Урок-презентация "Явление электромагнитной индукции"
план-конспект занятия по физике (9 класс) по теме

Константинова Ирина Викторовна

«Превратить магнетизм в электричество»- записал Фарадей  в своем дневнике. 1821г. И только через10 лет он смог решить эту задачу. Мы с вами откроем, то, что Фарадей не мог открыть 10 лет, за несколько минут. Фарадей не мог понять одного: что только движущийся магнит вызывает ток. Покоящийся магнит не вызывает в ней тока. Какие же опыты проводил Фарадей? Давайте повторим опыты Фарадея с помощью которых он открыл явления ЭМИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-prezentatsiya.doc45 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt525 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-презентация  по теме  «Явление электромагнитной индукции»

(Физика 9 класс)

Цели урока:

Образовательная: изучить физические особенности явления электомагнитной индукции, сформировать понятия: электомагритная индукция, индукционный ток.

развивающая:  формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом  разными  способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.

воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность  и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.

  1. Оборудование:

 ПК, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация; полосовые магниты; гальванометр, катушка, источник тока, соединительные провода.

Программное обеспечение:

 Power Point; Уроки физики «Кирилла и  Мефодия. 9-й класс (М.: ООО « Кирилл и Мефодий», 2006).  «Физика7-11 класс» Библиотека электронных наглядных пособий; тестовая оболочка КРАБ-2; Виртуальная физическая лаборатория «Лабораторные работы по физике, 9-й класс» (М.: Дрофа, 2006)

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать магнитные явления. Будем знакомиться с новым явлением, которое лежит в основе работы источников переменного тока. Но вначале нам необходимо вспомнить основные понятия, которые будут нам необходимы.

<Приложение1>

2.Выявление имеющихся знаний.

2.1 Фронтальный опрос.

слайд 2-3

  1. Назовите источники электрического поля.
  2. Назовите источники магнитного поля.
  3. Чем создается магнитное поле?
  4. Чем создается поле постоянного магнита?
  5. Что является основной характеристикой магнитного поля?
  6. Что называют линиями магнитного поля?
  7. Что представляют собой линии индукции прямого тока?
  8. Что представляют собой линии индукции соленоида?
  9. Как можно определить направление линий магнитной индукции?
  10.  По какому правилу можно определить направление силы, действующей на проводник с током?
  11. Как можно изменить магнитные полюса катушки  с током?

2.2 Контроль знаний .

Слайды 4-11

КАКИМИ БУКВАМИ ОБОЗНАЧАЮТСЯ

СЛЕДУЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ:

  1. МАГНИТНЫЙ ПОТОК.
  2. ИНДУКЦИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ.
  3. СИЛА АМПЕРА.
  4. СИЛА ТОКА.
  5. СКОРОСТЬ ЗАРЯДА.
  6. ДЛИНА ПРОВОДНИКА.

НАПИШИТЕ ФОРМУЛУ ДЛЯ РАСЧЁТА:

  7. МАГНИТНОГО ПОТОКА.

  8. СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА ПРОВОДНИК С ТОКОМ.

  9. МАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ.

10. СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА ДВИЖУЩИЙСЯ ЗАРЯД.

НАПИШИТЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН:

11. СИЛЫ ТОКА.

12. МАГНИТНОГО ПОТОКА.

13. МАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ.

14. СИЛЫ ЛОРЕНЦА.

ЗАДАЧИ-РИСУНКИ

15. Укажите направление силы Ампера.<рисунок1>

16. Определите направление тока в проводнике. <рисунок2>

17. Определите магнитные полюсы катушки с током. <рисунок3>

18. Определите неизвестную величину: L= 1м         В = 0,8Тл        I= 20A      F - ?

ОТВЕТЫ: слайд 12

3.Объяснение нового материала.

Магнитные и электрические поля связаны друг с другом. Эл. ток способен вызывать появление магнитного поля. А не может ли магнитное поле создать электрический ток? Эту задачу пытались решить многие ученые в начале 19 века. Но первый решающий вклад в открытии ЭМ взаимодействий был сделан Майклом Фарадеем. (Сообщение учащегося о жизнедеятельности Фарадея 3 мин) [ 4]

слайд 13

«Превратить магнетизм в электричество»- записал Фарадей  в своем дневнике. 1821г. И только через10 лет он смог решить эту задачу. Мы с вами откроем, то, что Фарадей не мог открыть 10 лет, за несколько минут. Фарадей не мог понять одного: что только движущийся магнит вызывает ток. Покоящийся магнит не вызывает в ней тока. Какие же опыты проводил Фарадей? Давайте повторим опыты Фарадея с помощью которых он открыл явления ЭМИ.

Демонстрация №1( рис.125 a,б учебника Физика-9)

Слайд 14 [Возникновение в замкнутом проводнике электрического тока, обусловленное изменение магнитного поля называют явлением ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ.

Полученный ток называют – индукционным.] [ 3]

Слайд 15 ВЫВОД: [Индукционный ток возникает только при относительном перемещении катушки и магнита. Направление индукционного тока зависит от направления вектора В внешнего магнитного поля.] [ 3]

Слайд 16 ( видео №1 ЭМИ. Индукционный ток <Приложение3>[ 6]

Индукционный ток в замкнутом контуре появляется только в том случае, когда изменяется магнитный поток, который проходит через площадь охваченную контуром.

Всесторонние исследования ЭМИ показали, что с помощью этого явления можно получить электрический ток любой мощности, что позволяет широко использовать электроэнергию в промышленности. Сейчас почти вся электроэнергия, используемая в промышленности, получается с помощью индукционных генераторов, принцип работы которых основан на явлении ЭМИ. С  ним мы познакомимся на следующих уроках. Поэтому Фарадей по праву считается одним из основателей электротехники.

4. Закрепление нового материала.

В качестве закрепления материала мы выполним компьютерную лабораторную работу «Изучение явления электромагнитной индукции»

Слайд 18 Если останется время учащимся предлагается решить задачи №38,40 стр. 248 учебника.

Слайд 17 5. Задание на дом.

§49, упр.39(1,2). Подготовиться к лабораторной работе № 4

Литература.

1.Перышкин А.В., Гутник Е.М. «Физика – 9 класс», Москва «Дрофа», 2009год

2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач и упражнений по физике для 7-9 класса, Москва «Дрофа»,2008

3.Влков В.А. Поурочные разработки по физике 9 класс, Москва «Вако», 2007

4. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни её творцов, Москва  «Просвещение», 1986год

Электронные издания:

5. Физика. Библиотека электронных  наглядных пособий.7-11класс 1CD. (МОРФ,2003ГУ РЦ ЭМТО,2003 «Кирилл и Мефодий», 2003).

6. Уроки физики «Кирилла и  Мефодия. 9 класс (М.: ООО « Кирилл и Мефодий», 2006).

8. Виртуальная физическая лаборатория «Лабораторные работы по физике, 9-й класс» (М.: Дрофа, 2006)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Явление Электромагнитной индукции.

Слайд 2

Назовите источники электрического поля. Назовите источники магнитного поля. Чем создается магнитное поле? Чем создается поле постоянного магнита? Что является основной характеристикой магнитного поля? Что называют линиями магнитного поля?

Слайд 3

7. Что представляют собой линии индукции прямого тока? 8. Что представляют собой линии индукции соленоида? 9. Как можно определить направление линий магнитной индукции? 10. По какому правилу можно определить направление силы, действующей на проводник с током? 11. Как можно изменить магнитные полюса катушки с током?

Слайд 4

ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 1 Тл Ф=В ∙ S ∙ cos α F л =B ∙ v ∙ q∙sin α ???

Слайд 5

КАКИМИ БУКВАМИ ОБОЗНАЧАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ: МАГНИТНЫЙ ПОТОК. ИНДУКЦИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ. СИЛА АМПЕРА. СИЛА ТОКА. СКОРОСТЬ ЗАРЯДА. ДЛИНА ПРОВОДНИКА.

Слайд 6

НАПИШИТЕ ФОРМУЛУ ДЛЯ РАСЧЁТА: 7. МАГНИТНОГО ПОТОКА. 8. СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА ПРОВОДНИК С ТОКОМ. 9. МАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ. 10. СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА ДВИЖУЩИЙСЯ ЗАРЯД.

Слайд 7

НАПИШИТЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН: 1 1 . СИЛЫ ТОКА. 1 2 . МАГНИТНОГО ПОТОКА. 1 3 . МАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ. 1 4 . СИЛЫ ЛОРЕНЦА.

Слайд 8

× × × × × × × × × × × × × × × × × × × × B ЗАДАЧИ - РИСУНКИ 1 5 . Укажите направление силы Ампера. I

Слайд 9

ЗАДАЧИ - РИСУНКИ 16. Определите направление тока в проводнике? В В В I ?

Слайд 10

ЗАДАЧИ - РИСУНКИ 1 7 . Определите магнитные полюсы катушки с током. + -

Слайд 11

18 . Определите неизвестную величину? L= 1 м В = 0,8Тл I= 20A F - ?

Слайд 12

ОТВЕТЫ: Ф 7. Ф= B ∙ S ∙ cos α 13. 1 Тл F A 8. F A =B ∙ l ∙ I ∙ sin α 14. 1Н В 9. 15. I 10. F л =B∙v∙q∙sin α 16. v 11. 1A 17. S N l 12. 1 Вб 18. F= 16H

Слайд 13

Классная работа. Явление электромагнитной индукции. МАЙКЛ ФАРАДЕЙ (1791 – 1867) … Превратить магнетизм в электричество. 1821г 29 августа 1831года

Слайд 14

Возникновение в замкнутом проводнике электрического тока , обусловленное изменение магнитного поля называют явлением ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ. Полученный ток называют – индукционным.

Слайд 15

ВЫВОД: Индукционный ток возникает только при относительном перемещении катушки и магнита. Направление индукционного тока зависит от направления вектора В внешнего магнитного поля.

Слайд 16

Домашнее задание: § 49. Упр.39(1,2). Подготовиться к лабораторной работе № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 класс. Электромагнитная индукция. Сам. работа

Четыре варианта по три задачи....

Методическая разработка урока физики в 11 классе. Решение задач по теме "Электромагнитная индукция"

Данную разработку  можно использовать при проведении урока по решению качественных и расчётных задач практического характера по физике в 11 классе (базовый уровень, учебник Г.Я. Мякишева, Б.Б.Бух...

Урок "Явление электромагнитной индукции"

Цель урока: формирование знаний о явлении электромагнитной индукции, опытах Фарадея; выяснение причины возникновения индукционного тока.Задачи урока:1.  Образовательные: восприятие учащимися и пе...

Презентация урока физики в 11 классе по теме "Явление электромагнитной индукции .Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции"

В презентации иллюстрируются опыты Фарадея по ЭМИ, дается понятие магнитного потока, устанавливается правило Ленца и закон ЭМИ....

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.

Презентация  по теме " Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции" может   быть использована на уроке физики в 11 классе при объяснении и закре...

Изучение темы "Индукция магнитного поля. Явление электромагнитной индукции" в помощь учителю физики

Урок построен с использованием технологии «критическое мышление». Материал делится на смысловые единицы, передача каждой из которых строится в цикле «вызов – осмысление &ndash...