Вопросы для физической викторины по теме "Агрегатные состояния вещества"
учебно-методическое пособие по физике (8 класс) на тему

Эту викторину можно провести после прохождения темы "Агрегатные состояния вещества" совместно с учителем литературы. Получится очень удачная интеграция физики и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_okno_uvidela_tatyana.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы для физической викторины после прохождения темы «Агрегатные состояния вещества»

8 класс

  1. В окно увидела Татьяна
            Поутру побелевший двор

         Куртины, кровли и забор,

         На стёклах лёгкие узоры,

         Деревья в лёгком серебре…

Вопрос: 1) Кто автор этих строк? Как называется произведение?

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

               2) Что представляют из себя с точки зрения физики « на стёклах лёгкие узоры»

(Кристаллики замёрзшей воды, её твёрдое состояние)

  1. Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали

Ей, «Спасибо за труды!»

Вопрос:1) Кто автор?  ( С. Есенин)

              2) Что с физической точки зрения означает это явление?           Каким физическим термином оно называется?                         При какой температуре начинается?

    3.С треском лопнул кувшин

       Ночью вода в нём замёрзла

       Я пробудился вдруг….

Вопрос: Почему вода при замерзании разорвала кувшин?

              ( При кристаллизации объём льда становится больше, чем объём, бывшей до этого воды.)

   

  1. Лопнет в градуснике ртуть,

Или лопнут скулы,

Тяжелей и гуще муть,

Холод злей акулы.

Вопрос: 1. Кто автор произведения? ( Саша Чёрный. «Северная лирика»)

               2) Если считать, что «лопнет в градуснике ртуть» поэтическое   выражение факта замерзания ртути в термометре, то ответьте: Какова была температура воздуха? (-39 С )

     

  1. Помнишь время молодое?

Мы врывались на пари,

Оставляя пол – ладони,

Примороженной к двери.

Вопрос: 1) Кто автор произведения? ( А. Вознесенский «Мороз»)

               2) Почему пол – ладони оказались « примороженными»

Стр.2

                     к двери? Объясните это с точки зрения физики.

                   (Металл обладает большой теплопроводностью, поэтому       активно «отводит» тепло от руки. Влага, находящаяся на поверхности ладони и в её порах быстро охлаждается до температуры кристаллизации и примерзает к металлу)

  1. Лежат холодные туманы,

Горят багровые костры.

Душа морозная Светланы,

В мечтах таинственной игры.

Скрипнет снег – сердца займутся –

Снова тихая Луна

За воротами смеются,

Дальше улица темна.

Вопрос:1) Кто автор?( А. А. Блок  «Ночь на Новый год»)

              2) Что такое «холодный туман»?

                   Почему скрипит снег?

              (Скрип снега вызван хождением по нему; при этом разрушаются                  

                ледяные кристаллики . Холодный туман – конденсация водяных    

                паров.

  1. Свободные поля взрывал уж ранний плуг

Чуть веял ветерок, под вечер холодея;

Едва прозрачный лёд, над озером тускнея

Кристаллом покрывал недвижные струи.

Вопрос: 1) Кто автор этих строк? ( А.С. Пушкин « К Овидию»)

               2) Что означает греческое слово «кристалл»? (лёд)

     8. Опрятней модного паркета
        Блистает речка, льдом одета.
        Мальчишек радостный народ

         Коньками звучно режет лёд.

Вопрос: 1) Кто автор?( А.С. Пушкин )

               2) Отчего речка, одетая льдом, «блистает»? Укажите строчки,    

                    где говорится о «соседстве» двух состояний одного вещества.

                    Почему коньки «режут» лёд и почему они хорошо скользят      

                    по льду?

               (Коньки скользят по льду, т.к. температура плавления льда          

               Снижается при увеличении внешнего давления; под давлением  

                конькобежца лёд подтаивает и коньки движутся по тонкой          

                водяной плёнке, которая служит смазкой.)

                                              стр. 3

9.На окне, серебристом от инея,

За ночь хризантемы расцвели

В верхних стёклах – небо ярко – синее

И застреха в снеговой пыли

Вопрос:1. Отчего «В верхних стёклах -  небо ярко – синее»?

        ( Конвекционные потоки воздуха соприкасаясь с нижними

         стёклами охладились; при этом водяные пары, содержащиеся  в воздухе сконденсировались, охладились и кристаллизовались.)

              2. Кто автор? Назовите произведение.

( И. А. Бунин «На окне, серебряном от инея»)

      10. Из « Калевалы» - карело – финский эпос.

           «Он»….сначала заморозил

           Ночью бухты и озёра,

           Сделал твёрдым берег моря-

           Моря самого не тронул.

           Не сковал ещё теченья.

Вопрос: Почему мороз не сковал «теченья»?

          ( Море не замёрзло, т. к. движение водных масс, по-видимому,         постоянно выносило на поверхность более тёплую воду.)

       11. Всё молчит – лучина с треском

             Лишь горит багровым блеском,

             Да по кровле ветр шумит.

Вопрос: 1. Почему лучина «горит с треском»?

           ( При горении лучины из её древесины интенсивно испаряется

            влага. Пар, увеличиваясь в объёме, с треском разрывает

            древесные волокна.)

               2. Кто автор произведения? ( А. А. Фет.)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест по теме "Три состояния вещества". Физика 7 класс.

Интерактивный тест содержит 15 заданий, создан в программе РР-2007 с поддержкой макросов....

урок по физики "Изменение агрегатных состояний вещества"

Цели урока: образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал темы, совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач. развивающая: развитие коммуника...

тест по теме: Агрегатные состояния вещества

тематический тест для 8 класса...

Урок повторенияи обобщения по теме:"Агрегатные состояния вещества"

В интересной увлекательной форме повторить,закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме....

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ для аттестации выпускников основной школы по физической культуре, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

В пособие представлены примерные вопросы и ответы теоретической и практической части экзамена по физической культуре. Материал подготовлен как самим автором, так и при помощи ресурсов интернет....

Зачет №1. «Измерение физических величин», «Точность и погрешность измерений», «Строение вещества. Молекулы», «Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах», «Агрегатные состояния вещества»

Зачет по физике в 7 классе по темам «Измерение физических величин», «Точность и погрешность измерений», «Строение вещества. Молекулы», «Диффузия в ж...