Методическая разработка кружка "Юный физик"
методическая разработка (физика, 8 класс) по теме

Мусатова Зинаида Николаевна

В рамках курсовой подготовки по теме "Методика работы по развитию детской одаренности в предметных областях" была подготовлена методическая разроботка кружка "Юный физик".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_132_musatova_zn.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КРУЖКА «Юный физик»

Пояснительная записка

Кружок «Юный физик»  способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие  способности.

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.  

Образовательная программа «Юный физик»:

- по целевому обеспечению – развитие и поддержка интереса учащихся к изучению физики;

- по технологии обучения – ИКТ, разноуровневое обучение, проблемное и поисковое обучение;

- по характеру деятельности – практические занятия, решение задач;

- по возрастным особенностям – 14 – 18 лет;

- по контингенту воспитанников – общая:

- по временным показателям – 1-2 год;

- количество учебных часов  за учебный год  - 20;

- количество учебных часов в месяц – 2;

- количество обучающихся в группе –  по списку;

-форма занятий – беседа, практикум, экскурсия, игра.

-место проведения – кабинет физики.

    Новизна программы. Отличительной особенностью данной образовательной программы является направленность  на формирование учебно-исследовательских навыков, различных способов деятельности  учащихся для участия в интерактивных играх. 

 

Цели и задачи  кружкового объединения «Юный физик»

Цели: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Задачи:

  1. Образовательные: способствовать самореализации кружковцев
    в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать
    познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить
    учащихся с последними достижениями науки и техники, научить
    решать задачи нестандартными методами, развитие
    познавательных интересов при выполнении экспериментальных
    исследований с использованием информационных технологий.
  2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности
    познания законов природы, в необходимости разумного
    использования достижений науки и техники, воспитание уважения
    к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу
    общечеловеческой культуры.
  3. Развивающие: развитие умений и навыков учащихся
    самостоятельно работать с научно-популярной литературой,
    умений практически применять физические знания в жизни,
    развитие творческих способностей, формирование у учащихся
    активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.

Виды деятельности:

  • Решение разных типов задач;
  • Занимательные опыты по разным разделам физики;
  • Применение ИКТ;
  • Занимательные экскурсии в область истории физики;
  • Применение физики в практической жизни;
  • Наблюдения за звездным небом и явлениями природы;

Форма проведения занятий кружка:

  • Беседа;
  • Практикум;
  • Вечера физики;
  • Экскурсии;

Структура программы:

  • Пояснительная записка;
  • Тематический план;
  • Содержание;
  • Методические рекомендации;
  • Литература;

 Ожидаемый результат:   Ожидается, что к концу обучения воспитанники кружка «Юный физик» усвоят учебную программу  в полном объёме. Учащиеся  приобретут :

  • Навыки к выполнению работ исследовательского характера;
  • Навыки решения разных типов задач;
  • Навыки постановки эксперимента;
  • Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет;
  • Профессиональное самоопределение.

Способы оценивания уровня достижений учащихся.

  • Тестовые задания
  • Интерактивные игры и конкурсы
  • Зачетные занятия

Формы подведения итогов.

  • Выставка работ учащихся

В процессе обучения решаются проблемы:

  • увеличение занятости учащихся в свободное время;
  • организация полноценного досуга;
  • развитие личности ;

Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Т

П

Всего

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка.

1

1

2

Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике.

2

2

Интересные явления в природе. Занимательные опыты.

1

1

2

Решение экспериментальных и качественных задач

2

2

Подготовка магических фокусов, основанных на физических закономерностях

2

2

Оптика. Занимательные опыты по оптике.

1

1

2

Создание электронной презентации к уроку физики

2

2

Физика стирки. Что такое поверхностное натяжение

1

1

2

Звуковые волны. Занимательные опыты по звуку.

1

1

2

Защита проекта. Выставка работ.

2

2

Общее количество

9

11

-20

Содержание

Вводное занятие.  Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.

Занятия 3 – 4  Нобелевские лауреаты по физике. Жизнь и  научная работа.

Занятия 5 – 6  Интересные явления в природе. Занимательные опыты.

Занятия 7 – 8  Решение экспериментальных и качественных задач

Занятия 9 – 10 Подготовка магических фокусов, основанных на физических закономерностях.

      Занятия 11 - 12 Оптические явления. Прямолинейное распространение света. Скорость света в вакууме. Законы отражения и преломления. Занимательные опыты.

      Занятия 13 – 14   Создание электронной презентации к уроку физики

Занятия 15 – 16  Физика стирки. Что такое поверхностное натяжение

Занятия 17 – 18 Звуковые волны. Скорость и длина волны. Громкость и высота звука. Распространение звука в разных средах. Эхо. Занимательные опыты со звуком.

Занятие 19 – 20 Выставка работ.

Методические рекомендации

Работа кружковцев включает разные виды деятельности. Помимо теоретических уроков очень много практических занятий, поэтому следует особое внимание уделять соблюдению учащимися правил техники безопасности.

При решении задач обратить внимание на отыскание наиболее рациональных способов решения. Выбор способа решения – право учащегося. Оформление решения задач в соответствии  с общепринятыми нормами. Выбор единиц измерения в соответствии с  условием задачи, если в условии не оговаривается отдельно – то в СИ. Умение хорошо изложить решение надо поощрять, но умение хорошо и быстро догадываться,  должно цениться выше.         

План является ориентиром для учителя. Используя методическую литературу и собственный опыт, учитель конкретизирует содержание каждого занятия.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации данной  программы  необходимо:

  • классное помещение ;
  • мебель (столы, стулья, классная доска);
  • наглядные пособия и материалы: книги, брошюры, презентации тематических занятий, цветные мелки, приборы и оборудование для выполнения практических работ.
  • компьютерная техника: (компьютеры, экран, проектор);интерактивная доска;
  • желание детей заниматься.

Литература

  1. Журнал «Физика в школе»
  2. Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
  3. К.Н.Павленко «Тестовые задания по физике» ( 9 класс, 10 класс, 11 класс), М, «Школьная пресса», 2004
  4. Г.Н.Никифоров «Готовимся к ЕГЭ по физике. Экспериментальные задания», М, «Школьная пресса», 2004
  5. Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994
  6. Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999
  7. И.С.Шутов «Физика. Решение практических задач», Минск, Современное слово, 1997
  8. И.Я Ланина «Развитие интереса к физике», М, Просвещение, 1999
  9. М.Алексеева «Физика юным», М. Просвещение, 1980  и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".

В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....

Методическая разработка по физике (11 класс) по теме: Элективный курс "Эксперимент в физике"

Пояснительная записка  Элективный курс «Эксперимент в физике» предназначен для учащихся технологического и естественно научного профиля. Программа приближена к содержанию обязательного прогр...

Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики

Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...

Методическая разработка по физике: «Применение сказок на уроках физики» (для 7-8 классов)

Пояснительная записка Сказки помогают принести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал для учеников ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из них не ра...

Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике « Юные мудрецы»

Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике« Юные мудрецы»...