Программа работы физического кружка «Физика для всех»
рабочая программа по физике (8 класс) по теме

валитова татьяна александровна

   Пояснительная записка.

 

Программа физического кружка составлена для учащихся 8 класса и спланирована так, что занятия кружка приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, готовят к трудовой деятельности.

Работая в кружке, ребята могут заниматься подготовкой докладов, проведением экспериментальных исследований, чтением литературы, решением задач разного уровня  и т.д., не отдавая предпочтение какому-либо одному виду деятельности. Это позволяет развить общий кругозор учащихся, усовершенствовать их умение работать с научно-популярной литературой, справочниками, техническим оборудованием, открывает широкие возможности для творчества. В процессе обучения школьники получат представление об экспериментальном методе познания в физике, взаимосвязи теории и эксперимента. Курс рассчитан не просто на формирование у учащихся умений и навыков, расширение и углубление знания материала курса физики по программе основной школы, а на привитие интереса к изучаемому предмету, поэтому часть времени отводится обучению учащихся постановке и проведению физического эксперимента и наблюдению за физическими явлениями в природе.

Интерес, проявляемый учащимися к физике и технике, общеизвестен. Задача учителя физики – вовремя подметить этот пробуждающийся интерес и создать условия для его дальнейшего развития. Ведь именно таких интересующихся учащихся, как показывает опыт, вырастает в дальнейшем хорошие специалисты, ученые. Отсюда  возникает необходимость в организации внеклассной работы с учащимися.

Внеклассная работа имеет важное воспитательное и образовательное  значение. Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к решению различных задач. Внеклассная работа оказывает влияние на учебный процесс, делает все преподавание более живым, увлекательным и интересным.

Обновление школы, в том числе школьного физического образования, проходит, прежде всего, в направлении создания оптимальных условий для развития каждого ученика, для формирования человека с новым уровнем создания, способного к самооценке и практическому мышлению. Перед учителями всех предметов, как и перед учителями физики, стоит важнейшая задача: сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, учить школьников применять полученные знания на практике. Для этого и внеурочную работу по физике необходимо направлять на углубление знаний и умений, полученных учащимися на уроках, на связь теории с практикой, на знакомство с техническими и научными достижениями, на расширение знаний в области истории, науки и техники.

Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических эксперимен­тов, затем заданий исследовательского типа позво­лит ученику либо убедиться в правильности своего предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то ином направлении. Программой предусмотрено знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, показать его практическое значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа работы физического кружка «Физика для всех»

Автор: учитель физики Валитова Т.А.    

   Пояснительная записка.

Программа физического кружка составлена для учащихся 8 класса и спланирована так, что занятия кружка приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, готовят к трудовой деятельности.

Работая в кружке, ребята могут заниматься подготовкой докладов, проведением экспериментальных исследований, чтением литературы, решением задач разного уровня  и т.д., не отдавая предпочтение какому-либо одному виду деятельности. Это позволяет развить общий кругозор учащихся, усовершенствовать их умение работать с научно-популярной литературой, справочниками, техническим оборудованием, открывает широкие возможности для творчества. В процессе обучения школьники получат представление об экспериментальном методе познания в физике, взаимосвязи теории и эксперимента. Курс рассчитан не просто на формирование у учащихся умений и навыков, расширение и углубление знания материала курса физики по программе основной школы, а на привитие интереса к изучаемому предмету, поэтому часть времени отводится обучению учащихся постановке и проведению физического эксперимента и наблюдению за физическими явлениями в природе.

Интерес, проявляемый учащимися к физике и технике, общеизвестен. Задача учителя физики – вовремя подметить этот пробуждающийся интерес и создать условия для его дальнейшего развития. Ведь именно таких интересующихся учащихся, как показывает опыт, вырастает в дальнейшем хорошие специалисты, ученые. Отсюда  возникает необходимость в организации внеклассной работы с учащимися.

Внеклассная работа имеет важное воспитательное и образовательное  значение. Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к решению различных задач. Внеклассная работа оказывает влияние на учебный процесс, делает все преподавание более живым, увлекательным и интересным.

Обновление школы, в том числе школьного физического образования, проходит, прежде всего, в направлении создания оптимальных условий для развития каждого ученика, для формирования человека с новым уровнем создания, способного к самооценке и практическому мышлению. Перед учителями всех предметов, как и перед учителями физики, стоит важнейшая задача: сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, учить школьников применять полученные знания на практике. Для этого и внеурочную работу по физике необходимо направлять на углубление знаний и умений, полученных учащимися на уроках, на связь теории с практикой, на знакомство с техническими и научными достижениями, на расширение знаний в области истории, науки и техники.

Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского типа позволит ученику либо убедиться в правильности своего предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то ином направлении. Программой предусмотрено знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, показать его практическое значение.

Цель работы кружка: формирование познавательного интереса школьников,  создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности, нацеливание на обоснованный  выбор профиля дальнейшего обучения.

Задачи работы кружка:

- создание условий для формирования развития у учащихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области тепловой физики, электричества и оптических явлений;
  • умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные на занятиях кружка;
  • творческих способностей;
  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • наблюдать и описывать различные физические явления и свойства;
  • планировать исследования, выдвигать гипотезы;
  • отбирать необходимые для  проведения эксперимента приборы, выполнять простейшие лабораторные работы;
  • представлять результаты в виде графиков, таблиц;
  • делать выводы обсуждать результаты эксперимента;
  • решать задачи разного уровня сложности.

Формы занятий: лекции с элементами беседы, дискуссии, практические работы исследовательского характера, решение задач разного уровня сложности.

Лабораторные работы и эксперименты:

  • измерение плотности воды по ее объему и массе;
  • измерение плотности воды путем сравнения уровней жидкостей в сообщающихся сосудах;
  • сравнение скорости диффузии в воде и других жидкостях;
  • измерение плотности льда;
  • изучение зависимости времени шума перед кипением от массы воды и наличия примесей;
  • определение удельной теплоемкости воды
  • наблюдение электризации воды
  • измерение работы и мощности электрического тока;
  • наблюдение изменение диаметра зрачка, адаптации и аккомодации глаза;
  • дефекты зрения – близорукость;
  • определение увеличения лупы;
  • изучение фотоаппарата.

Демонстрации, наблюдения, исследования рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики

Ожидаемый результат:

  • успешная самореализация учащихся в учебной деятельности (составление презентаций, умение подготовить и представить доклад, сообщение);
  • сознательный, обоснованный выбор профиля кружка;
  • знание явлений природы, физики этих явлений (на основе полученных знаний на уроках физики);
  • умения ставить перед собой задачи, решать их доступными средствами, представлять полученные результаты;
  • знание своих обязанностей по охране природы и бережное отношение к природе;
  • формирование четкого представления по соблюдению правил техники безопасности в быту;
  • преодоление самооценки « физика – сложный предмет, и мне он в жизни не понадобится»
  • повышение качества образования на уроках физики.

Календарно - тематическое планирование.

Тема 1. Свойства воды. Тепловые явления (9 часов).

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

Вид деятельности

1

Откуда на Земле взялась вода, и какой в ней толк?

2

Беседа, работа с дополнительной литературой

2

Удивительные свойства воды. Какие тепловые свойства воды важны для жизни?

2

Беседа, эксперимент

3

Решение задач.

2

Самостоятельная работа

4

Экономим воду. Качество питьевой воды и здоровье человека. Практические задачи

2

Беседа, работа с дополнительной литературой

5

Обладает ли вода электрическими и магнитными свойствами?

2

Беседа, эксперимент

6

Похожа ли вода на твердое тело?

2

Сообщения

7

Экономим воду. Качество питьевой воды и здоровье человека. Практические задачи.

2

Доклад, домашнее задание (эксперимент)

8

Три состояния воды

2

Таблица, задачи

9

Итоговое занятие по теме «Свойства воды. Тепловые явления»

2

Тест.

Тема 2. Возможна ли наша жизнь без электричества?(8 часов)

10

Сила тока. Амперметр

2

Беседа, эксперимент

11

Напряжение. Вольтметр

2

Беседа, эксперимент

12

Решение задач разного уровня сложности

2

Решение задач, тест.

13

Закон Ома для участка цепи

2

Эксперимент.

14

Соединение проводников

2

Беседа, эксперимент.

15

Проблемы экономии электроэнергии

2

Сообщения.

16

Решение задач разного уровня.

2

Тест.

17

Итоговое занятие по теме « Электричество»

2

Домашний эксперимент.

Тема 3. Оптика  для нас (14 часов).

18

Свет и его природа

2

Беседа, обсуждения

19

Отражение света. Полное отражение. Зеркало

2

Тест, решение задач

20

Световые явления в природе.

2

Беседа, сообщения

21

Линзы. Построение изображения в линзах.

2

Рисунки, эксперимент

22

Глаз как оптическая система

2

Таблицы, беседа

23

Дефекты зрения. Очки

2

Беседа, эксперимент.

24

Лупа. Микроскоп. Телескоп. Фотоаппарат.

2

Презентации.

25

Решение задач.

2

Тест.

26

Современные оптические приборы

2

Таблицы.

27

Свет в жизни растений, животных и человека

2

Беседа, дополнительная литература.

28

Достижения и перспективы использования световой энергии Солнца человеком. Альтернативные источники энергии

2

Сообщения, презентации.

29

Решение задач разного уровня сложности

2

Домашний эксперимент

30

Итоговое занятие по теме «Оптика для нас»

2

Тест.

31

Итоговое занятие. Подведение итогов за год.

2

Анкетирование.

Дата проведения занятий может быть изменена во втором полугодии.



Предварительный просмотр:

Программа работы физического кружка «Физика для всех»

Автор: учитель физики Валитова Т.А.    

   Пояснительная записка.

Программа физического кружка составлена для учащихся 8 класса и спланирована так, что занятия кружка приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, готовят к трудовой деятельности.

Работая в кружке, ребята могут заниматься подготовкой докладов, проведением экспериментальных исследований, чтением литературы, решением задач разного уровня  и т.д., не отдавая предпочтение какому-либо одному виду деятельности. Это позволяет развить общий кругозор учащихся, усовершенствовать их умение работать с научно-популярной литературой, справочниками, техническим оборудованием, открывает широкие возможности для творчества. В процессе обучения школьники получат представление об экспериментальном методе познания в физике, взаимосвязи теории и эксперимента. Курс рассчитан не просто на формирование у учащихся умений и навыков, расширение и углубление знания материала курса физики по программе основной школы, а на привитие интереса к изучаемому предмету, поэтому часть времени отводится обучению учащихся постановке и проведению физического эксперимента и наблюдению за физическими явлениями в природе.

Интерес, проявляемый учащимися к физике и технике, общеизвестен. Задача учителя физики – вовремя подметить этот пробуждающийся интерес и создать условия для его дальнейшего развития. Ведь именно таких интересующихся учащихся, как показывает опыт, вырастает в дальнейшем хорошие специалисты, ученые. Отсюда  возникает необходимость в организации внеклассной работы с учащимися.

Внеклассная работа имеет важное воспитательное и образовательное  значение. Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к решению различных задач. Внеклассная работа оказывает влияние на учебный процесс, делает все преподавание более живым, увлекательным и интересным.

Обновление школы, в том числе школьного физического образования, проходит, прежде всего, в направлении создания оптимальных условий для развития каждого ученика, для формирования человека с новым уровнем создания, способного к самооценке и практическому мышлению. Перед учителями всех предметов, как и перед учителями физики, стоит важнейшая задача: сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, учить школьников применять полученные знания на практике. Для этого и внеурочную работу по физике необходимо направлять на углубление знаний и умений, полученных учащимися на уроках, на связь теории с практикой, на знакомство с техническими и научными достижениями, на расширение знаний в области истории, науки и техники.

Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского типа позволит ученику либо убедиться в правильности своего предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то ином направлении. Программой предусмотрено знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, показать его практическое значение.

Цель работы кружка: формирование познавательного интереса школьников,  создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности, нацеливание на обоснованный  выбор профиля дальнейшего обучения.

Задачи работы кружка:

- создание условий для формирования развития у учащихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области тепловой физики, электричества и оптических явлений;
  • умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные на занятиях кружка;
  • творческих способностей;
  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • наблюдать и описывать различные физические явления и свойства;
  • планировать исследования, выдвигать гипотезы;
  • отбирать необходимые для  проведения эксперимента приборы, выполнять простейшие лабораторные работы;
  • представлять результаты в виде графиков, таблиц;
  • делать выводы обсуждать результаты эксперимента;
  • решать задачи разного уровня сложности.

Формы занятий: лекции с элементами беседы, дискуссии, практические работы исследовательского характера, решение задач разного уровня сложности.

Лабораторные работы и эксперименты:

  • измерение плотности воды по ее объему и массе;
  • измерение плотности воды путем сравнения уровней жидкостей в сообщающихся сосудах;
  • сравнение скорости диффузии в воде и других жидкостях;
  • измерение плотности льда;
  • изучение зависимости времени шума перед кипением от массы воды и наличия примесей;
  • определение удельной теплоемкости воды
  • наблюдение электризации воды
  • измерение работы и мощности электрического тока;
  • наблюдение изменение диаметра зрачка, адаптации и аккомодации глаза;
  • дефекты зрения – близорукость;
  • определение увеличения лупы;
  • изучение фотоаппарата.

Демонстрации, наблюдения, исследования рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики

Ожидаемый результат:

  • успешная самореализация учащихся в учебной деятельности (составление презентаций, умение подготовить и представить доклад, сообщение);
  • сознательный, обоснованный выбор профиля кружка;
  • знание явлений природы, физики этих явлений (на основе полученных знаний на уроках физики);
  • умения ставить перед собой задачи, решать их доступными средствами, представлять полученные результаты;
  • знание своих обязанностей по охране природы и бережное отношение к природе;
  • формирование четкого представления по соблюдению правил техники безопасности в быту;
  • преодоление самооценки « физика – сложный предмет, и мне он в жизни не понадобится»
  • повышение качества образования на уроках физики.

Календарно - тематическое планирование.

Тема 1. Свойства воды. Тепловые явления (9 часов).

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

Вид деятельности

1

Откуда на Земле взялась вода, и какой в ней толк?

2

Беседа, работа с дополнительной литературой

2

Удивительные свойства воды. Какие тепловые свойства воды важны для жизни?

2

Беседа, эксперимент

3

Решение задач.

2

Самостоятельная работа

4

Экономим воду. Качество питьевой воды и здоровье человека. Практические задачи

2

Беседа, работа с дополнительной литературой

5

Обладает ли вода электрическими и магнитными свойствами?

2

Беседа, эксперимент

6

Похожа ли вода на твердое тело?

2

Сообщения

7

Экономим воду. Качество питьевой воды и здоровье человека. Практические задачи.

2

Доклад, домашнее задание (эксперимент)

8

Три состояния воды

2

Таблица, задачи

9

Итоговое занятие по теме «Свойства воды. Тепловые явления»

2

Тест.

Тема 2. Возможна ли наша жизнь без электричества?(8 часов)

10

Сила тока. Амперметр

2

Беседа, эксперимент

11

Напряжение. Вольтметр

2

Беседа, эксперимент

12

Решение задач разного уровня сложности

2

Решение задач, тест.

13

Закон Ома для участка цепи

2

Эксперимент.

14

Соединение проводников

2

Беседа, эксперимент.

15

Проблемы экономии электроэнергии

2

Сообщения.

16

Решение задач разного уровня.

2

Тест.

17

Итоговое занятие по теме « Электричество»

2

Домашний эксперимент.

Тема 3. Оптика  для нас (14 часов).

18

Свет и его природа

2

Беседа, обсуждения

19

Отражение света. Полное отражение. Зеркало

2

Тест, решение задач

20

Световые явления в природе.

2

Беседа, сообщения

21

Линзы. Построение изображения в линзах.

2

Рисунки, эксперимент

22

Глаз как оптическая система

2

Таблицы, беседа

23

Дефекты зрения. Очки

2

Беседа, эксперимент.

24

Лупа. Микроскоп. Телескоп. Фотоаппарат.

2

Презентации.

25

Решение задач.

2

Тест.

26

Современные оптические приборы

2

Таблицы.

27

Свет в жизни растений, животных и человека

2

Беседа, дополнительная литература.

28

Достижения и перспективы использования световой энергии Солнца человеком. Альтернативные источники энергии

2

Сообщения, презентации.

29

Решение задач разного уровня сложности

2

Домашний эксперимент

30

Итоговое занятие по теме «Оптика для нас»

2

Тест.

31

Итоговое занятие. Подведение итогов за год.

2

Анкетирование.

Дата проведения занятий может быть изменена во втором полугодии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"

Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....

Программа работы театрального кружка "Арлекин"

Методическая разработка программы театрального кружка. Календарно-тематическое планирование и расчасовка занятий. Эта программа заинтересует ребят, а , главное, черезгод у вас будет театральная т...

программа работы краеведческого кружка

Прграмма работы краеведческого кружка "Юный краевед" реализует следующие цели:Познакомить учащихся с богатейшим  историко - культурным наследием Владимирской земли;сформировать черты патриотизма ...

Программа работы драматического кружка школы на 2012-2013 уч. год

Главное внимание уделяется расширению общего художественного кругозора кружковцев и практическому знакомству их с элементами сценической грамоты ( в процессе игр – импровизаций, этюдов и ...

Программа работы школьного кружка «Музейное дело»

Программа работы школьного кружка  «Музейное дело» составлена на региональном материале исторического краеведения и авторской  образовательной программы  педагога Подольской Ж.А.....

Программа работы предметного кружка для учащихся 7–9-х классов "Физические фокусы"

Программа работы предметного кружка для учащихся 7–9-х классов "Физические фокусы"...

Программа работы логопедического кружка для детей 4-5 лет "Школа чистой речи"

В содержание  занятий включены следующие виды работы:·  Артикуляционная гимнастика.·  Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.·  Дых...