Программа работы предметного кружка для учащихся 7–9-х классов "Физические фокусы"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Программа работы предметного кружка для учащихся 7–9-х классов "Физические фокусы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по ВР Директор МОУ «СОШ № 5»
___________/Е.А. Адаменко/ ___________ /О.Н.Сахарова/
«____» ___________20____г. «_____» __________20___г.
Программа работы предметного кружка для учащихся 7–9-х классов "Физические фокусы"
Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности - творческая активность - предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно-деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.
Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к физике, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Планирование работы кружка рассчитано на 1 час в неделю.
Цели и задачи кружка:
- развитие познавательного интереса к науке физике;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие навыков самостоятельного творческого труда, умения мыслить и объяснять наблюдаемое явление, пользуясь законами и понятиями предмета физики
Количество часов на реализацию: всего в год 34 часа – 1 час в неделю
В течение года планируется: 32 часа занятий, в том числе 1 урок-представление (заключительный), 2 часа резервное время (участие в смотре кружковой работы)
Программа ориентирована на возраст учащихся 7–9-х классов
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю (35 часов в год), занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, на которых показываются необычные опыты, а затем рассматриваются понятия и явления, с помощью которых можно объяснить наблюдаемое явление.
После объяснения ребята могут сами попробовать продемонстрировать рассматриваемый на занятиях фокус.
Отдельные занятия проводятся как урок-представление, на котором учащиеся показывают «фокусы», а зрители объясняют их, пользуясь законами и понятиями физики.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия (содержание деятельности) | Дата проведения |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. «Коробка на краю стола» Центр тяжести. Условия равновесия |
|
2. | «Тонет – всплывает?» Выталкивающая сила |
|
3. | «Бумажная змейка» Конвекция |
|
4. | «Неподвижная башня» Инерция |
|
5. | «Шарик на нити». Сила трения |
|
6. | «Малиновая полоска». Диффузия |
|
7. | «Фонтан в колбе» Атмосферное давление |
|
8. | «Яйцо в бутылке», Атмосферное давление |
|
9. | «Перевёрнутый стакан» Атмосферное давление |
|
10. | «Разрезание льда струной» Положения МКТ |
|
11. | «Свечение лампочки без источника тока» Явление ЭМИ |
|
12. | «Кипение воды в бумажной коробке» Теплоёмкость |
|
13. | Мгновенная кристаллизация. Фазовые переходы |
|
14. | «Шарик в воздушной струе» Закон Бернулли |
|
15. | «Цветной волчок?» Белый цвет – сложный цвет |
|
16. | Плавание кораблика. Поверхностное натяжение |
|
17. | «Горение полоски ткани .Плотности различных жидкости и их расположение |
|
18. | Танцующие фигурки. Электризация. |
|
19. | Нагревание спицы. Равновесие. |
|
20. | «Разборчивый гусь» Взаимодействие магнитов |
|
21. | «Артезианский водолаз» Сила Архимеда |
|
22. | «Вверх по склону » Центр тяжести и скатывающая сила. |
|
23. | Переполненный стакан. Поверхностный слой жидкости |
|
24. | Оптические иллюзии. |
|
25. | «Поющий стакан» Механические колебания звуковой частоты |
|
26. | « Пляшущая проволока» Механические колебания |
|
27. | Соломинки и монетка. |
|
28. | Безразмерная открытка. |
|
29. | Что прочнее: бумага или дерево Проявление инерции |
|
31. | Звучащий и замолкающий звонок. Опыт Р. Бойля |
|
32. | Взаимное притяжение и отталкивание «Султанов» |
|
33. | Урок-представление «Физические фокусы» |
|
34. | Резерв времени 2 часа |
|
Используемая литература:
- Гальперштейн Л.Я. Забавная физика. – М.: Детская литература, 1993.
- Постолатий В.К. Фокусы в школе и дома. – М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
- Рабиза Ф.В. Опыты без приборов. – М.: Детская литература, 1988.
- Солдатова Т.Б., Гусева Т.А., Сгибнева Е.П. Сценарии тематических вечеров и предметной недели физики, Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.
- Том Тит Научные забавы. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007.
- Том Тит Продолжаем научные забавы. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"
Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/13/picture-20311-1487001143.jpg)
Программа работы театрального кружка "Арлекин"
Методическая разработка программы театрального кружка. Календарно-тематическое планирование и расчасовка занятий. Эта программа заинтересует ребят, а , главное, черезгод у вас будет театральная т...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-318060-1393782018.jpg)
Программа по предметному кружку "Юный лингвист" в 9 классе
Аннотация к программе по внеурочной деятельности кружка "Юный лингвист"Курс кружка "Юный лингвист" в 9 классе рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа.Сроки реализации программы - 1 год.Цели: ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/10/picture-264824-1370887767.jpg)
Программа предметного кружка для учащихся 7-8 класса по теме «Физика вокруг нас»
Программа предметного кружка для учащихся 7-8 класса по теме «Физика вокруг нас»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/18/picture-463391-1434661140.jpg)
План работы предметного кружка по физике "Электроник"
Дополнительная программа по физике «Электроник» разработана на основе печатных изданий следующих авторов А.П. Кашкаров (Электрика своими руками),...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-685798-1485591302.png)
Рабочая программа по предметному кружку "Уроки шитья" для 5, 6 классов
В рабочей программе указаны темы занятий по шитью для начинающих. Уделено внимание ручным и швейным работам, изготовлению готового изделия....