урок по физики "Изменение агрегатных состояний вещества"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Цели урока:
образовательная:
- повторить, обобщить и систематизировать материал темы,
- совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач.
развивающая:
- развитие коммуникативных способностей, познавательных интересов и мотивации, образного мышления;
- формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в изученном материале.
воспитательная:
- умение видеть физику вокруг себя;
- воспитывать культуру устной и письменной речи, культуру работы в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_fiziki_k_pedsovetu.zip | 126.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме
«Изменение агрегатных состояний вещества»
Цели урока:
образовательная:
- повторить, обобщить и систематизировать материал темы,
- совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач.
развивающая:
- развитие коммуникативных способностей, познавательных интересов и мотивации, образного мышления;
- формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в изученном материале.
воспитательная:
- умение видеть физику вокруг себя;
- воспитывать культуру устной и письменной речи, культуру работы в группе.
Оборудование:
- мультимедиа-проектор
- презентация
- иллюстрации художников
- пипетки, мензурки с водой и одеколоном.
Тип урока: закрепление пройденного материала
Форма: групповая
Место урока в учебном плане:
Данный урок является последним в теме: « Изменение агрегатных состояний вещества». Он предназначен для закрепления пройденного материала и включает в себя обобщение знаний по этой теме.
План урока:
- Орг. момент.
- Мотивационное начало.
- Работа в группах:
- Итог урока (рефлексия)
Ход урока.
1. Орг. Момент.
Ребята, сегодня мы заканчиваем изучение большого раздела физики «Тепловые явления». И проводим повторительно-обобщающий урок, тема которого «Тепловые явления в природе». Цель нашего урока состоит не только в том, чтобы повторить и обобщить материал, изученный нами в этом разделе, но и самое главное научиться видеть проявления изученных нами закономерностей в окружающей среде. Поэтому обратимся к литературе, поэзии и устному народному творчеству.
2. Мотивационное начало. (Через мультимедийный проектор осуществляется демонстрация темы урока)
Эпиграф к уроку
«Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись,
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет».
(Фирдоуси, персидский и таджикский поэт, 940–1030 г.г)
На этом этапе я использую фронтальный опрос и беседу с целью активизации имеющихся знаний, концентрации внимания, включения учащихся в активную продуктивную работу.
Слайд 3
1. Фронтальный опрос.
- - Из чего состоит вещество?
- Какую энергию называют внутренней энергией тела?
- От чего зависит внутренняя энергия тела?
- Как можно изменить внутреннюю энергию?
- В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
Слайд 4
В результате беседы делается обобщение: Любое вещество, состоящее из атомов и молекул может находиться в трех состояниях жидком, твердом. и газообразном.
-Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от другого?
-Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей , твердых тел?]
(заслушиваются мнения учащихся).
Делается вывод: слайд 4
В рaзных агрегатных состояниях расположение атомов и молекул рaзлично; Внутренняя энергия одинаковых масс твердого тела, жидкости и гaза при одинаковых температурах рaзлична.
слайд 5
-Какой процесс называется плавлением? Кристаллизацией?
- Какой процесс называется испарением? Конденсацией?
- как изменяется внутренняя энергия при переходе из одного агрегатного состяния в другое?
Делается вывод
- Процесс перехода «твердое вещество – жидкость- газ» связан c увеличением внутренней энергии. Значит, в таких превращениях вещество поглощает тепло, и кинетическая энергия движения молекул возрастает т.е. ∆U> 0.
2. А в переходе «газ–жидкость-твердое вещество» процесс перехода идeт c выделeнием тепла. При этом скорость молекул и внутренняя энергия уменьшаются, т. е.: ∆U < 0. слайд 5
2. Работа по обобщающей таблице. слайд 6
3. Работа в группах
А) практическая работа слайд 7
I гр. – На лист бумаги с помощью пипетки наносят по капле воды и спирта и наблюдают за их испарением.
Вывод: Скорость испарения спирта больше, чем воды
Скорость испарения зависит от рода жидкости
II гр.– Наносите пипеткой по капле спирта на лист бумаги и на ладонь
Вывод: Капля на руке, имеющая более высокую температуру испарится быстрее, чем капля на бумаге.
Скорость испарения зависит от температуры.
III гр. – Нанесите пипеткой по капле спирта на 2 листа бумаги. Один лист отодвиньте в сторону, а возле второго создайте движение воздуха с помощью бумажного веера.
Вывод: Вторая капля испарится быстрее, чем первая.
Скорость испарения зависит от наличия ветра.
IV гр. На разные листы бумаги с помощью пипетки нанесите по капле спирта и сразу же увеличьте свободную поверхность одной из капель. Для этого один лист бумаги расположите вертикально, чтобы капля растекалась по нему.
Вывод: Скорость испарения второй капли больше, чем первой.
Скорость испарения зависит от площади свободной поверхности.
Делаем вывод:
Скорость испарения жидкости зависит от:
- рода жидкости
- площади свободной поверхности
- температуры
- наличие ветра.
Б) практическое задание слайд 8
1. К каждой из ниже перечисленных ситуаций подберите график, который наиболее верно отражает происходящие с веществом процессы: а) медь нагревают и плавят; б) цинк нагревают до 400 °С; в) плавящийся стеарин нагревают до 100 °С; г) воду, взятую при температуре 20 0С нагрели до 100 0 С и испарили.
1гр. вопрос а) , 2 гр. вопрос б) , 3гр. вопрос в) , 4гр. вопрос г)
2. Какое количество теплоты потребуется для расплавления бруска олова массой 2 кг?
3.Какое количество теплоты потребуется для превращения 100г воды, взятой при температуре 20 0 С, в пар?
Поднимите карточки с формулой, которая необходима для решения первой задачи.
Проанализируйте условие второй задачи поднимите карточки, показывающие в какой последовательности происходят процессы, затем поднимите формулы, которые будете применять при решении данной задачи.
В) Увидеть физику вокруг себя
Каждой группе предлагается иллюстрация. Найдите в каждой иллюстрации то, что относится к нашей теме.
1. «Масленица» Б.М. Кустодиев
2. «Лед прошел» С.В. Герасимов
3. «В голубом просторе» А.А. Рылов
4. «Ледоход»
Учащиеся (I гр.): На картине “Масленица” деревья и улицы покрыты хлопьями пушистого снега – процесс кристаллизации.
Учащиеся (II гр.): На картине “Лед прошел” около деревьев изображены лужи. Лужи чистой воды, которые образуются в результате таяния снега, т.е. плавления.
Учащиеся (III гр): На картине “В голубых просторах” изображены облака. Образование облаков объясняется конденсацией пара. Пары воды, поднимающиеся над землей, превращаются в верхних, более холодных слоях воздуха в мельчайшие капельки воды, т.е. облака.
Учащиеся (.IV гр): На картине “Ледоход» видны большие участки чистой воды, которые образуются в результате таяния снега и льда, т.е. плавления.
Учитель: Мы с вами увидели примеры тепловых явлений в живописи.
Г) “Узнай новое”
Я предлагаю вам послушать фрагмент песни и найти слова, которые имеют отношение к повторяемой теме. (Звучит фрагмент песни “Зима”)
(Текст песни у ребят написан на листе)
У леса на опушке
Жила зима в избушке,
Она снежки солила
В березовой кадушке,
Она сучила пряжу,
Она ткала холсты,
Ковала ледяные да над речкою мосты,
Потолок ледяной,
Дверь скрипучая,
За шершавой стеной
Тьма колючая
Как пойдешь за порог,
Всюду иней
А из окон парок синий, синий
Учащиеся: В этой песне прозвучали слова: “снежки”, “ледяной”, “иней”, “парок”
Ошибка в тексте песни: парок синим быть не может. Сам водяной пар невидим. Водяной пар конденсируется в воздухе при охлаждении, образуя мельчайшие капельки – туман. Правильно будет спеть “А из окон туман синий, синий”.
Д) Качественные задачи
I гр.
- Почему в зимнее время у человека усы, борода и даже волосы на голове во время пребывания на улице покрываются инеем?
- Почему ожог паром опаснее ожога кипятком?
II гр.
- Почему вода, налитая на мерзлую клюву, замерзает?
- Может ли вода быть жидкой при температуре 110 0С?
III гр.
- В две тарелки налили одинаковое количество бульона: в одну горячий постный бульон, а другую жирный при той же температуре. Какой бульон остынет быстрее?
- Почему говорят: “Ветер снег съедает?”
IV гр.
- Почему в жару собака высовывает язык?
- Будет ли плавиться чугунная деталь, брошенная в расплавленную медь?
Е) Семь бед, один ответ.
Семь признаков для одного:
Тепловые явления
1.1).Физическая величина
2). Жарко - холодно
3).С её изменением связаны тепловые явления
4).если она повышается, то молекулы движутся быстрее
5). Градус Цельсия
6).Если она повышается у нас - мы болеем
7). Её измеряют с помощью термометра
ответ: температура
2.1).тепловое движение
2).молекулы
3). Зависит от агрегатного состояния
4) деформация
5). Не зависит от механического движения тела
6). Очень велика
7). Можно изменить двумя способами
ответ: внутренняя энергия
3.1).Бывает плохой и хорошей у разных веществ
2). Вакуум
3). «Греет ли шуба»
4). «Нахохлился, как воробей»
5). Хорошая у металлов
6). Явление передачи внутренней энергии
7). Один из видов теплопередачи
ответ: теплопроводность
4.1). Явление
2). Ветер
3). Бывает естественная и свободная
4). Не может происходить в твёрдых телах
5). Необходимо нагревать снизу
6). Энергия переносится струями газа или жидкости
7). Вид теплопередачи
ответ: конвекция
5.1). Солнце
2).Термоскоп
3) Белое и чёрное
4). Может осуществляться в полном вакууме
5). Бывает видимое и невидимое
6). Мы это тоже делаем
7). Один из видов теплопередачи
ответ: излучение
6.1).Энергия
2). Теплопередача
3). Калориметр
4). Зависит от массы
5). Зависит от разности температур тела
6). Зависит от рода вещества
7). Измеряется в джоулях
Ответ: количество теплоты
7.1).Один из двух способов
2). Происходит при любой температуре
3). Чем больше поверхность жидкости, тем больше его скорость
4). В финской и русской бане оно происходит с разной скоростью
5). Его скорость зависит от рода жидкости
6) Оно происходит быстрее, чем выше температура
7) Жидкость пар
ответ: испарение
8.1).Пузырьки
2). Архимедова сила
3). Чайник со свистком
4). Один из двух способов
5). Происходит при определённой температуре
6). 100 ° С
7). Когда это происходит, температура жидкости не изменяется
ответ : кипение
Ж) Разгадывание кроссворда.
В каждую клетку, включая нумерованную, поставить по букве так, чтобы слова на горизонтали означали:
1. Конвекционный поток огромного масштаба, происходящий в атмосфере.
2. Физическая величина, измеряемая в джоулях.
3. Горючее вещество, источник получения энергии.
4. Английский ученый, в честь которого названа единица измерения энергии.
5. Переход вещества из твердого состояния в жидкое.
6. Естественный источник тепла и света, источник жизни на Земле.
7. Распространенная в природе разновидность воды, в твердом состоянии.
Ответы: 1– ветер; 2 – энергия; 3 – топливо; 4 – джоуль; 5 – плавление; 6 – Солнце; 7 – снег
Подведение итогов (методом рефлексии).
1. Оценивание урока с помощью сигнальных разноцветных карточек.
2. Оценивание уровня своих знаний по теме с помощью этих же карточек.
(У каждого учащегося на столе по три карточки: красная, синяя и желтая. Каждая соответствует определенной оценке: красная – хорошо; синяя - не очень; желтая – плохо).
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анализ урока на тему "агрегатные состояния вещества" 8кл
Анализ урока «Агрегатное состояние вещества» физика 8 класс.Готовясь к уроку я прежде всего ставлю для себя цель - слова Уильяма Блейка – “ Истину нельзя объяснить так, чтобы её поня...
План-конспект урока по теме "Агрегатное состояние вещества"
В данном материале размещен план-конспект урока по физике для восьмого класса по теме "Агрегатное состояние вещества"...
Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)
Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1. Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....
Конспект урока Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества.
Заключительный урок по теме "Тепловые явления" в 8 классе по программе для общеобразовательных учреждений: физика 7–9 под редакцией А.В.ПерышкинаТип урока – урок закрепления полученных знаний...
Разработка открытого урока по теме «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел» физика, 8 класс
Методическая разработка по физике (8 класс) на тему: урок физики в 8 кл по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание "...
Интегрированный урок физика-информатика "Агрегатные состояния вещества"
Урок для тех кто хочет заинтересовать учащихся и любит экспериментировать.Урок предполагает применение компьютера и вычисление количества теплоты с помощью программы, написанной на языке программирова...
Презентация к уроку 7 класса "Агрегатные состояния вещества"
Здесь представлена презентация, подготовленная учащимися для уроков по физике 7 класса по теме "Агрегатные состояния вещества"....