной индукции .Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции"

В презентации иллюстрируются опыты Фарадея по ЭМИ, дается понятие магнитного потока, устанавливается правило Ленца и закон ЭМИ....

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.

Презентация  по теме " Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции" может   быть использована на уроке физики в 11 классе при объяснении и закре...

Разработка урока по теме «Явление электромагнитной индукции». Технологическая карта урока.

Урок изучения нового материала. Познавательные УУД: Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения. Коммуникативные УУД: Пла...

Изучение темы "Индукция магнитного поля. Явление электромагнитной индукции" в помощь учителю физики

Урок построен с использованием технологии «критическое мышление». Материал делится на смысловые единицы, передача каждой из которых строится в цикле «вызов – осмысление &ndash...

Группа МЖКХ 1 Физика 29..04. Тема 7. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках.

Закон эм индукции. ЭДС в движущихся проводниках.Задание1.  Изучить материал учебника. Стр. 243 -244. Файл.2. Составить краткий конспект изученного материала.3. Рассмотреть решение задач. Стр. 252...

Технологическая карта урока на тему "Явление электромагнитной индукции"

Тип урока: урок открытия нового знания.Вместе с технологической картой урока приложены готовые таблицы для выполнения лабораторной работы на уроке....