Самоконтроль и взаимоконтроль на уроке физики "Решение задач по теме "Механическое движение"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

 Тихонова Ирина Владимировна

Урок проводится в 7 классе.

Цели данного урока:

Образовательные: повторить основные понятия, формулы равномерного движения, закрепить навыки решения задач на формулы скорости, пути, времени при равномерном движении тел, изучить графическое представление движения.

Развивающие: создать условия для развития у школьников речевых навыков, содействовать развитию способностей к анализу и синтезу, способствовать развитию умений находить связь между физическими величинами и представлять их графически.

Воспитательные: содействовать воспитанию уважения друг к другу, развитию умения сотрудничать, выслушивать товарища; создать условия для развития у школьников стремления к познанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx148.48 КБ
Файл prezentatsiya.pptx70.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тихонова Ирина Владимировна

210-869-575

Урок «Решение задач на тему «Механическое движение» (7 класс)

Цели:

Образовательные: повторить основные понятия, формулы равномерного движения, закрепить навыки решения задач на формулы скорости, пути, времени при равномерном движении тел, изучить графическое представление движения.

Развивающие: создать условия для развития у школьников речевых навыков, содействовать развитию способностей к анализу и синтезу, способствовать развитию умений находить связь между физическими величинами и представлять их графически.

Воспитательные: содействовать воспитанию уважения друг к другу, развитию умения сотрудничать, выслушивать товарища; создать условия для развития у школьников стремления к познанию.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, предлагаю вам составить сегодня на уроке осенний букет.

 Осень – чудесная пора. Такая игра красок.  Солнышко  уже обманчиво, светит, но не греет. Но от солнечного света на душе  всегда очень радостно.   Давайте перенесем этот свет и игру красок на наш урок.

 

 Сегодня в  ходе урока  мы должны закрепить навыки работы по теме «Механическое движение»: перевод единиц измерения физических величин в систему СИ, расчет пути, скорости и времени движения,  и получить новые знания – научиться графически описывать  механическое движение.

 На рабочих столах вы видите листы самоконтроля и самооценки.  

Лист самооценки и самоконтроля.

Фамилия, имя ______________________________

№ задания

Оценка

Затруднения, которые испытывал(а) при выполнении задания

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Оценка за урок:

В этих листах в течение всего урока вы сами  будете оценивать выполняемые задания.

 Итак, начнем.

2) Давайте вспомним основные понятия темы «Механическое движение».

Вопросы для фронтального опроса: (вопросы выведены на мультимедийный экран – Презентация.pptx слайд №2)

Что называют механическим движением?

Приведите примеры механического движения.

Что такое траектория движения? 

Какие виды прямолинейного движения существуют?

 Учитель: Сегодня мы с вами порешаем задачи на равномерное движение.

 Назовите один из важных моментов при решении задач. (умение переводить в систему СИ)

 Давайте разомнемся.

 Возьмите листочки  с заданием №1 «Перевод в систему СИ»

I вариант                                                         II вариант

2 ч =                                                                       30 мин =

400 см =                                                           20 км =

7,9 км/с =                                                           6 км/мин =

1 сут =                                                              2 сут =

72 км/ч =                                                           108км/ч =

 Проверим, как выполнено задание. (ответы появляются на доске  - Презентация.pptx слайд № 4)

На экране появляются ответы  - слайд № 4)

 Ребята оценивают себя сами - количество правильных ответов соответствует  оценке. Полученную оценку ставят  в листы самоконтроля и самооценки.

Учитель: Чем отличается движение различных тел?

Ученики: У всех тел различная скорость.

Задание №2. (его можно выполнять в рабочих тетрадях)  Презентация.pptx слайд №5.

  Учитель: У кого самая большая скорость? А у кого самая маленькая? Расставить в порядке убывания скоростей.

Участник

соревнований

Скорость

Скорость в м/с

Место

Жираф

14,6 м/с

Ласточка

175 дм/с

Скворец

12360 дм/мин

Заяц

72 км/ч

Акула

8,3 м/с

Ребята проверяют выполненное задание (Презентация.pptx слайд №6) и  в листах самоконтроля  ставят  оценку.

Участник

соревнований

Скорость

Скорость в м/с

Место

Жираф

14,6 м/с

14,6 м/с

4

Ласточка

175 дм/с

17,5 м/с

3

Скворец

12360 дм/мин

20,6 м/с

1

Заяц

72 км/ч

20 м/с

2

Акула

8,3 м/с

8,3 м/с

5

Учитель задает вопрос по интерактивной модели (рисунок 1).

На предыдущем уроке мы установили, что все тела могут двигаться равномерно или неравномерно. Причем, они могут двигаться в разных направлениях, быстро и медленно, замедляя или ускоряя свое движение, проделывая разный путь.

 

рисунок 1.

Учитель: Чем отличаются движения данных тел?

Учащиеся: Все тела прошли различное расстояние, у всех тел разная скорость.

 Учитель: Предлагаю посчитать скорость всех тел и убедиться в том, что она, действительно, разная. Вспомним, как рассчитать скорость тела?

𝜐 =

Расчет скорости на интерактивной модели (рисунок 2).

В международной системе (СИ) за единицу скорости принимают скорость такого равномерного движения, при котором движущееся тело за 1 секунду проходит путь, равный 1 метру. Эту единицу называют 1 метр в секунду и обозначают 1м/с.

В нашем примере поезд за 5 с проехал 100м, велосипедист – 60 м, а муха пролетела 25 м.

Вычислите скорости движения этих тел.

К интерактивной доске выходят поочередно 3 учащихся и рассчитывают скорости движения поезда, велосипедиста и мухи.

Рисунок 2.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученики: Чем больше скорость движения тела, тем больше пройденное телом расстояние.

Учитель: Как в математике называется такая зависимость?

Ученики: Прямая зависимость.

3) Графическое представление движения (рисунок 3).

Анализ графиков зависимости пути от времени и зависимости скорости от времени.

Путь, пройденный телом, и скорость его движения с течением времени могут изменяться. Поэтому для большей наглядности эти изменения часто изображают графически. Для построения графиков на горизонтальной оси (абсцисс) откладывают время, а на вертикальной оси (ординат) путь, пройденный телом или его скорость. Тогда график будет наглядно отображать зависимость пути от времени или скорости от времени.

 Посмотрите, как выглядят графики зависимости пути от времени и скорости тела от времени при равномерном движении.

Рисунок 3.

 Начертить графики в тетради.

Решим несколько задач письменно в тетрадях.

Задача 1.

   Какой путь пройдет трактор за 30 минут, двигаясь со скоростью 30 км/ч?

Задача 2.

    За какой промежуток времени, плывущий по течению, плот пройдет

 1 км, если скорость течения 0,5 м/с?

Задача 3.

Трактор за 5 минут проехал 600 м. Какой путь он проедет за 0,5 ч, двигаясь с такой же скоростью.

 На листах самоконтроля поставьте оценку за решение расчетных задач, а также итоговую оценку за урок.  Листы самоконтроля и самооценки сдайте.

4) Домашнее задание:

 Придумать задачу на тему «Механическое движение»

5) Рефлексия

 Учитель: В начале урока мы с вами собирались составить осенний букет. Предлагаю тем ребятам, кто стал лучше разбираться в данной теме, поставить кленовый листочек в вазочку.

 Итог урока: Букет  из осенних листьев получился очень яркий и красивый.

Приложение. Презентация.pptx


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение задач по теме «Механическое движение»

Слайд 2

Что называют механическим движением? Приведите примеры механического движения. Что такое траектория движения? Какие виды прямолинейного движения существуют?

Слайд 3

Задание 1.Переведите единицы физических величин в СИ: I вариант II вариант 2 ч = 30 мин = 400 см = 20 км = 7,9 км/с = 6 км/мин = 1 сут = 2 сут = 72 км/ч = 108км/ч =

Слайд 4

Проверим!!! I вариант II вариант 2 ч = 7200 с 30 мин = 1800 с 400 см = 4 м 20 км = 20000 м 7,9 км/с = 7900м/с 6 км/мин = 100 м/с 1 сут = 86400 с 2 сут = 172800 с 72 км/ч = 20 м/с 108км/ч = 30 м/с

Слайд 5

Задание 2 Участник соревнований Скорость Скорость в м/с Место Жираф 14,6 м/с Ласточка 175 дм/с Скворец 12360 дм/мин Заяц 72 км/ч Акула 8,3 м/с

Слайд 6

Проверим!!! Участник соревнований Скорость Скорость в м/с Место Жираф 14,6 м/с 14,6 м/с 4 Ласточка 175 дм/с 17,5 м/с 3 Скворец 12360 дм/мин 20,6 м/с 1 Заяц 72 км/ч 20 м/с 2 Акула 8,3 м/с 8,3 м/с 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для самоконтроля и взаимоконтроля учащихся по теме «Начало Первой мировой войны» 9-11 класс

самоконтроль и взаимоконтроль усвоения при изучении нового материала  и в процессе самообразования, рекомендуемые для  самостоятельной работы с учебником на уроке...

Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки

Формирование у учащихся с нарушениями интеллекта навыков самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки, использование для этого различных форм работы на уроках по письму и чтению....

Разработка урока:"Решение задач на равноускоренное движение с помощью производных"

Интегрированный урок по физике - математике в 11 классе при подготовке ЕГЭ. На уроке рассматриваются физический и математический способы решения задач по теме:"Равноускоренное движение". Вспоминаем по...

Урок решения задач по теме "Движение тел под действием силы тяжести"

План урока с применением технологии модульного обучения....

Взаимоконтроль и взаимопроверка, самоконтроль и самооценка на уроках математики

Принятие новых ФГОС привнесло в систему образования признание системно-деятельностного подхода как основы особого построения содержания, способов и форм образовательного процесса. Развитие навыков &qu...