Использование самоконтроля и взаимоконтроля на уроках географии
статья по географии

доклад 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл география31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Использование самоконтроля и взаимоконтроля на уроках географии.

Учитель географии Узякской средней общеобразовательной школы Тюлячинского муниципального района Ахварова А.А.

     Взаимоконтроль и самоконтроль знаний играет важную роль в учебно-образовательном процессе, она позволяет учителю определить достижение поставленных целей. Чему и как мы хотим научить школьников по географии для каждого учителя очень важный вопрос. Школьные программы по географии  определяют: «чему» учить, вопрос «как?» решает учитель. Вопрос «что должно быть в итоге?» – излагают фразой «знать, уметь, иметь навык». Мы должны дать качественные знания каждому ребенку, развить ученика чтобы он смог справиться с заданиями ВПР, тестами по контрольно-измерительным материалам, показал хорошие результаты на олимпиадах, на экзаменах. Главный показатель – это достижения учащихся. А как это, получается, позволит определить мониторинг знаний. С этой целью необходимо проводить диагностику и  контроль знаний. Контроль качества знаний - ключевая позиция, которая имеет принципиальное значение для достижения качества образования.  А одна из составляющих педагогической диагностики – это контроль знаний.

      Цель моей работы рассказать о некоторых видах и формах контроля знаний, которые использую при обучении географии. Основная цель контроля знаний и умений состоит в том, чтобы увидеть уровень  достижений, успехов учащихся, увидеть неудачи и пробелы, где нужно вести дополнительную работу. Эта цель  связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, которые определены программой по географии. Также  важно обучать учеников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формировать потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. Кроме этого контроль  предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу. Для проверки знаний  в 5-11 классах стараюсь проводить географические диктанты, например проходим тему «Водные ресурсы» в 8 классе, я даю такие задания где написаны реки, озера, водохранилища, нужно распределить по группам : реки- Волга, Лена, Обь, Печора, Индигирка; озера- Ладожское, Байкал, Чудское,  Ильмень; водохранилища- Куйбышевское, Рыбинское, Братско-Усть Илимское;

В 7 классе по пройденным материкам – какой материк занимает первое место по площади; какая река самая длинная в мире; какая река самая многоводная  в мире; какое озеро самое глубокое в мире  ; какие горы самые высокие; про какой материк говорят –самый жаркий материк; самый сухой материк; самый холодный материк; самый влажный материк. В 5-6 классах ,например использую работу с приборами, какой прибор используют для измерения  атмосферного  давления; направления ветра ; для измерения силы ветра, для измерения влажности воздуха .Есть задания для определения горных пород, к какой группе относятся горные породы- осадочным, магматическим, метаморфическим, из перечисленных образцов гранит. слюда. каменный уголь ,торф, мел, гипс, мрамор, базальт и т.д. В 9 классе какие регионы России выпускают автомобили, зерноуборочные комбайны, станки,  самолеты, вертолеты.Также провожу работу в парах взаимопроверка на знание определений, терминов, что такое кооперация, демография, специализация, воспроизводство, естественный прирост населения. В 10-11 классах работу стараюсь проводить на знание стран, государств, столиц, работа  в парах по карте ,на контурных картах узнать государства указанные цифрами, подписать столицы. На изучение дается только один час, поэтому основное занятие на запоминание государств, столиц. Видов работ очень много, нужно заинтересовать учащихся, им очень нравится проверять друг у друга работы, по атласу тоже нравится работать, один называет географический объект, другой ищет по атласу, или в парах работают возле настенной карты, географические координаты ищут по глобусу.

Провожу работы по самостоятельные изучения нового материала. При проведении таких самостоятельных работ контролирую не только результат, но и сам процесс работы, умение работать с различными источниками географической информации. Но чтобы такая работа была эффективна, необходимо учить ребят работать самостоятельно добывать новые знания.  Задания для самостоятельной работы могут быть очень разнообразные, в зависимости от цели работы и уровня подготовки класса, обычно использую  три вида заданий для самостоятельной работы.  

 1. Задания, рассчитанные на воспроизведение  знаний которые представлены  в учебнике (например: прочитав соответствующий текст учебника, заполнить таблицу, решитьзадачу).
2. Задания на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации (например: совершить воображаемое путешествие по любому материку с севера на юг для 5;7 класса.)
3. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности (например: проследить смену природных зон с севера на юг и объяснить причины этой закономерности; объяснить зависимость рек от особенностей рельефа и климата).
Самостоятельные работы можно проводить как индивидуально, так и в группах или в парах. При выполнении самостоятельных работ в 6 классах ученики получают подробный инструктаж по выполнению работы, объясняю, какими источниками знаний и как ими
пользоваться, в какой последовательности следует выполнять работу.

В 7-8 классах проводятся самостоятельные работы по применению знаний и умений в новой ситуации - не разъясняю ученикам содержания, а только раскрываю цель
работы и провожу краткую беседу, в процессе которой учащиеся сами называют основные вопросы плана и характеристики географических объектов, рассказывают о   последовательности работы, выбирают пособия, которыми будут пользоваться, а
затем - самостоятельно выполняют задания. Такие работы проводятся по характеристике  стран мира, природных зон, природных районов.

В старших классах в ходе работы учащиеся самостоятельно получают новые знание
(например: работая с тематическими картами, самостоятельное изучение общей характеристики хозяйства стран Зарубежной Европы).  Этот вид самостоятельной работы отличается длительным временем для выполнения и большей степенью самостоятельности. Здесь имеют место задания по обобщению, классификации, выявлению причинно-следственных связей. Во всех классах использую такой вид контроля, как домашняя самостоятельная работа, благодаря этому виду контроля развивается самостоятельное мышление, происходит  систематизация знаний, повторение и закрепление пройденного материала. Домашние самостоятельные работы могут иметь творческий характер. Например, «Путешествие по оболочкам Земли»(6кл.), заочные путешествия по материкам(7кл.), природным зонам(7,8кл.), создание туристских маршрутов, визитных карточек, дневников экспедиций  и т.д.   Только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – задача учителя.  

    Проконтролировать достижения учащихся можно при использовании игровых технологий, особенно на уроках обобщающего повторения. В игровой групповой форме урока прослеживается самостоятельность каждого ученика, ярко выражена мотивация деятельности; игра развивает творческие способности, объединяет коллектив; дает хорошую результативность в процессе обучения, развития и воспитания.

В командах, созданных для проведения игры, каждый ученик выполняет свою нагрузку по степени сложности, и в конце урока получают отметку за работу все участники игры по их вкладу в работу команды. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, каждый ученик несет ответственность не только за себя, но за успех всей команды.

Для диагностики и контроля знаний  во всех классах применяю тестовый контроль. Использование тестов разного уровня является эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучению предмета. Тестовая технология является одним из наиболее эффективных средств контроля подготовки учащихся по предмету. Тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков учащихся, выявить индивидуальный уровень обучения, проблемы в текущей и итоговой подготовке. Использование  тестовых заданий  при текущем или итоговом контроле позволяет существенно экономить время  на уроке. Тестовые задания можно использовать при организации самостоятельной работы в режиме самоконтроля, при повторении ранее изученных тем, а также при изучении нового материала. Начинать обучение учащихся методике работы  с тестовыми заданиями необходимо с 5 класса. Можно использовать готовые тестовые задания, тем более их сейчас огромное множество, но они должны быть много вариативными и иногда необходимо проверять качество тестов. Тестовые задания можно рассматривать и как важный элемент подготовки к итоговой аттестации. Результаты тестового контроля исключают субъективность, быстро обрабатываются (сразу видны результаты), развивают логическое мышление  внимание.  Тесты выполняют не только контролирующую функцию, но и формируют УУД. На уроках использую тестовые задания и для получения новых знаний. Ученики получают тесты по новому материалу, и им предлагается  выполнить задание с использованием источников информации.

Одним из методов контроля, который обязательно применяю на уроках это - устная проверка. Устная проверка организуется по-разному, в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. В ходе устной проверки  можно проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания она проводится по материалу предшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса. В методике устной проверки важный элемент - составление проверочных заданий и вопросов.

Составление проверочных вопросов и заданий - важный элемент устной проверки. Качество вопросов определяется их содержанием, характером выполняемых учащимися при ответе на вопросы умственных действий и важна формулировка вопросов. При составлении вопросов всегда исхожу из того, что проверять следует те знания, которые являются основными в данном курсе или относительно трудно усваиваются учащимися или которые необходимы для успешного усвоения дальнейших разделов и тем курса. На подбор вопросов оказывает влияние вид проверки: для уточнения содержания вопросов для текущей проверки необходим анализ связей изучаемого материала с ранее пройденным материалом, а для тематической и итоговой проверки - выделение ведущих знаний и способов оперирования ими.  Устную проверка будет эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Поэтому среди проверочных заданий использую  вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного материала), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной контроля зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, причем  каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершенным, предельно сжатым, лаконичным и точным.

Выводы.

Диагностика обучения – обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей.

Образовательная диагностика – это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и учителя с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.

Диагностика   образовательной деятельности ученика более широкое понятие, она  включает:

· контроль, проверку, учет, оценивание;

· накопление статистических данных и их анализ, рефлексию;

· выявление динамики образовательных изменений, личностных достижений     ученика;

· переопределение целей, уточнение образовательных программ;

· корректировку хода обучения; прогнозирование на будущее.

Контроль позволяет учителю управлять учебным процессом  и, используя различные способы диагностической деятельности (методы контроля) своевременно осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об эффективности учебного процесса.

Всесторонний контроль знаний, умений и навыков ученика, уровня его развития     позволяет организовать индивидуальный подход к нему.

 Анализируя результаты контроля можно управлять образовательным процессом и    повышать его качество.

 Заключение

      В своей работе я рассмотрела лишь некоторые формы контроля. Можно использовать разнообразные формы и виды проверки, использовать разные методы ее. Учитель вполне может придумать  и свои формы проведения контроля. Но контроль  учебной деятельности  должен быть систематичным, всесторонним, объективным. После каждого контроля необходимо проводить анализ, чтобы затем провести коррекцию, отработать ошибки и пробелы в знаниях.  Характер  контроля должен носить  и индивидуальный характер, необходимо осуществлять контроль личностных достижений ученика и не допускать подмены результатов отдельных учащихся итогами работы  коллектива (если это групповая работа) и наоборот. Необходимо  использовать дифференцированный подход, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, специфические особенности отдельных тем и разделов.  Все используемые мною формы контроля  направлены на одно — включение в работу всех учащихся класса вне зависимости от их способностей и трудолюбия. Каждая форма контроля имеет свои плюсы и недостатки, поэтому нельзя увлекаться только какой-либо формой. Только комплексное применение различных форм контроля позволит повысить качество обучения, сформировать умения и навыки, заинтересовать ученика географией, предупредить отставание и пробелы в знаниях и обеспечить активную работу каждого ученика. В результате  диагностики и контроля осуществляется обратная связь ученика и учителя.  Об уровне подготовки учащихся должен знать не только учитель, но и ученик, и его родители.

 Систематический контроль знаний воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и  способствует активизации познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии и во внеклассной работе с неслышащими детьми.

На современном этапе развития образования, основной принцип педагогической деятельности должен заключаться в том, чтобы научить ребенка учиться. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а ...

Использование информационно-образовательных ресурсов на уроках географии

Использование информационно-образовательных ресурсов на уроках географии. Из опыта работы....

Использование материалов по краеведению на уроках географии с целью формирования активной жизненной позиции учащихся

Использование местного материала на уроках географии(6-10 класс) с целью формирования личности учеников....

Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии

Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии. В современном географическом образовании школьников на первый план выходит задача создания условий и ресурсного обеспечениям для функционир...

Самоконтроль и взаимоконтроль на уроке физики "Решение задач по теме "Механическое движение"

Урок проводится в 7 классе.Цели данного урока:Образовательные: повторить основные понятия, формулы равномерного движения, закрепить навыки решения задач на формулы скорости, пути, времени при равномер...

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...